«ВМЕСТЕ НЕ СТРАШНО!»

Jun 17, 2024 11:34



Заключительное пятое действие оперы М. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен-опере. Фото Кена Ховарда.

«ДУДОЧКА КРЫСОЛОВА» ЗАМАНИВАЕТ
НА ВСЕЛЕНСКИЕ «ГАРИ»?..

О! страшных песен сих не пой!
Про древний Хаос, про родимый
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О! бурь заснувших не буди -
Под ними Хаос шевелится!..
Федор Тютчев
1830-е

Для начала - несколько выписок из телеграмм-канала философа А.Г. Дугина:

13 ИЮНЯ
Мы неумолимо движемся в сторону звезды Бетельгейзе: https://t.me/Agdchan/16335

14 ИЮНЯ
Самое прекрасное в предложенном Путином плане, что он не выполним: https://t.me/Agdchan/16354
Путин ведет себя как по-настоящему суверенный политик. Над ним только Бог. За ним великая держава и богоносный народ: https://t.me/Agdchan/16356
Путин никогда и ни за что Украину никому не отдаст: https://t.me/Agdchan/16359
Есть только трудный и тяжелый путь к нашей тотальной Победе: https://t.me/Agdchan/16360
По другому и быть не могло, но Россия все формальности соблюла: https://t.me/Agdchan/16363
Колебания мир или война показывают лишь степень непонимания того, что есть только война. Которую мы должны выиграть: https://t.me/Agdchan/16364
Когда-то даже ДНР с ЛНР в нашей повестке не было, да и Крым мы признавали «украиной» и нападали на всех, кто осмеливался считать иначе. Не говоря уже о Херсонщине и Запорожье. Это дипломатия. А есть холодные законы геополитики. Вся Украина будет либо русской, либо ни её, ни кого бы то ещё не будет вообще: https://t.me/Agdchan/16373
Через несколько итераций: https://t.me/Agdchan/16374
Стоит признать иноагентами сразу всех юмористов. Когда идет война, гибнут люди, в том числе женщины и дети, беспомощные старики, шутить неуместно. Надо, сжав зубы, ковать Победу. Денно и нощно: https://t.me/Agdchan/16375
Международное сообщество в его современном виде не приемлемо для России: https://t.me/Agdchan/16377

15 ИЮНЯ
Если мы введем серьезную ответственность за всё, болтливость и дерзость интернет-пользователей может стать отличным материалом для возбуждения уголовных и административных дел. Эксгибиционизм сетевой жизни подталкивает нарциссических уродцев к тому, чтобы самим документировать свои правонарушения и даже преступления. Так как анонимности в сети больше нет ни для кого, и особенно для спецслужб, то каждое ругательство, угроза, несдержанное высказывание отныне будет подшиваться к делу. Блоги это своего рода системное самодоносительство. И особенно резкие случаи, конечно, надо проверять: https://t.me/Agdchan/16379
Кстати, на Западе несколько десятилетий тому назад сложилась теория «вечной войны», everlasting war. Она основана на объединении теорий холодных и горячих войн в общую сводную модель, где переход от первого ко второму размывается. Поэтому война России как Государства-Цивилизации с глобальным Западом не закончится никогда. Вот это и следует положить в основу стратегического планирования. Это реалистично и ответственно. Вечная война: https://t.me/Agdchan/16382
Крестить, венчать, отпевать, постить и молить: https://t.me/Agdchan/16385
Да, и причащать: https://t.me/Agdchan/16386

19 ИЮНЯ
«Россия выходит из санкций против Северной Кореи и помогает ей развивать ядерное оружие (ну, почти)»: https://t.me/Agdchan/16417
«Далее Куба, Никарагуа, Венесуэла, Йемен. Не говоря об Иране. Стоило бы дать ядерное оружие и палестинцам. И сербам. Суверенитет - это ядерное понятие»: https://t.me/Agdchan/16418
[Но в этой «логике» ведь не только «сербам», но и албанцам и боснякам и хорватам, не одним «палестинцам», а еще и афганским талибам, признанным недавно официально в РФ вполне вменяемыми? - С.Ф.]
«Остановить ядерную войну можно только в том случае, если ни у одной из сторон не будет решающего превосходства. Нам нужна ядерная многополярность»: https://t.me/Agdchan/16419

Не поддерживаем и не отвергаем. Просто обдумываем прочитанное.
Что это значит?
Чем чревато?
Что сулит?
Не автору текста, а - так уж сложились обстоятельства (его и наши) - всем нам?
Итак, еще раз подчеркнем: не о самих событиях и фактах, помянутых в записях, а исключительно об их причудливой авторской интерпретации, додумывании и развитии идей.




