«ТАНЦУЮТ ВСЕ!» или «ДЕРЖИТЕ МЕНЯ СЕМЕРО!»

Jun 23, 2024 09:01



Жертвы танцевальной чумы. Фрагмент гравюры Гендрика Гондиуса Старшего (1573-1650) по рисунку Питера Брейгеля Старшего. 1654 г.

Недели две тому назад получил я от своего парижского друга Шоты Чиковани письмо с вложением:
«Спешу поделиться с тобой радостью редкой находки, дорогой Сергей. В мои руки попал редчайший журнал… Не найти ни в каких фондах…
Журнал потрепан, текст читается с трудом, для скана не годится, потому пришлось перепечатывать.
…Перевод с немецкого на русский сделал Кушталов, обычный эмигрант, беженец из русского лагеря в Египте. Но человек оставил о себе добрую память, сохранив для своих соотечественников малоизвестную ЖЕМЧУЖИНУ.
…Суди сам, насколько это созвучно нашему времени. Немецкий астроном сказал это более ста лет назад!»
Ознакомившись с самим переводом статьи, который, признаться, и навел меня на мысль о «новых трихинах» (см. предшествовавший нынешнему прошлый наш пост,), решил я предложить его для прочтения посетителям моего ЖЖ.
Но прежде о самом авторе - молодом немецком, тогда еще только начинающем, астрономе Гансе Бруно Бюргель (1875-1948). Он был сыном швеи и археолога, отказавшегося признавать своей отцовство. Мать умерла и в результате мальчик был усыновлен сапожником, жившим под Берлином. Свой первый урок астрономии получил он ранним утром 19 августа 1887 года в Берлине во время полного солнечного затмения. Так и начался его путь в большую астрономию. Одновременно Бюргель отдавал свое время и писательству. Его перу принадлежит немало статей в германской прессе и научно-популярных книг. В годы Великой войны он служил связистом на Западном фронте. Будучи социалистом, Бюргель, тем не менее, был противником террора, вызванного большевицким переворотом в России, небезосновательно опасаясь распространения его и в Германии.



Ганс Бруно Бюргель.

Статья немецкого астронома, о которой идет речь, была опубликована в ежедневной газете «Berliner Morgenpost» («Берлинская утренняя почта»), выходящей с небольшим перерывом (1845-1952) с 1898 г. вплоть до сегодняшнего дня
А вот о русском журнале, поместившем летом 1921 г. ее перевод, известно совсем немного.
Основан он был русскими беженцами, эвакуировавшимися в 1920-1921 гг. из Крыма и Новороссийска в Египет. Они высаживались в Порт-Саиде, откуда английские колониальные власти направляли их в разные места. Первоначальным местом пребывания для многих был палаточный лагерь, в котором еще недавно содержались военнопленные. Из него в самом начале 1921 г. их перевели в деревянные казармы в Сиди Бишр - местечко к востоку от Александрии.
Всего там собралось до четырех тысяч человек; люди были в основном несемейные. Они сразу же устроили часовню, организовали три школы, хор, духовой оркестр, учредили журнал «На чужбине», печатавшийся на несовершенном множительном аппарате, потому-то, как пишет мой друг, он и «читается с трудом».




Просуществовал журнал недолго. В мае 1922 г. лагерь был закрыт: всех оставшихся к тому времени его обитателей (около двух тысяч человек) перевезли в Сербию и Болгарию, в более привычные для беженцев условия.
На сегодняшний день достоверно известно о трех экземплярах (трех разных номерах), два из которых находятся в частных руках. Судьба переводчика той статьи (В.Н. Кушталова) неведома, также как и обстоятельства, как в русский лагерь в британском Египте попала берлинская газета (ведь это было сразу же после только что завершившейся войны, прервавшей любые связи стран Антанты с Германией).
Но вот и сам текст той необычной публикации:




