Невероятные, потрясающие душу работы! Можно написать тысячу книг о величии монгольских народов и сказать меньше, чем сумел это сделать гениальный Даши Намдаков своими скульптурами. Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека. Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения. Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Современный монгольский, бурятский герой. В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи. PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт. Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.
Полностью согласен с Вами. Я был потрясен, когда познакомился с творениями этого бурятского гения. Как я уже рассказывал, я родился в Иркутске, жил и близко знал якутов, бурят и местных татар. Люди, как и другие, бывали разные. Но были у них и некие общие черты: верность и одновременно какая-то почти детская доверчивость. Редкие приезжие из России (европейской части) иногда портили дело, демонстрируя свое превосходство. Помню как было иногда жгуче стыдно за них. Что ребенка обидеть... А потом папа, он был военный топограф, ездил на съемки в Монголию. Надолго: на весь весенне-летне-осенний сезон. Рассказывал много интересного. Оказывается, например, что монголы с китайцами не контактировали (не враждовали, а просто проходили мимо). Китайцы к монголам относились также. Мы же дружили и с монголами и с китайцами. Потом у Гумилева прочитал подтверждение тому. Но он брал глубже: писал, что католическая миссия в Монголии не удалась, а вот в Китае - да. И, наоборот, с распространением Православием в Поднебесной было туго. Там православными становились, в основном, потомки русских пленных-албазинцев XVII в., маньчжуры и некоторые другие народы, но очень мало ханьцев. А еще хотелось бы поделиться другой вещью, которая в свое время поразила меня. Мнголы, народ мало письменный, не ведший летописей, вел свою родовую генеалогию (даже среди пастухов) сотнями лет. Вот, кстати, и родичи Даши Намдакова знали свое родословие в течение 600 лет. Многим из нас такое не снилось. По семейным памятям я, например, всегда интересовавшийся родичами, дальше четвертого не пробился. Разве что пойти в архивы...
Алтайцы тоже помнят свои рода. У меня в жизни был удивительный случай. Шёл 1968 год. Работала я тогда в новеньком с иголочки Обнинском филиале Гидрометцентра. В одно прекрасное утро в центре вестибюля мы увидели огромное количество литературы, сваленной в кучу. Большую её часть составляли дореволюционные научные книги в прекрасной сохранности и предназначались они для сдачи в макулатуру. Я, любительница чтения, взяла на память валяющиеся с краю две книги. (До сих пор корю себя, что постеснялась и не взяла больше!). Каково же было моё удивление, когда одна из них содержала перечисление родов алтайских племён, записанное русским исследователем во второй половине девятнадцатого века! Там я нашла и свой род тоже, но не потрудилась его записать. Спустя десять лет эту книгу у меня позаимствовал и не вернул Бронтой Бедюров, который сегодня позиционирует себя, как духовный лидер алтайского народа. Человечишко он дрянной, но я надеюсь, что у него этот ценнейший документ не пропадёт. Я вижу в этом Божий промысел. Главное, сложными путями и даже против моей воли, но этот редчайший документ вернулся туда, где ему и положено быть. Он вернулся на родину.
Да, в свое время с Бедюровым мне тоже пришлось встречаться... Этих людей, подобно некоторым северным народностям, которых губит водка, сильно (и не к лучшему) меняет власть... Когда не шаг за шагом, а сразу их возносит на большую высоту, где сильно разрежен воздух... А в целом, да, малые народы - это целая Вселенная, которой многие из нас пренебрегают. Но не все. Ведь многое, действительно, осталось благодаря русским исследователям. Благородные сердца - этим они были созвучны и представителям тех народов, с которыми они так тесно сошлись..
Бронтоша смолоду был дешевкой. В отличие от других замечательных алтайцев, которых мне довелось узнать. К примеру, Борис Укачин. Коля Шумаров. Мой дядя Чёт Енчинов, член союза писателей, мелодия песни которого многие годы была позывными алтайского радио. Мой отец, наконец, который за короткий срок из пастуха вырос до секретаря обкома партии, в 37-м был репрессирован, через два года выпущен из тюрьмы, реабилитирован, восстановлен в партии и ещё немало послужил на благо своей Родины. Этим людям было совершенно не свойственно честолюбие. =Ведь многое, действительно, осталось благодаря русским исследователям= Теперь, оглядываясь назад, я начинаю понимать, что уничтожение в Обнинске уникальных отчётов русских географов-исследователей было отнюдь не случайным. Уже тогда жидовская кодла, управлявшая Гидрометцентром, нашла удачную двухэтапную схему уничтожения этих трудов. Сначала они вывезли их в Обнинск под предлогом якобы передачи в библиотеку, а уже оттуда бесхозные книги сдали в макулатуру. О характере этих книг я могу судить по той второй, которая тогда попала в мои руки. Это был отчёт о путешествии по пустыне Гоби одного русского географа. Прекрасно оформленный, там даже каждая страница была переложена папиросной бумагой. Эта книга пока лежит у меня в одном из нераспечатанных ящиков. Тоже нужно кому-то передать, чтобы не затерялась.
