Мемориальный комплекс в Ереване, посвящённый жертвам
Геноцида армян 1915 года, расположен на одноименном холме Цицернакаберд. Постройки комплекса виднеются издалека и уже на подходе стало понятно, что там идёт масштабная реконструкция, но сам музей и территория были открытыми для посещения.
Строительство комплекса, подобного Цицернакаберду, в советское время - сам по себе факт из ряда вон выходящий. Достаточно сказать, что закон о строительстве в Ереване памятника «в память жертвам геноцида 1915 года» оказался единственным документом на армянском языке, принятым ЦК КП Армении в течение 1960-х годов. Необычность подобного решения послужила поводом для рождения нескольких версий об обстоятельствах его принятия. Согласно наиболее распространённой из них, советские власти были вынуждены дать согласие на строительство памятника после открытых выступлений общественности в Ереване в 1965 году. По другой версии, строительство комплекса было санкционировано центральными и местными советскими властями. Инициатором идеи стал первый секретарь ЦК КП Армении Яков Заробян, который в 1964 году составил докладную в центральные органы власти с предложением построить «монумент в память о погибших армянах в Первой мировой войне». В качестве мотивации последних в данном вопросе Вирабян предполагает намерение укрепить влияние на армянскую диаспору в русле советской пропаганды. А протесты были, якобы, организованы для смягчения реакции со стороны Турции.
Идея создания мемориала была публично озвучена в 1965 году, в 50-ю годовщину геноцида.
Два главных монумента комплекса - 44-метровая стела символизирующая волю к возрождению армянского народа и конус, образованный из двенадцати больших каменных плит. В центре конуса, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь.
Существует расхожее мнение, что плиты символизируют собой 12 провинций, в которых в основном происходила резня. Или же с количеством вилайетов, которые согласно Севрскому договору должны были быть переданы Армении, хотя этих вилайетов, на самом деле, было меньше. Иногда число 12 связывают с количеством апостолов. Однако, Сашур Калашян, один из архитекторов комплекса, объясняет, выбор числа 12 следующим образом: "В процессе проектирования мы пробовали комбинации из 4, 6, 8, 12 и 16. Перед нами стояла эстетическая задача и только." Калашян, объясняя символизм постамента указывает, что он «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя».
Отсюда мне наконец открылся вид на Арарат, тучи немного разошлись и можно было видеть какое это мощное зрелище.
Последним достроенным зданием комплекса стал открытый в 1995 году на другом конце парка музей геноцида, он почти целиком находится под землёй.
Стоит сказать, что геноцид армян не признан рядом стран, среди которых собственно Турция и например Азербайджан.