Фрагмент обложки работы Татьяны Квитковской.
…И вот диктатор отправился к человеку, чьи суждения о морали и нравственности составили ему репутацию первейшего мыслителя своей эпохи.
Философ принял его в собственном доме, в отгороженном от всего мiра кабинете […]
Они взглянули друг на друга: ясные серые глаза хозяина против слезящихся зеленоватых - гостя.
- Могу ли я говорить с вами как с равным, мой король?
- Естественно. Иначе зачем бы я к тебе пришел?
- Кто знает! Быть может, вы желаете не истины, а утешения. […] А истина может показаться вам неприятной - и я хочу убедиться, что не рискую, мой государь. […]
- Я обещаю: какую бы горькую правду ты мне ни открыл - с твоей головы не упадет и волоса. […]
- Ты знаешь, как я получил свой трон?
- Все это знают, ваше величество. Пожалуйста, ближе к делу.
- Я выступил против законной власти, - подавил Раджанга раздражение. - Я приказал убить старого короля и всю его семью, включая новорожденного младенца. Теперь против меня ведет армию человек, который провозглашает себя спасшимся наследником престола. И я проигрываю эту войну, хотя по всем статьям обязан побеждать. Я делаю все так же, как и обычно, но по какой-то причине мне перестали удаваться даже самые простые дела. […] Мне нужен выход. Не важно какой. Я готов поверить любому вздору, если он объяснит, это проклятие. Я готов…
- Что же, - прервал тирана философ. - Ситуация чрезвычайно проста. […] Как известно, внутри всякого человека живет нравственное чувство. Этот механизм заложен в нас высшей силой, нельзя вмешаться в его работу, не нарушив его. А вы не просто вмешались, мой государь. Вы переступили его законы, и нравственное чувство пробудило в вас инстинкт самоуничтожения. Вас поразила слепота. Вы совершаете ошибки, но больше не способны их увидеть… […] Вы погибаете потому, что втайне влечетесь к гибели, это ясно как день, осталось лишь разобраться в частностях. Ради чего вы пересилили в себе нравственный закон?
- Ради власти, конечно же! Что за глупый вопрос!
- Терпение, ваше величество, терпение. Начинаем мы с очевидного, но в нем и скрываются все ответы. И зачем вам понадобилась эта власть?
- Если просто - чтобы сделать мiр таким, каким я хотел его видеть.
- И всё? Вам следовало отказаться от этого желания.
- Как так?
- Очень просто. Мiр устроен не вами, и не вам решать, каким он должен быть. Надо было сказать себе: уж лучше я наступлю на горло своим амбициям, чем пойду против высшей силы и короля, что правит по ее воле. Нет ничего достойнее, чем провести свой срок на земле тихо, мирно и в полном согласии с добродетелью. […]
- Если бы я не делал того, к чему меня звало сердце, то прожил бы я жизнь зря и все лучшее, что жило во мне, сгнило бы на корню. Кто бы дал мне возможность сделать то, что я хочу, не создай я ее себе сам? Никто. Трон не упал на меня с неба.
- А должен был? Не надо винить мiр, он не отвечает за ваши капризы.
- Это не капризы, это суть меня. Я поступил так потому, что не мог иначе.
- Оправдания, оправдания! Теперь вы не можете утешиться, а не соверши вы своих ошибок - могли бы.
- Как?
- Смотря на других и говоря: «Пусть я не так счастлив, как мог бы быть, пускай поступился своими желаниями, зато другие не стали из-за меня несчастливы, а кто-то даже получил возможность найти свою судьбу».
- Вот оно что… А я? А что - мне?
- Какой эгоизм!
- Выходит я должен был давить себя, сдерживать силу, сознавать, что лучшее во мне безвозвратно погублено - и вместе с тем смотреть, как другие радуются, и радоваться за них? Пока я сам пребываю в ничтожестве, я должен смотреть, как эти другие реализовали все, что в них заложено, и достигли высот?
- Если в вас самих заложено зло - да. Радуйтесь, что не высвободили его, и простите другим их счастье. Да-да, пройдите мимо и порадуйтесь за других, даже если страдаете сами.
- Я должен был пожертвовать собой? Своей жизнью, своей силой?
- При чем тут жертва? Вам следовало удержаться от соблазна. Это было бы идеальным решением.
- Как видно, такие решения состоят лишь в том, чтобы ничего не делать.
- Не делать ничего неправильного, мой король.
- А если неправильное - единственный способ что-либо сделать? Я не мог стать королем, не сбросив предшественника с трона!
- Всегда остается благое бездействие. А вы позволили страстям одолеть свое нравственное чувство - и вот они, плоды такой опрометчивости. […]
- Не делай - и всегда будешь прав. Может быть, мне тогда и вовсе не жить на свете? Или грызть себя и днями, и ночами, мучаясь от упущенных шансов? Хорошо. Время, когда я мог принять правильное решение, уже прошло. Я стою перед «здесь и сейчас». Что делать? Что делать? Я терплю поражения, одно за другим, и не только снаружи, но и внутри собственного черепа. Я заслужил свое место по всякому праву, кроме одного. Почему небо надо мной не смилуется? Где его милосердие, мудрец? Разве оно не касается всех и каждого, даже меня?
- А были ли вы милосердны, когда отдавали приказ убить королевскую семью?
- Сейчас я бы этого не сделал.
- Сейчас, ваше величество! Только сейчас! А следовало подумать тогда. Но пути назад уже нет, вы преступили черту, дальше следует наказание.
- И если я хочу его избежать…
- Это невозможно, - философ неожиданно улыбнулся, и сверкающая истина выглянула из тонкого разреза губ, словно оскал черепа. - Таков безпристрастный факт. Я говорю вам это без страха, мой король, ибо вы обещали мне безопасность. А если вам вздумается нарушить слово - что же, вы только подтвердите мою теорию.
Дмитрий Шатилов «Древняя сила». Южно-Сахалинск. 2022. С. 560-565.