Сегодня, по моему, только ленивый не пишет и говорит о мировом финансовом кризисе, отошли на второй план и терроризм с его брендфейсом Усамой бен Ладеном, лучшим другом семьи Бушей, и глобальное потепление, которое, как тот «суслик» из фильма ДМБ, которого никто не видит, но он вроде есть. Написать эту статью меня сподвигло некое чувство внутреннего дисонанса относительно того, что я слышу и читаю о кризисе, и моих познаний в экономике. При рассмотрении данного вопроса строятся всевозможные теории и рисуются разные графики: кто-то считает, что график развития кризиса будет выглядеть как латинская буква W, кто-то, как буква V, так же есть сторонники букв L и U. При этом почему то не берется в расчет, что у экономики, кроме ее «мнимой» (спекулятивной) составляющей, которая, собственно, и лопнула как мыльный пузырь, есть еще и вещественная часть, которая собственно, как работала, так и продолжает работать в своей массе. Если исходить из этого утверждения, то графика должно быть два, или он должен рассматриваться в 2-х системах координат. При этом график дополнительной (ожидаимой) стоимости активов должен базироваться (иметь начало отсчета) на графике реальной их стоимости. Таким образом верхний график может падать до своего нуля, и даже несколько ниже, но не может обесценить реальные активы полностью. Мне кажется, данная модель наиболее правдоподобна на сегодняшний день относительно мировой экономики.
Многие эксперты бьются над причинами возникновения данного явления, как некого экстраординарного события в истории человечества, объясняя тем, что оно не вписывается ни в одну из экономических теорий, имеющихся на данный момент, совершенно не учитывая один очень важный фактор: в связи с глобализацией экономики и развития средств коммуникации скорость движения финансов возросла за последние 10 лет на порядки, т.е. в сотни и тысячи раз. Буквально 10-15 лет назад для совершения транснациональной сделки, будь то в области финансов или товаров, вам могло потребоваться от нескольких недель, до нескольких месяцев, информация о компаниях и товарах распространялась через бумажные носители и выставки, которые ограничены в посещении и слишком дороги. На сегодня, с развитием интернета, подобная сделка может занять от нескольких часов, до минут. Из этого я делаю вывод, что все теории работают, просто в них не учтена такая величина, как ускорение, появление которой, как раз и не учли. С появлением ускорения показатели оборотов большинства компаний начали расти как на дрожжах, так, если одну и ту же сумму прогнать не один, а 15 раз за месяц, а через год, эта же компания оборачивает эту же сумму 50 раз, то она становится привлекательной на рынке, и ее «мнимая» стоимость повышается в несколько раз, но ее активы не меняются. Естественно, так продолжаться не может бесконечно, и по большинству теорий, если не подобный кризис, то существенная коррекция все равно бы произошла, но значительно позже и не в таком объеме. Таким образом современную экономику можно на сегодня представить в виде старой телеги, едущей по грунтовой дороге с ухабами со скоростью 150 км/ч, в которой, в итоге, что-то сломалось. Мы пришли к тому моменту, когда старая модель мировой экономики не эффективна. Мы можем еще раз разогнать телегу, что собственно и происходит на сегодняшних мировых торговых площадках, но от нее опять что то отвалится, и нам потребуются очередные триллионы, чтобы ее починить.
Развитие кризиса мне представляется в виде достаточно незначительно снижающегося графика «вещественной» части экономики, ее реальных активов, и затухающей синусоиды ее «мнимой» части, которая то касается графика реальной экономики, то взмывает вверх, но с каждым поднятием все на меньшую величину, пока не сольется в одну линию с нижним графиком. Рано или позно «торговля ожиданиями» наконец прекратится, и мировая экономика заработает исключительно в реальном секторе. Мы можем дожидаться этого момента, пока последние авантюристы не разорятся на фондовых биржах, пока правительства всех стран не израсходуют все резервы, и пока ФРС США не напечатает столько долларов, чтобы покрыть дыры в бюджете, что они будут стоить меньше, чем бумага, на которых они изготовлены, или перестроим систему управления мировой экономикой, опираясь на реалии сегодняшнего дня, а именно: запрет валютных спекуляций, а так же обращение валют, отвязанных от «золотого эталона», которым на сегодня является доллар; физическая (не электронная) регистрация сделок на стокмаркете, что значительно замедлит оборот «пустых» спекулятивных денег в мировой экономике. Не хочется верить, что руководители стран -- крупнейших мировых экономик, не понимают, на мой взгляд, эти, достаточно элементарные вещи, скорее сложность принятия решения по данным вопросам -- это вопрос воли и желания этих людей противостоять мировым финансовым элитам, уютно чувствующим себя в старой экономической системе.