Полёт на Приразломную

Oct 31, 2015 10:00



В апреле 2014 года в российской Арктике состоялось важное событие, вставшее на один уровень с успехами полярников прошлых веков. С морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) "Приразломная" была отгружена первая партия арктической нефти. Сейчас "Приразломная" - единственная платформа, которая ведет добычу нефти на российском арктическом шельфе. Это невероятно сложная система. "Приразломная" - результат отлаженной работы сотен специалистов самых разных профилей: от инженеров, проектировавших платформу, до биологов, которые следят за тем, чтобы присутствие такого объекта в Печорском море, не повлияло на Арктическую природу.

О том, как добывают нефть в Арктике я расскажу в следующем посте, а пока предлагаю посмотреть на устройство самой платформы...



Визит на "Приразломную" начинается за 1700 километров от самой платформы - в Санкт-Петербурге. Тут находится бассейн, где проходит практическая часть тренинга о том, как покидать вертолет в случае падения в море (теоретическая часть проходит тут же двумя часами ранее):

3.

В бассейн опущена часть корпуса вертолета. Подъемный кран, на котором она закреплена, позволяет опускать и поднимать "тренажер", имитируя различные ситуации на воде. Маневренность такая, что вам могут устроить "крушение с последующим переворачиванием корпуса на 180 градусов", то есть, с ног на голову. Забегая вперед, скажу, что после этого тренинга я начал пристегиваться в самолете как следует, натягивая лямки ремней. Потому что в случае трагедии, жизнь пассажира, его способность двигаться и спасаться будет зависеть от того, насколько плотно затянуты ремни:

4.

Летают на "Приразломную" в специальных спасательных гидрокостюмах, которые позволяют прожить несколько часов в ледяной воде. У каждого на шее установлен прибор, позволяющий дышать под водой. Это не акваланг, а специальный мешок, с помощью которого можно протянуть на одном вдохе-выдохе пару минут. Самое сложное разобраться и запомнить всю последовательность действий: когда "надышать" в мешок, когда им пользоваться и когда не забыть выдавить окно, чтобы спастись из тонущего вертолета:

5.

Если вы думаете, что это легко, представьте себя (одновременно):

- в упавшем в воду вертолете,
- болтающимся вверх ногами на ремнях пассажирского сиденья,
- в полной темноте.

6.

После тренинга летим в Архангельск на короткую ночёвку. Тут же проходим медкомиссию, которая проверяет общее состояние и наличие алкоголя в крови. Последний категорически запрещён на платформе:

7.

Следующий перелет - Архангельск - Варандей:

8.

Варандей основан в 1930-х годах как база оседлости оленеводов, а в 1970-х стал базой Варандейской нефтегазоразведочной экспедиции. На берегу Баренцева моря появился поселок Новый Варандей, население которого составляло до тысячи человек. В начале 1990-х море начало наступать на берег и в считанные месяцы стало угрозой жизни варандейцев. В 1993 году Варандей признали зоной стихийного бедствия и переселили жителей в Архангельск, Нарьян-Мар и село Красное.

В настоящее время Варандей - вахтовый поселок на 180 человек, где расположена перевалочная база "Приразломной". Используется для доставки вахтового персонала и грузов:

9.

Перед вылетом на "Приразломную" смотрим ещё один 15-минутный инструктаж о технике безопасности на вертолете:

10.

После ролика и регистрации на рейс получаем сумку с гидрокостюмом:

11.

Кроме костюма в комплекте лежит специальное термобельё:

12.

Наконец, последний рейс: Варандей - "Приразломная":

13.

Снега пока немного, но когда мы вернемся сюда на следующий день, всё будет белое:

14.

15.

Пассажиры:

16.

Лететь довольно скучно, за окном ничего кроме воды и облаков:

17.