Эти сегодняшнего дня записи в телеграмм-канале Александра Гельевича Дугина вызывают у меня в памяти два обстоятельства. Совершенно разных, неравноценных и в то же время оказавшихся вдруг как-то связанными.
Первое - один из излюбленных (повторявшихся, а потому и запомнившихся) примеров из его ранних выступлений.
…Слова немецкого журналиста, драматурга и поэта, одного из основателей Немецкой рабочей партии (будущей НСДАП) Дитриха Эккарта (1868-1923), будто бы сказанные им незадолго до кончины своим соратникам: «Следуйте за Гитлером! Он будет танцевать, но музыку заказал я. Мы снабдили его средствами связи с Ними. Не скорбите обо мне: я повлиял на Историю больше, чем кто-либо еще из немцев…»
Было бы, однако, ошибочно (в нашем конкретном случае) глядеть только в эту сторону. Всё это наносное, внешнее, демонстрирующее желания, устремления, мечтания. Не более того. Ну, правда, и не менее.
Но есть и другое: земляное, нутряное, таящееся в глубинах, незаметное в обыденной жизни. Сила, которая дает опору.
Начало ее в старообрядчестве Дугина, пусть и в более благонамеренной форме единоверчества, воздерживающемся, тем не менее, - что, хотя и частность, но в нашем конкретном случае важно - от осуждения самосожжений раскольников - так называемых «гарей».
И тут в помощь нам - последняя опера Модеста Мусоргского «Хованщина (1872), наполненная (включая либретто, написанное самим композитором) архетипами русского безсознательного, крайности которых были в свое время смягчены и уврачеваны Православной Церковью Российской, а также обузданы и спеленуты Императорской властью.
В середине 2010-х - задолго до «всего этого» - многие темы «Хованщины» (сходясь и расходясь в оценках и интерпретациях, но при всем том соглашаясь в главном: значимости идей и мыслей, заложенных в произведении) обсуждали мы в переписке и телефонных разговорах с покойным поэтом, писателем и историком Владимiром Карпецом (1954-2017), другом и соратником в последние годы своей жизни Дугина, перешедшим тоже, кстати говоря, в единоверие.



Дугины и Карпецы. Одна из последних фотографий, на которой все вместе и еще живы…

И вот одно из тех самых, мест, о которых мы тогда с Карпецом говорили, приходящее на память при чтении сегодняшних дугинских записей.
…Последнее пятое действие «Хованщины» - в окружённом петровскими солдатами раскольничьем скиту. Критиками и самим композитором финальная сцена названа «отпеванием». (Из нее, возникшей в мыслях Мусоргского еще только когда он задумывал произведение, выросла словно из зерна и вся опера.)

АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ: Марфа!
МАРФА: Спокойся, княже. Я не оставлю тебя, вместе с тобою сгорю, любя. А слышь-послышь: жарко было, как в ночи шептал ты мне про любовь свою, про счастие мое; тучей чёрною покрылась любовь моя, холодом, льдом сковало клятву мою. Смертный час твой пришёл, милый мой, обойму тебя в остатний раз. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!
Слышны трубы «потешных».
Из скита выходит Досифей в саване.
ДОСИФЕЙ: Труба предвечного! Приспело время, в огне и пламени, приять венец славы вечныя!
РАСКОЛЬНИКИ (за сценой): Господи славы, гряди во славу Твою!
Раскольники выходят из скита в белых одеждах, в руках свечи; некоторые складывают костер.
МАРФА: Слышал ли ты, вдали за этим бором, трубы вещали близость войск петровских? Мы выданы, нас окружили... Негде укрыться, нет нам спасенья! Сама судьба сковала крепко нас с тобою и прорекла конец нам смертный; ни слёзы, ни мольбы, ни укоры, ни стенанья - ничто не спасёт: судьба так велела.
АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ: Марфа, молю тебя, тяжко, тяжко мне!
МАРФА: Идем же, княже, братья уж собралась, и огонь священный жертвы ждёт своей. Вспомни, помяни светлый миг любви, как шептал ты мне про счастие мое. В огне и пламени закалится та клятва твоя!
(Вводит Хованского на костер. Звуки труб ближе.)
РАСКОЛЬНИКИ (на костре): Господи славы, гряди во славу Твою!
ДОСИФЕЙ: Братия! Подвигнемся, во Господе правды и любви да узрим свет!
ДОСИФЕЙ и РАСКОЛЬНИКИ: Да сгинут плотские козни ада от лица светла правды и любви!
(Марфа зажигает свечою костёр.)
МАРФА и РАСКОЛЬНИЦЫ: Господь мой, защитник и покровитель пасет мя.
(Звуки труб раздаются ещё ближе. Костер всё более и более разгорается.)
ДОСИФЕЙ и все РАСКОЛЬНИКИ: Господа правды исповемы ничто же лишит нас!
МАРФА: Вспомни, помяни светлый миг! […]
АНДРЕЙ ХОВАНСКИЙ: О Эмма, Эмма! [В последние минуты - как все к месту и точно у Мусоргского! - князь, заманенный на костер Марфой, вспоминает соблазненную и преданную им когда-то девушку - «лютерку» из Немецкой слободы. - С.Ф.]
ДОСИФЕЙ и РАСКОЛЬНИКИ: Аминь!
Раскольники погибают в пламени. К скиту подходят трубачи, а за ними «потешная» рота: они отступают в ужасе при виде костра.




В 1861-м «революционные демократы» звали Русь «к топору», а полтора с лишним столетия спустя «философ-консерватор» приглашает взойти «на костер», сгорев в очистительном огне во имя великой идеи
Боюсь, что это не только бравада или пропагандистский прием устрашения врага. За всем этим просматривается духовная подоснова.
Что до сути, то чем же это не пропаганда - под благовидным (патриотическим) предлогом - смерти (причем, не индивидуальной, а коллективной) - богопротивному самовольному лишению себя жизни, подобному тем самым «гарям», массовым самоубийствам раскольников в XVII-XIX вв., с которым боролось Царское правительство? Да и ныне склонение к такого рода действиям справедливо преследуется законами современной РФ.
…В годы второй мiровой немцы прошли до самых границ Москвы, стояли на Волге. Однако знавшая свое дело советская пропаганда даже в тех тяжелых обстоятельствах, не перегибая палку, призывала смерть на головы врага - не на народ. (Кстати и юмор в годы той войны, как и любой другой, впрочем, был более чем уместен.)
Так что же это нынче за истерика? Кому она на пользу?
При чтении сих извлеченных из телеграмм-канала текстов невольно возникает впечатление, что автор их попутал берега. Что там речь идет о Берлине сорок пятого, да и то не настоящем, а из позднесоветского идеологизированного фильма.
С чем бы это можно было еще сравнить? - Разве что с посылом одной из известных песен гражданской войны: «И как один умрем в борьбе за это».
Но ведь это не о «защите отечества» и «патриотизме». Скорее это самоощущение разноплеменных большевиков и примкнувших к ним соблазнившихся молочными реками в кисельных берегах русских разбойничков (швондеров да шариковых), «по случаю» захвативших страну под водительством авантюриста Ленина, считавшегося, кстати говоря, в революционной среде сектантом.
Пан или пропал. Людям этим, по Пушкину, «чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка»…

***
Посетителей моего ЖЖ хочу сразу же предупредить: обсуждения сего поста не предусмотрено. Страсти накалены, мнения крайне поляризованы. К тому же выплески эмоций ничего, кроме дальнейшего разгорячения, которого и без того переизбыток, не принесет. Гораздо полезнее обдумать все наедине с собой, как это и предусматривает рубрика («Мысли на обдумывание») и решить, как им жить дальше. Или уж и не жить?.. И не только им, но детям, потомкам…

Владимiр Карпец, Александр Дугин, Староверы, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up