Mar 02, 2016 15:00
Три «левых» медали для виртуального «Героя труда»
Выяснив, какие правительственные награды за военные заслуги в реальности заслужила сержант Галина Мушта, мы так и не ответили на наш главный вопрос: как же сама Галина Андреевна относится к ношению чужих наград? И ответ надо искать не в интервью Галины Андреевны, а в ее фотографиях. Коротко говоря, надо внимательно изучать и анализировать «иконостас» Почетного гражданина Саратова.
Сразу признаюсь, дело это не простое. На большинстве фотографий китель товарища Мушты покрывают так называемые мифические «ордена» и «медали». Найти фото, где в концентрированном виде были бы представлены все правительственные награды Галины Андреевны, довольно сложно. Тем не менее, мне это удалось на одном из интернет-ресурсов.
Сайт, разместивший фото Галины Мушты, называется «Зал национальной трудовой славы». «Хозяин» данного сайта - некая московская фирма «Национальный центр трудовой славы» (имеющая статус автономной некоммерческой организации). Судя по публикациям в интернете, «Национальный центр трудовой славы» возник еще в 2010 или 2011 году с явно очерченными целями, которые и не скрывались. Сотрудники данного «национального центра» брали на себя бремя пропаганды в широких массах трудовых подвигов людей, удостоенных высокого звания «Героя Труда Российской Федерации». В логотипе сайта сообщается, что «при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации». И вот на этом сайте фигурирует и Галина Андреевна Мушта.
Если бы не одно «но», история вполне будничная и банальная. Однако, выходит, что имиджмейкеры из «Национального центра трудовой славы» (НЦТС) должны были пиарить тех, кого в России в 2011 году не существовало просто физически. Ведь почетное звание «Героя Труда Российской Федерации» официально появилось в нашей стране лишь в 2013 году, то есть на третьем сроке президентства Владимира Путина. Тогда же Владимир Владимирович издал указ, согласно которому пять достойных соотечественников впервые получили это звание. Но деньги по президентскому гранту пошли уже в 2011 году! Уже тогда перед руководством НЦТС возникла необходимость «отработать» грант и отчитаться за полученные финансы. Похоже, имиджмейкеры НЦТС стали находить людей, по их мнению, достойных высокого звания. И отобранные кандидатуры удостаивались чести быть представленными в «Зале национальной трудовой славы».
На фото Галина Андреевна в строгом синем жакете с орденской колодкой. На орденской колодке - ленточки наград. Поверх колодки - почетный знак губернатора Саратовской области. По наградам на жакете можно резюмировать, что фотография сделана в промежутке между 1999 и 2005 годами. Для нас это изображение ценно прежде всего тем, что на колодке представлены ленточки исключительно государственных наград. И в общей массе хорошо различимы ленты от трех медалей, которые Галина Андреевна иметь никак не может.
Медаль «За боевые заслуги» - ее лента помещена сразу за лентой ордена Отечественной войны 2-й степени. Медаль «За боевые заслуги» - серьезная боевая награда, которой на фронте очень часто награждали солдат и сержантов. Однако нет никаких свидетельств, что Галина Андреевна когда-либо награждалась этой медалью. Сайт «Подвиг народа.ру» на этот счет молчит. Нет упоминаний, что Галина Андреевна когда-либо награждалась этой медалью, и ни в одной из ее официальных биографий. В том числе и той, которая размещена в «Зале национальной трудовой славы».
Медаль «30 лет Советской Армии и Флота» считается юбилейной. Ею награждались все военнослужащие, состоящие на 23 февраля 1948 года в кадрах Вооруженных Сил СССР, министерств внутренних дел и государственной безопасности СССР. Данную медаль Мушта иметь не могла по той простой причине, что кадровым военным никогда не являлась. Как мы знаем, в 1948 году она либо еще долечивалась в госпитале, либо уже училась в пединституте. Медалью «30 лет Советской Армии и Флота» могли награждаться и бывшие военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях и удостоенные при этом орденов СССР или боевых медалей (в том числе и медали «За боевые заслуги»). Но ведь Галина Андреевна, как нам известно, ни орденов, ни боевых медалей в 1948 году не имела.
Юбилейной медалью «40 лет Вооруженных Сил СССР» награждались маршалы, генералы, адмиралы, офицеры, а также сержанты, старшины, солдаты и матросы сверхсрочной службы, состоявшие к 23 февраля 1958 года в кадрах советской армии, военно-морского флота, войск МВД, войск и органов КГБ СССР. В 1958 году, если верить официальным биографиям, Галина Андреевна преподавала на заочном отделении педагогического института, писала диссертацию о творчестве Александра Твардовского. То есть к военной службе подобная деятельность не имела никакого отношения. Поэтому и этой медали Галина Андреевна официально получить никак не могла.
