Завтра выступаю в "Клубе директоров по закупкам". Тема дискуссии "Как повысить эффективность снабжения". Еще есть пожелание организаторов, чтобы это были низкобюджетные инициативы, на злобу дня кризисного.
Вот все хотят быть здоровыми. Задумался, а есть ли вообще одна таблетка и от головы и от попы от неэффективности. Задача примерно такая, как "доктор, избавьте меня от нездоровья".
Получилась не таблетка, а скорее "дорожная карта диагностики".
Что такое эффективность?
Прямое влияние на фин. показатели:
• Снизить общую стоимость закупаемых материалов и услуг
• Освободить оборотный капитал;
• Снизить стоимость функции снабжения;
Опосредованное влияние на фин. показатели
• Повысить уровень сервиса в обслуживании заказчиков
• Повысить качество закупаемых материалов, снизить брак/претензии
• Снизить зависимость от человеческого фактора
• Увеличить прозрачность закупок, обеспечить полное соответствие законодательству
Снизить стоимость закупаемых материалов и услуг за счет:
Покупать дешевле за единицу:
o Эффект масштаба (Укрупнение закупок):
Укрупнение квартальной и годовой потребности (долгосрочные договоры и отзывы к ним);
Укрупнение лотов.
o Усиление конкуренции:
Информационная прозрачность для поставщиков правил закупок;
Расширение базы поставщиков: запросы рынку/RFI, предварительная квалификация, составление длинного списка поставщиков подкатегории;
Управление качеством поставщиков, мотивационные схемы в зависимости от качества;
[подготовка производства у потенциальных поставщиков].
Электронные закупки, аукционы (эта тема будет раскрыта в докладе B2B);
Сознательный отказ от квотирования, передача объемов позиции одному поставщику (с возможными опционами второму по цене);
o Снижение стоимости за счет уменьшения доли срочных закупок:
Оптимизация планирования потребности и планирования закупок*;
Уменьшение времени “lead time”;
Нормализация НСИ, схлопывание дублей.
Снижение общей стоимости за счет расчета экспортного паритета и, возможного изменения базиса поставки:
o Расчет Netback на заводах производителях, расчет цены экспортного паритета, сравнение с текущими условиями покупки;
o Изменение базиса поставки и/или введение цены по формулам (в зависимости от динамики базового актива).
Снизить TCO (total cost of ownership = общая стоимость владения)
o Анализ влияния качества закупаемых материалов на производительность или на расход
o Расчет TCO для планового объема выпуска:
стоимость приобретения;
стоимость обслуживания и ремонта;
стоимость простоев и отбраковки;
наработка на отказ;
прочие значимые компоненты TCO;
Cценарный анализ TCO.
o Повышение эффектов и снижение TCO за счет оплаты доли Анализ влияния качества закупаемых материалов на производительность или на расход
Снижение общей стоимости работ за счет детализации и возможной специализации подрядчиков:
o Разделение в предложениях стоимости материалов и работ, детализация стоимости по видам работ;
o Покомпонентное сравнение стоимости претендентов;
o Определение потенциального эффекта от специализации и собственного управления по сравнению с закупкой работ «под ключ».
Оптимизировать закупки с учетом фактической стоимости денег:
o Узнать (и сравнить с собственной) стоимость денег у поставщиков;
o Изменение условий платежа: снижение наценки за отсрочку платежа и/или получение доп.скидки, превышающей стоимость денег, за уменьшение срока платежа;
o Инструменты: облигации, факторинг.
Штрафы, демередж и т.п.
o Расчет реальной себестоимости брака, задержек в поставках, и т.п.;
Установка штрафных санкций (с превышением) в договоры с поставщиками;
o Банковская гарантия как инструмент.
Освободить оборотный капитал (в том числе покупать меньше)
Оптимизация использования ресурсов: оптимальное сочетание сырья, оптимизация энергетических затрат, и т.п.;
Оптимизация планирования потребности:
o Нормализация НСИ;
o Планирование прямых материалов во взаимосвязи с планированием производства;
o Планирование запчастей и оборудования во взаимосвязи с планами ТОРО;
o Планирование потребления на проекты по этапам, своевременная информация о сдвигах/остановках проектов, пересмотр потребностей, освобождение неиспользованных материалов;
o Определение и уменьшение нормативного времени пополнения (как strategic lead time, так и operational lead time);
o Уменьшение доли срочной потребности;
o Стандартизация используемого оборудования, запчастей и компонентов;
Оптимизация планирования закупок / оптимизация уровня складских запасов:
o Использование процедуры, инструментария и методик MRP;
o Повышение достоверности информации по уровням складских остатков, запасов в пути, незакрытой потребности, неисполненных остатков заказов;
o Пресечение сверхпоставок;
o Анализ потребления и установка оптимальных параметров пополнения;
o Компания по определению аварийных запасов;
o Использование альтернативных материалов;
o Использование свободных материалов с других производственных площадок;
o Своевременное высвобождение и использование неиспользованных проектных запасов;
o Ликвидация «каптерок» и минимизация номенклатуры складов на уровне МОЛ в цехах;
o Склады поставщика (в т.ч. склад-магазин)
Снизить стоимость функции снабжения
• Классификация категорий по: объему закупок, критичности для бизнеса, наличия и сложности развития альтернативных поставщиков (конкуренции, возможности влиять на поставщиков, того, насколько типовые материалы);
• Упрощение процедур, электронная подготовка закупочных процедур, электронные закупки;
• Долгосрочные договоры и отзывы к ним;
• Outsoursing снабжения материалами подрядчиками;
• Специализация: разделение функций стратегического снабжения и оперативного снабжения;
• Синхронизация процессов планирования производства, планирования ремонтов, бюджетирования и (стратегического) снабжения.
• Категорийный менеджмент и специализация по категориям;
Буду рад вашим критическим умным feedback по сути!
А "таблетка универсальная" тоже существует - для организма это здоровый образ жизни, для процессов снабжения это правильно организованный "категорийный менеджмент". О нем в отдельном посте, ибо сколько "доХторов", столько и трактовок кат.менеджмента.