Каждая его работа - чудо! Предельная сосредоточенность и самоуглублённость, мужественность и благородство, высочайшее владение оружием и своим телом, неразрывная связь воина с конём, когда они образуют единое целое, резкая ярость в бою и здесь же глубочайшая мудрость и сильная трагическая нота, которая пронизывает всё творчество этого удивительного человека.
Не хватает слов, чтобы описать всю гамму чувств, которые испытываешь глядя на работы этого гения.
Собственно и сам он, стоящий в общем ряду среди своих творений, точно такой же, как и они. Современный монгольский, бурятский герой.
В наше время, когда российское общество ничего не знает о малых народах Сибири и в лучшем случае относится к ним снисходительно, как к диким племенам, которым ещё расти и расти до высот европейского цивилизованного общества, совершенно необходимо доносить искусство Даши Намкадова до массового зрителя. Тогда и никаких слов не понадобится - люди сердцем поймут трагическое величие этих народов, осознают униженное состояние, в котором они пребывают сегодня, и признают их таки равными себе, чтобы далее действовать вместе с ними рука об руку. Собственно это и есть единственное условие дальнейшего сохранения единой Российской Империи.
PS Я полукровка, мой отец - алтаец. Алтайцы не относятся к монгольским племенам, они тюрки. Но был славный период, когда "под главенством племени монголов объединились все монголо-язычные и тюрко-язычные народы центральной Азии и стали называться монголами" (с). Это был период, когда монгольские (в широком смысле этого слова) племена пережили свой наивысший взлёт.
Когда я смотрю на фотографии этих замечательных творений, то в моей душе начинает звучать горделивая нота. Я конечно понимаю, что тогда было всё, но при этом имела место возможность проявить себя с самой лучшей, героической стороны. И сегодня точно также, как в душах монгольских племён, в душе моего народа звучит та самая трагическая нота, о которой так сильно говорит Даши Намдаков. По сути он говорит от имени всех родственных народов, которые сохранили себя и своё достоинство, но достаточно давно находятся в состоянии полного забвения.
Reply
А еще хотелось бы поделиться другой вещью, которая в свое время поразила меня. Мнголы, народ мало письменный, не ведший летописей, вел свою родовую генеалогию (даже среди пастухов) сотнями лет. Вот, кстати, и родичи Даши Намдакова знали свое родословие в течение 600 лет. Многим из нас такое не снилось. По семейным памятям я, например, всегда интересовавшийся родичами, дальше четвертого не пробился. Разве что пойти в архивы...
Reply
Шёл 1968 год. Работала я тогда в новеньком с иголочки Обнинском филиале Гидрометцентра. В одно прекрасное утро в центре вестибюля мы увидели огромное количество литературы, сваленной в кучу. Большую её часть составляли дореволюционные научные книги в прекрасной сохранности и предназначались они для сдачи в макулатуру. Я, любительница чтения, взяла на память валяющиеся с краю две книги. (До сих пор корю себя, что постеснялась и не взяла больше!). Каково же было моё удивление, когда одна из них содержала перечисление родов алтайских племён, записанное русским исследователем во второй половине девятнадцатого века! Там я нашла и свой род тоже, но не потрудилась его записать. Спустя десять лет эту книгу у меня позаимствовал и не вернул Бронтой Бедюров, который сегодня позиционирует себя, как духовный лидер алтайского народа. Человечишко он дрянной, но я надеюсь, что у него этот ценнейший документ не пропадёт. Я вижу в этом Божий промысел. Главное, сложными путями и даже против моей воли, но этот редчайший документ вернулся туда, где ему и положено быть. Он вернулся на родину.
Reply
Этих людей, подобно некоторым северным народностям, которых губит водка, сильно (и не к лучшему) меняет власть... Когда не шаг за шагом, а сразу их возносит на большую высоту, где сильно разрежен воздух...
А в целом, да, малые народы - это целая Вселенная, которой многие из нас пренебрегают. Но не все. Ведь многое, действительно, осталось благодаря русским исследователям. Благородные сердца - этим они были созвучны и представителям тех народов, с которыми они так тесно сошлись..
Reply
=Ведь многое, действительно, осталось благодаря русским исследователям=
Теперь, оглядываясь назад, я начинаю понимать, что уничтожение в Обнинске уникальных отчётов русских географов-исследователей было отнюдь не случайным. Уже тогда жидовская кодла, управлявшая Гидрометцентром, нашла удачную двухэтапную схему уничтожения этих трудов. Сначала они вывезли их в Обнинск под предлогом якобы передачи в библиотеку, а уже оттуда бесхозные книги сдали в макулатуру.
О характере этих книг я могу судить по той второй, которая тогда попала в мои руки. Это был отчёт о путешествии по пустыне Гоби одного русского географа. Прекрасно оформленный, там даже каждая страница была переложена папиросной бумагой. Эта книга пока лежит у меня в одном из нераспечатанных ящиков. Тоже нужно кому-то передать, чтобы не затерялась.
Reply
Reply
Reply
Reply
КУДА МЫ САМИ БЕЗ СЕБЯ!
Reply
Leave a comment