И вот тут встает резонный вопрос: какие выдающиеся трудовые заслуги, позволяющие выдвинуть ее кандидатуру на звание «Героя Труда России», реально были в активе у Галины Андреевны? В краткой биографии Мушты на сайте «Зал национальной трудовой славы» сообщается лишь, что «в 1998 году Г.А. Мушта вышла на заслуженную пенсию, отдав преподавательской деятельности более 40 лет». Правда, на том же сайте дается ссылка на статью Владимира Спирягина и Виктории Кабановой «Стержень Мушты». И вот тут действительно можно найти сведения о трудовых свершениях Галины Андреевны. Если верить утверждениям авторов, 31-я вечерняя школа Саратова, которую в годы застоя возглавляла Галина Мушта, была признана лучшей в России. «Моя школа заняла первое место в РФ, я получила премию 500 рублей»,- рассказывает Галина Андреевна на страницах «Саратовского расклада».
500 рублей - это гигантская сумма для тех лет, сопоставимая по размерам с Государственной премией. Вот какой рассказ услышал я от ветерана Николая Щурия вместо ответа на свой вопрос: кого из директоров вечерних школ Саратовской области, работавших в советские годы, можно считать лучшим в своей профессии?
«В 1977 или 1978 году, вскоре после того как были подготовлены и отправлены в Москву документы на присвоение мне звания «Заслуженный учитель РСФСР», меня вызвали в облоно. Тогдашний начальник облоно Василий Денисович Чебирев сообщил, что из центра пришла разнарядка на присвоение звания «Героя Социалистического Труда» одному из директоров вечерних школ Саратовской области. Мы посидели вместе с ним, прикинули достижения известных нам коллег и остановились на кандидатуре одного директора вечерней школы из города Ершова. Перед этим в Ершове на базе этой школы был проведен областной семинар. И все были приятно удивлены высоким уровнем преподавания здесь. В обкоме партии согласились с нашим предложением, и в итоге именно эта директор из Ершова (к сожалению, никак не могу вспомнить ее фамилии) удостоилась ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Что же касается Галины Андреевны Мушты, лично я не помню, чтобы она в советское время получала правительственные награды за свою педагогическую работу».
Допускаю, мне возразят, что это просто журналисты Владимир Спирягин и Виктория Кабанова приписали Муште несуществующие трудовые подвиги. Но ведь в статье Лейлы Бочковой «Ветераны в отставку не уходят» нас ждет новый рассказ о заслугах Галины Андреевны. И не только о них. Журналист Бочкова приоткрывает некоторые «тайны» личной и профессиональной жизни Галины Мушты. И делает это так искусно, что невольно возникает ощущение, будто читаешь сценарий оскароносной мелодрамы «Москва слезам не верит». Естественно, с некоторыми поправками на нашу саратовскую действительность:
«Дома она была заботливой мамой, а спустя время - счастливой бабушкой. Был у нее и любимый человек, но она не хотела строить свою семью, разрушая чью-то чужую. И, как говорят, вся ушла в работу. Предложение стать директором вечерней школы приняла с интересом. До сих пор Галина Андреевна помнит первых учеников - солдат, военных строителей, рабочих. (…) Сотни достойных людей окончили вечернюю школу №31, ту, которая занимала первое место в Российской Федерации. С благодарностью вспоминают Галину Андреевну и бывшие ученики школы рабочей молодежи №30. Общий стаж ее работы - 65 лет, 17 из которых она отдала вузовской деятельности и 30 - школьной. Согласитесь, что эти цифры впечатляют». (Время выбрало нас. Саратов, 2013. с.313)
На мой взгляд, очень плохо, когда уважаемые люди вешают на себя ленточки чужих медалей или рассказывают журналистам о небывалых, но никогда не существовавших в действительности трудовых достижениях. Выглядит все это по меньшей мере не очень красиво. Однако гораздо хуже, когда подобные люди делают распространение подобного замешанного на лжи «патриотического» самопиара смыслом своей жизни. Фактически они превращаются в своеобразных «бизнесменов от патриотизма», навязывающих молодежи старые мифы и стандарты двойной морали.
Но самое отвратительное - это когда подобной патриотической «приватизации» подвергается чья-то чужая героическая жизнь и чья-то чужая героическая смерть. Мертвые, как говорится, сраму не имут. Но они и не смогут возразить из своих могил новоявленным «приватизаторам», записывающим их либо в свои родственники, либо в свой «патриотический актив». Сегодня в Саратовской области «приватизация» героических покойников стала излюбленным приемом номенклатурного патриотического актива. О том, как это происходит, я надеюсь подробно рассказать в следующей статье о проблемах местного патриотизма.
(продолжение следует)