Вернувшись из Израиля, хочу рассказать об этой удивительной стране, ее легендах, традициях и людях. Почему они именно такие, какие есть? Начать надо очень издалека….
Древние жители земли Ханаан были жестокие и прагматичные в вопросах собственности, жизни и смерти. Чтобы первый сын не претендовал на наследство отца, пока тот еще в силе, сразу после рождения внука счастливый дед тащил сына на жертвенник и приносил в жертву богу Молоху.
Но эта земля всегда рождала много пассионарных людей, революционеров своего времени. Авраам не был первым, кто задумался о единобожии. В конце концов, один бог или много для жителей того времени было не так важно, бога или богов все равно не видно, а непонятного в мире хватит и для многих богов. Но именно Авраам посмел отказаться от обычая предков и не стал забивать Исаака. Теперь надо было придумать легенду, иначе его бы отвергли в обществе. Поэтому появился «голос бога» и «ангел отстранивший руку с ножом».
Потомки Авраама были образованными и чтящими память предка людьми, благодаря им эта легенда будучи записанной и сохраненной, позднее вошла не только в иудаизм, но и в христианство.
Вторым известным пассионарием был Моисей. Сейчас можно домысливать разные версии того, что именно и как он говорил, но только представьте, каким нужно быть умелым дипломатом, чтобы убедить фараона отпустить весь народ из египетского плена. Куда как проще было бы отрубить голову бунтарю. По легенде фараон через некоторое время передумал и послал погоню. Дальше идет полная фантастика - на помощь беглецам приходит море, которое «расступилось и прошли они между волнами, аки посуху». Видали мы то море и справа и слева, когда проезжали жарким днем по пустыне. Миражи, а не море. Такие же миражи, как и утонувшие в них воины фараона.
Но это еще не все. Моисей не стал бы таким почитаемым пророком, если бы остановился на этом. Общее великое прошлое у народа есть, теперь надо было создать общую идеологию, установить единые ценности. Моисей идет на гору, разговаривает с богом и возвращается с 10 заповедями, записанными на скрижалях. Теперь еврейский народ веря в свое великое прошлое, в свою богоизбранность, имея общие правила и лидера, был значительно сильнее духом чем окрестные племена.
Тут самое время отступить от истории и посмотреть на страну. Лучше всего на палестинскую часть, как наименее возделанную, а значит, имеющую «более библейский пейзаж». Большая часть - это почти безжизненная пустыня, песчаник или известняковые скалы. 40 лет водить народ по пустыне это конечно сильно. Всем выходящим в пустыню советуют иметь на человека не менее литра воды на каждый час-полтора пути. Поэтому остается предположить, что 40 лет народ кочевал от одного оазиса к другому, в течении какого-то времени пользуясь добрым расположением местных жителей, а потом переходили к следующему оазису. Примерно так сейчас живут цыгане по всей центральной Европе. В окрестностях Сионского холма то ли удалось найти незанятый оазис, то ли убедить местных признать иудаизм правильной религией. Я думаю второе, поскольку за 40 лет скитаний искусство красноречия отточили невероятно.
После того, как народ осел на постоянном месте, только пророков и духовных лидеров им стало недостаточно, был нужен административный руководитель. Народ просит пророка назначить им царя и тот выбирает Саула. Основной заботой первого царя была защита от соседних правителей. И когда очередная битва с технически более продвинутыми филистимлянами была проиграна, был захвачен священный ковчег со скрижалями, а оба сына царя погибли в бою, он не выдержал и кинулся грудью на меч.
Положение критическое. Царь погиб, святыни захвачены, власти нет. Тот же пророк Самуил, который выбрал первого царя называет народу второго израильского царя - Давида.
Почему я написал, что соседние государства были более продвинуты технически? Очень просто - в еврейском государстве того времени умели обрабатывать медь, но не железо, как у соседей. Еще за несколько лет до начала царствования Давид, бывший тогда пастухом, убил в очередной междоусобной стычке Голиафа. Филистимлянин был хорошо вооружен и в железной защите, Давид вышел против него без защиты, но с пращей, которой и пустил камень точно в лоб Голиафу.
Такой пращей он неоднократно отбивался сам и отбивал свое стадо от волков, поэтому попасть с семи метров в лоб хохочущему над ним великану не составило для юноши труда. Давид прославился и посватался к дочери царя Саула. После смерти Саула и его сыновей было вполне естественно выбрать в цари зятя Саула, который был очень популярен в народе после истории с Голиафом. Интересно, что название «иудеи» народ получил по Давиду, который был из «колена Иуды», т.е. прямым потомком внука Авраама, которого звали Иуда. Именно он смог создать династию царей.
Давид, хотя и начинал как простой пастух, был умнейшим человеком. Что бы вы начали делать на его месте в первую очередь? Напомню: святыни захвачены, единая власть на какое-то время пошатнулась, отдельные рода (колена) задумываются о том, куда валить и как самим спасаться. Давид понимает, что нужен объединяющий центр государственности и идеологии. Он не возвышает свой род в ущерб другим, напротив, он выкупает Сионский холм у прежних владельцев не евреев и на этой «нейтральной территории», которая к тому же представляет собой хорошую естественную защиту от врагов начинает строить новый город Иерусалим с единым для всех евреев святилищем.
В своем городе он создает хорошие условия для предпринимателей и ремесленников, параллельно создавая армию и перенимая технические военные новинки того времени. Он пишет псалмы, чтобы люди не просто молились одному богу, но делали это синхронно, в едином порыве, произнося одинаковые слова.
Поэтому нет ничего удивительного, что уже через некоторое время государство подчинило себе достаточно обширные территории. Многие окрестные племена со слабой государственностью мирно приняли власть Давида, кое где он захватил земли силой. Филистимляне, жившие вдоль Средиземноморского побережья видя такое усиление Иерусалима сами принесли ковчег со скрижалями. Правда этот жест лишь отложил военную компанию Давида против них, и не спас их от захвата.
На фото ниже «крепость и башня Давида» в старом городе. Вообще говоря от первоначальной крепости тут осталось немного, историки датируют нижние опоры стен временем Ирода Великого. О нем речь пойдет в следующей части рассказа.
(продолжение следует)