СКОРО В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ!

Jan 05, 2025 09:06



Князь Императорской Крови Гавриил Константинович. Бюст работы скульптора Владимiра Васильевича Курицына (1894-1971). 1942 г.

Как и обещал в апреле истекающего года, вновь рад предоставить слово в пространстве ЖЖ моему соратнику В.В. Серафимову: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/783788.html для новой публикации, начало которой планируется вскоре после Рождества Христова.
Весною 2024 г. в каталоге архива библиотеки Гуверовского института (США, Калифорния) В.В. Серафимовым выявлена авторизованная машинопись Воспоминаний (1946) Князя Императорской крови Гавриила Константиновича (1887-1955) размером около 1400 машинописных страниц:
«In the Marbal Palace», by Prince Gavriil (Gabriel) Konstantinovich (Constantinovich), manuscript from the dark fabric bag 1946. - Princess Vera Konstantinovna (Constantinovna) papers from the dark fabric bag 1927-1994 (reels 40, 41, 42) // Romanov family papers, 1847-2003: Collection Number 2013C18 // Hoover Institution Library & Archives Stanford University, Stanford, USA. - Далее: Hoover, reel №, box №, folder №, c. (л.) №.
Мемуары эти в кратком виде вышли из печати в 1955 г. в Нью-Йорке под названием «В Мраморном Дворце». Книга получила широкую известность среди специалистов по русской истории кон. XIX - нач. XX в. и у широкого читателя, будучи 6 раз переиздана по-русски и переведена на английский.
По своему историческому масштабу эта архивная версия, вчетверо превосходящая известную печатную и написанная хорошим языком, сравнима с романом-эпопеей графа Л.Н. Толстого «Война и мир», - впрочем, строго документальная и посвященная последующей на целое столетие эпохе, в центре которой встала разрушительная Великая война 1914-1918 гг.; ее непосредственным участником стал гвардии полковник Князь Гавриил Константинович.
55 глав документированного достоверными источниками повествования охватывают период конца Царствования Александра III и все Царствование Николая II.
Из главы 50-ой «1915-16 года /…/ Я подношу Государю знак ордена св. Георгия 4-ой степени /…/» - Hoover, reel 41, box 32, folder 8, c. 1022-1023:




«Когда Государю был поднесен Георгиевский крест, я решил подарить ему копию Георгиевского креста, какой носил Император Александр I. Крест этот хранился в Эрмитаже, но оказалась, что та зала, в которой хранился крест Александра I, была почему-то закрыта. Я никогда не видел этого креста, но знал про него, потому что, когда отец получил Георгия на Турецкой войне, он просил заказать ему такой же крест, какой был у Александра I-го, находившийся в Эрмитаже. Он был меньше обыкновенного размера и плоский /…/ И так [ювелир] Фаберже сделал мне копию креста Николая I-го, но, конечно, без надписи “Двадцать пять лет”. Я написал Государю письмо и послал его вместе с крестом, с очередным фельдъегерем. [Брат] Игорь как раз дежурил тогда в Ставке, в Могилеве. Государь велел Игорю передать мне благодарность».


Император Николай II под арестом в Царском Селе, с Георгиевским крестом (лето 1917 г.)

Августейший историк и мемуарист, беженец, потерявший в годы Второй Русской Смуты отца, дядю, трех братьев и еще многих дорогих и близких, с высоты прожитых в изгнании лет дает подчас мудрую оценку судьбоносным событиям, в центре которых он оказался.
Из главы 51-ой: «1916 год /…/ Убийство Распутина /…/» - Hoover, reel 41, box 32, folder 9, с. 1050:


«Настроение в Петрограде было неспокойное. Общественное мнение было возбуждено против Государя и Государыни, особенно против Государыни, за Ее, якобы, вмешательство в государственные дела и за симпатии к Распутину. Государя же обвиняли в слабости характера и в том, что Он находится всецело под влиянием Государыни. Повсюду слышны были толки об этом. Говорили, что Государыню следует заключить в монастырь. Говорили и шумели; шумели и говорили, не сознавая, что своими разговорами роют яму монархии и самим себе, помогая этим революционерам в их работе по свержению монархии. Пилили сук, на котором сами сидели».
Воспоминания Князя Гавриила - это не художественное произведение, а строго историческое повествование - и читателю важно будет почерпнуть именно живые, подлинные исторические факты, в их непосредственной авторской оценке.
Мы предлагаем наши материалы для вдумчивого читателя. Мы хотим озвучить и раскрасить достоверными фотоматериалами на страницах нашего ЖЖ «РУССКУЮ ИМПЕРСКУЮ ЭПОПЕЮ», вышедшую из-под пера одного из последних ее творцов и очевидцев - члена Дома Романовых, который не без основания считал себя историком и летописцем потаенной под саваном диктатур и демократий Российской Империи.
Наше издательское заглавие прозвучит реконструктивно: «КНЯЗЬ ГАВРИИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ. ВОСПОМИНАНИЯ [В МРАМОРНОМ ДВОРЦЕ]».

Александр III, Гавриил Кон-ч, Спор о Распутине, Архив, Александр I, Царственные Мученики

Previous post Next post
Up