Ясная Поляна - усадьба в Щёкинском районе Тульской области основанная в XVII веке и принадлежавшая сначала роду Карцевых, затем роду Волонских и Толстым. В ней 28 августа (9 сентября) 1828 родился Лев Николаевич Толстой, здесь он жил, творил (в Ясной Поляне были написаны «Война и мир», «Анна Каренина» и др.), здесь же находится его могила.
На Ясную Поляну я поехал уже в последний день нахождения в Туле. От самой Тулы ехать примерно минут 15-20, так что это совсем рядом и посетить такое примечательное место стоит.
На входе в это место можно найти сувенирные ряды, с различными безделушками для туристов, парочку магазинов и много желающих посетить эти исторические места. Я сразу заказываю экскурсионное обслуживание и в составе группы иду гулять по территории усадьбы...
Сам музей сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Документальные кадры последствий разграбления усадьбы немецкими войсками представлены в советском фильме «Разгром немецких войск под Москвой».
Командующий 1-м гвардейским кавалерийским корпусом генерал Белов, чьи войска в декабре 1941 года участвовали в освобождении тех мест, вспоминает об этом так: "При содействии нашего разведывательного отряда бойцы 217-й стрелковой дивизии 50-й армии освободили Ясную Поляну. Разведчики побывали в музее-усадьбе Льва Николаевича Толстого. Вернувшись, с негодованием рассказывали о том, как надругались гитлеровцы над памятью великого писателя. Они содрали со стен редчайшие фотографии Толстого и унесли с собой. В музей приезжал Гудериан. Один из его офицеров захватил для своего начальника в качестве «сувениров» несколько ценных экспонатов. Солдаты, размещавшиеся в усадьбе, топили печки обломками мебели, картинами, книгами из библиотеки Толстого. Работники музея предлагали им дрова, но солдаты смеялись в ответ: «Нам дрова не нужны. Мы сожжем все, что осталось от вашего Толстого». Фашисты осквернили могилу Толстого, поклониться которой приезжали люди со всех концов земли."
Это главный вход на территорию усадьбы, от сюда начинается весь осмотр. У входа в усадьбу располагаются две круглые кирпичные башни, простые и изящные. Они были выстроены дедом Толстого, князем Н. С. Волконским. Когда-то между башнями были укреплены железные ворота, но при Толстом их уже не было. Внутри башни полые, в них укрывались от непогоды сторожа. Налево от входа - небольшой домик, называемый «каменка». Здесь жил садовник. В 90-е годы в «каменке» была школа для крестьянских детей, в которой преподавали старшие дочери Толстого - Татьяна Львовна и Мария Львовна.
Князь Андрей «велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство… Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта».
Л. Н. Толстой «Война и мир».
Стоит отметить, что я был хоть и в марте в этом месте, но было как зимой, прохладно и снежно, но по-моему в этом есть своя красота....
Далее перед нами открывается Прешпект. «Прешпектом» называется живописная березовая аллея, ведущая от башен въезда к дому писателя. В письме жене (1897) Толстой говорил о «Прешпекте»: «Необычайная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого… Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапивка, и все - главное, маханье берез прешпекта такое же как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту».
«Прешпект» не раз упоминается в художественных произведениях Толстого, в том числе в романе «Война и мир». В 1903 г. супруга Льва Николаевича Софья Андреевна вместо старых берез посадила здесь ели. В 1965 г. ели вновь были заменены березами.
«Необычайная красота весны нынешнего года в деревне разбудит мертвого… Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уж, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапивка, и все - главное, маханье берез прешпекта такое же как было, когда я, 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту».
Л. Н. Толстой. Из письма С. А. Толстой, 1897.
Есть на территории усадьбы и небольшое количество прудов. Но сейчас они естественно все во льду.
Что разочаровала в этой усадьбе, этотто что самостоятельно людей в дома, как в музеи, не пускают. Нужно обязательно платить за экскурсию. И мало того, в самих зданиях, как нис транно, запрещенно фотографировать, даже не знаю откуда они выдумали такое правило, но это явно минус усадебного комплекса. Поэтому все фотографии только снаружи)
Самое старое здание в усадьбе - это дом Волконского. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и «черная кухня». В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.
Поликей, как человек незначительный и замаранный, да еще из другой деревни, не имел протекции ни через ключницу, ни через буфетчика, ни через приказчика или горничную, и угол у него был самый плохой, даром что он был сам-сём с женой и детьми. Углы еще покойным барином построены были так: в десятиаршинной каменной избе, в середине, стояла русская печь, кругом был колидор (как звали дворовые), а в каждом углу был отгороженный досками угол. (Места, значит, было немного, особенно в Поликеевом углу, крайнем к двери. Брачное ложе со стеганым одеялом и ситцевыми подушками, люлька с ребенком, столик на трех ножках, на котором стряпалось, мылось, клалось все домашнее и работал сам Поликей (он был коновал), кадушки, платья, куры, теленок и сами семеро наполняли весь угол и не могли бы пошевелиться, ежели бы общая печь не представляла своей четвертой части, на которой ложились и вещи, и люди, да ежели бы еще нельзя было выходить на крыльцо).