МIРОВОЕ БЕЗУМИЕ
по статье Брюно Бюргеля

Богатый фантазией французский писатель Жюль Верн написал прекрасный рассказ об одном докторе Оксе, сделавшим однажды забавную шутку.
Он жил в маленьком городке, где жизнь текла однообразно и скучно, без всяких приключений. Под предлогом устройства газового освещения, он провел по всему городу сеть труб, в которые пустил особый возбуждающий газ. С этого момента город ожил.
Сонные, ленивые люди сделались вдруг пылкими любовниками, горячими ораторами, энергичными общественными деятелями.
В людей как бы вселился бес, закипели политические споры и ссоры. Любовь стала сильней и смелее. Но происходит взрыв во всей системе, газ рассеивается, и потекла прежняя, монотонная, скучная жизнь.
Другой французский писатель заставляет пойти наш земной шар через облако пыли разрушившейся планеты, зараженное бациллами безумия.
Под влиянием этих бацилл жители земли становятся сумасшедшими. Все государства вступают в ожесточенные войны, возникают грабежи, убийства, восстания, совершаются извращенные поступки и чудовищные преступления, поражающие своей жестокостью и дьявольской изобретательностью мучителей.
Наиболее здоровая, но количественно слабая часть населения гибнет от рук этих палачей.
Не находите ли вы, почтенные господа, что в настоящее время мы попали в подобное облако? Безумие, кажется, становится теперь эпидемией. Оно блуждает здесь и там: среди войн, революций, избиения целых государств, создания новых конфликтов, которые грозят новыми переворотами и войнами; еще ни разу не проливалось столько крови, как в эти благословенные годы культурного века, представители которого с таким глубоким презреньем взирают на диких индейцев, готтентотов и считают средние века крайне мрачным периодом истории.
Несколько лет тому назад появилось сочинение, которое указывало на все возрастающее количество душевных заболеваний.
Автор считает причинами этого явления увеличивающийся с каждым годом рост населения в больших городах, развившийся до крайности ненормальный образ жизни, огромное потребление алкоголя и других ядов, половые болезни и извращения. Все это, несомненно, расшатывает нервную систему людей.
Дальше он доказывает, что совершенно нормальных людей все меньше и меньше, и почти у каждого, при строгой оценке, можно найти какой-нибудь «пунктик».
Он опасается, что скоро может наступить время, когда безумные будут в большинстве. Когда по праву большинства они могут объявить здоровых людей умалишенными и подлежащими заточению.
И, действительно, опасность есть: эпидемия безумия охватывает на земном шаре все большие и большие области в широком размере и в разнообразных проявлениях. Из характерных массовых проявлений безумства история указывает на религиозный фанатизм средневековья, породивший хореоманию, т.е. свирепствующую в 13 и 14 веках эпидемию танцев, охватившую Западную Германию, часть Франции.
«Танцоры Св. Иоанна» насчитывались тысячами и, действительно, являлись опасными, взбесившимися существами. В экстазе пляски они доходили до исступления, раздевались догола и скакали, как безумные среди шумной толпы сочувствовавших им горожан. Отправление в Крестовый поход малолетних детей нельзя иначе объяснить, как массовым психозом.



«Танец святого Иоанна» или «Пляска святого Вита» - танцевальная чума. Немецкая гравюра XVII века.

В последнее время в девяностых годах большую часть России поразил психоз самоубийств, число жертв этой эпидемии было огромно!
Важно отметить, что психические заболевания людей совпадают в большинстве случаев со стихийными бедствиями, неурожаем, войной и эпидемиями разного рода.
Если углубиться и разобрать серьезно состояние современного человечества и ту обстановку, в какой ему приходится жить, то невольно возникает вопрос, не создала ли настоящая обстановка (война и ее последствия) в человеческом мозгу состояние, исключающее до известной степени ясное и логическое мышление и побуждающее массы мыслить в некоторых отношениях ненормально.
Каждый, кто хотя немного наблюдал людей, знает, как масса склонна к психологическому подчинению сильной личности, и, как незначительно ее самосознание, она готова бежать за какими угодно апостолами, несут ли они политические, религиозные, или какие-либо другие учения. Ужасно то, что сплошь и рядом завладевают толпой люди, тоже психически ненормальные, и, тогда они приносят неисчислимые бедствиям народам. Ведь несколько раз высказывалась мысль, что Наполеон I, который вовлек в войну всю Европу, несмотря на его гениальные военные дарования, всецело был во власти безумной мысли покорить весь мiр. Чем объяснить этот психоз толпы, когда народ, как слепое и безвольное животное подчиняется подчас явно абсурдной идее, совершая преступления и безумствует ради этой безумной идеи.



«Сотни людей, - читаем в “Страсбургской хронике” Даниэля Спеклина (1536-1589), - начали прыгать и танцевать в Страсбурге в 1518 году. Женщины и мужчины. На рынках и улицах, днем и ночью, они не ели и не пили, а только двигались в неистовой пляске Святого Вита. Ее назвали танцевальной чумой».

В древности греки стремились объяснить это влиянием небесных светил и определенным расположением созвездий, но впоследствии, когда люди узнали, какие далекие расстояния отделают нас от звезд, отнесли эти воззрения к области астрологии и суеверий. Теперь же изучение коллективной психологии дает некоторый ключ к этой еще неясной области.
Мiровая разруха возникает только после каких-либо внезапных политических, религиозных, социальных переворотов, которые разрушают во всех отношениях вековой строй быта, ослабляют этические понятия, уничтожают веру во все, что до этого времени было священным, все прежние нормы жизни, традиционные верования, не давая человеку взамен разрушенного ничего.
Эти перевороты выбиваю почву из-под ног человека, ставя его в состояние неустойчивого равновесия. Тогда проходит власть прежних идей, логическое мышление заменятся импульсами момента. Размеренный ход жизни сменятся скачками.
Человечество тогда представляет собою не организованное общество, а толпу, легко подчиняющуюся разнообразным психозам, широко распространяющимся под влияниями внушения, подражания, заражения. Такую эпоху истории переживаем и мы.
Война и революция разрушили всё: мораль, государство, экономическую и социальную жизнь. Прежние верования народов сокрушены, новые - в процессе рождения и формирования.
В жестоком столкновении идей и интересов, в дыму пожаров, под треск шрапнелей народы, видевшие гибель современной цивилизации и смерть миллионов людей, не могут найти истинный путь и бросаются из одной крайности в другую.

С немецкого пер[евел] В.Н. Кушталова.
«Berliner Morgenpost».




«На чужбине». Ежемесячный русский журнал. Рисунки исполнены Н.В. Савиным. Издание Русского культурно-просветительного общества. Сиди-Бишр. ЕГИПЕТ..1921. № 1. Июль. С. 16-19.

Великая война 1914-1918, Архив, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up