Длина и ширина её составляют 126 м, высота - 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет веса, превышающего пол-миллиона тонн. После установки она фактически стала искусственным островом. В танках-нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти - то есть они постоянно заполнены либо нефтью, либо водой. Отсутствие воздуха исключает образование взрывоопасной среды, что является дополнительным условием безопасности. Вокруг платформы дежурит несколько кораблей, подробнее о них чуть ниже:

На фото - облёт платформы "Приразломная":

18.

Когда вертолет садится, его встречает пожарный:

19.

У него наготове брандспойт на случай экстренного тушения. Огонь на платформе - самый страшный враг:

20.

Выходим на платформу:

21.

Навстречу нам идут пассажиры на обратный рейс до материка:

22.

23.

На платформе есть мини-гостиница. Нас поселили с Сашей Чебаном в одной каюте. На стуле ждали комплекты спецодежды для прохода по производственным зонам:

24.

Ванна с туалетом:

25.

Вновь инструктаж о поведении на платформе. Мерам безопасности тут уделяется невероятное значение. Все сотрудники безукоризненно их выполняют во всех мелочах:

26.

Никакого мусора за борт:

27.

Держись за поручни (совет прямо-таки из детства):

28.

Кормят трижды в день и очень вкусно. Правда, надо заплатить 300 рублей за суточный комплекс из завтрака, обеда и ужина. Заходить в столовую в спецодежде запрещено, надо переодеваться:

29.

Первое набираешь сам, горячее приносят на выбор:

30.

Выпечка:

32.

После обеда идем на экскурсию по платформе. Первым делом выяснили как обстоят дела с эвакуацией. Для этого есть четыре спасательные лодки, каждая на 70 человек. Учитывая, что на платформе постоянно находятся около 200 сотрудников, это с запасом:

33.

34.

Вид платформы сбоку. Белый контейнер справа - ещё одно место для эвакуации:

35.

Внутри контейнер выглядит так. В центре рукав для экстренной эвакуации, сбоку - саморазворачивающиеся плоты:

36.

Ещё плоты установлены по периметру платформы:

37.

Наконец, третий вариант эвакуации - эвакуационный мост - представляет собой длинный (45 м), похожий на контейнер коридор слева от вертолетной площадки. На платформе их два. Во время тревоги они разворачиваются в сторону моря и обеспечивают безопасный спуск персонала на палубу дежурного судна, на воду или на лед (в зависимости от сценария эвакуации):

38.

39.

"Приразломная" построена таким образом, что защищена от разлива нефти в море. Платформа находится внутри специальной "юбки", и в случае чего любая жидкость потечёт в заранее приготовленные резервуары:

40.

Основания вертолетной площадки:

41.

Кругом камеры, они позволяют следить за всем периметром платформы:

42.

43.

Прожектора:

44.

Рядом с нефтяной платформой Приразломная все время дежурит несколько судов:

1. Судно АСД (Аварийно Спасательное Дежурство). Оно будет спасать людей и предотвращать любые другие неприятности.

2. Судно МФЛС (Многофункциональное Ледовое Судно). Таких судов два. Одно из них все время находится рядом с платформой, пока второе в это время идет до Мурманска и обратно и привозит на станцию оборудование и продукты. Дорога от Приразломной до Мурманска занимает 2,5-3 дня

3. Челночный танкер. Таких суда тоже два: они подходят с платформе и забирают нефть из подводных хранилищ. Затем её отвозят в Роттердам (путь занимает 12-14 дней), где её покупают нефтетрейдеры северо-западной Европы:

45.

46.

Ещё одно судно здесь находится временно. Это плавучая гостиница. Жилой модуль "Приразломной" рассчитан на 200 человек, которые обслуживают нефтедобычу. Однако платформа продолжает строиться и все строители, которые работают над этим, проживают на соседнем корабле:

47.

В следующем посте расскажу про то как добывают первую арктическую нефть! Stay Tuned!

Благодарю компанию "Газпром нефть шельф" за возможность этой поездки.

Подписаться на обновления этого блога

Я в других социальных сетях:














нефть, пресс-тур, Арктика

Previous post Next post
Up