Л. Н. Толстой. «Поликушка»
На территории усадьбы имеется много старинных хозяйственных построек. Все они, как я понял, до сих пор используются. Например конюшня полна лошадей - это уже настоящая традиция рода Толстых - любовь к лошадям. Насколько я помню из рассказов экскурсовода, сам Лев Николаевич ежедневно совершал конные прогулки и обожал лошадей.
От самого дома, в котором родился Лев Николаевич, не осталось ничего, кроме вот такого памятного камня. Дом не сгорел и не был разрушен, его продал сам Толстой ещё при своей жизни и соответственно дом переехал)
А вот даже и турник сохранился, на котором великий писатель с лёгкостью выделывал различные упражнения. Любой может подойти и попробовать себя на подтягивание и не только)\
Флигель Кузминских.
Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском и состоявшего из большого дома, в котором Толстой родился (этот дом не сохранился), и двух флигелей. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, просуществовавшая до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
В 50-е годы во флигеле был создан Литературный музей. В 90-е годы возникла необходимость обновления экспозиции. Было принято решение о создании во флигеле сменных мемориальных выставок, рассказывающих о Л. Н. Толстом, о его семье. Так, начиная с 1994 года, с успехом прошли выставки «Вера, Надежда, Любовь Софьи Андреевны Толстой», «Толстой и кинематограф», «Живой Толстой», «Проблески во тьме», созданные при участии ГМТ, Толстовского фонда и др. организаций.
«На другое утро мы пошли осматривать флигель, где помещалась школа. Наверху были светлые, большие, высокие комнаты с балконом и прекрасным открытым видом. Могла ли я думать тогда, что буду приезжать на лето почти ежегодно, со своей семьей, в течение 25 лет в этот самый флигель».
Т. А. Кузминская. «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне»
Самое интересное место моей экскурсии - это конечно же Дом Л. Н. Толстого.
Вот так выглядит крыльцо с пристройкой.Обратите внимание на красивые узоры, вырезанные на дереве, всё это делалось по желанию самого Льва Николаевича, такая идея оформления ему очень понравилась.
Как я уже писал выше, в самом доме фотографировать нельзя, а жаль, так как всё убранство сохранилось без изменений ещё с той поры, когда в доме проживал Толстой. Наверное так же скрипели полы и в его время)
Толстой поселился в этом доме (бывшем флигеле) в 1856. Сюда привез он в 1862 году свою молодую жену. Позже небольшого флигеля уже не хватало для растущей семьи, и Толстой расширил его, добавив несколько пристроек.
В этом доме Толстой прожил более 50 лет. Все вещи, книги, картины здесь подлинные: они принадлежали Толстому, его домашним, а то и предкам писателя. В доме по-прежнему сохраняется обстановка 1910 года, последнего года жизни Толстого.
Вокруг дома разбиты цветочные клумбы. Софья Андреевна, жена Толстого, очень любила цветы, сама ухаживала за ними.
Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки. Тут в пору вспомнить игру "найди кота", попробуйте увидеть котика) Причём на фото их целых три штуки)
Для тех, кто не может отыскать друзей наших меньших, выложу крупным планом)
И что самое интересное, место злой собаки, в конуре сидит милейшей души котофей)
После осмотра жилого дома, пошёл на место могилы великого писателя, которая находится недалеко от дома. Тропинка туда протоптана очень даже хорошая.
В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.
Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».
А вот так скромно и выглядит могила Льва Николаевича Толстого.
Что неприятно поразило, это наличие на могиле конфет и денег оставленных туристами. Это насколько человек должен быть идиотом, что бы швырять на могилу такого человека свою мелочь?...
На этом экскурсия была моя закончена и я пошёл обратно к выходу, по пути любуясь красивыми снежными пейзажами.
Но на этом не закончено было изучение окрестной местности. Случайно, невдалеке от поместья Толстого я увидел тоже какие-то интересные строения и пошёл посмотреть что это такое.
Вот и вход.
Павшим яснополянцам...
Идём далее вверх по ступенькам, мимо памятника Ленину...
...и доходим до явно исторического здания...
...что и подтверждают памятные таблички. Место это, как оказалось, тоже связано с именем Толстого.
На этом я покидаю Ясную Поляну, оставив в памяти одну из самых интересных экскурсий, из тех, которые мне доводилось видеть И появилось чёткое желание прочитать пару книг Льва Николаевича, к слову сказать, Севастопольские рассказы я уже прочитал, а сейчас читаю Войну и мир) Монументальное произведение, как и сама личность Толстого.
Ещё замечу такой момент, в дороге между Тулой и Ясной поляной можно увидеть грандиозный урбанистический пейзаж, в виде старейшего тульского предприятия - Косогорский металлургический завод.
Открыт завод был в 1897 году и что примечательно, на открытии присутствовал сам Лев Николаевич Толстой. Теперь этот завод видится каким-то нереальным промышленным гигантом, создающим чем-то фантастический пейзаж - это для людей типа меня, которые далеки от различных рабочих производств. Поверьте, в живую это смотрится куда величественней)
На этом свои тульские зарисовки я заканчиваю и впереди много других сюжетов, не менее интересных)