«ПИСАТЬ О ФЕВРАЛЕ НАВЗРЫД» (1)

Mar 05, 2024 13:02



На Невском в февральские дни 1917 года.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак.

ПРОРЫВ

Февраль Семнадцатого - это С.-Петербург и заполонившая его Толпа, Масса, «рабочий народ» с окраин. Легко преодолев податливые казачьи кордоны, Масса перевалила по мостам через Неву и затопила центр столицы. Именно затопила, ибо в этом нашествии было что-то от разгула стихии, от потопа. Будто гнилая тёмная вода вышла из берегов, поднялась и хлынула из люков канализации, неся хаос и смятение в этот блистательный город. Был некий антагонизм между Массой и великолепной Столицей.
Масса будто не считала С.-Петербург своим городом. Петербург Пушкина, Достоевского, Серебряного века, Петербург Исаакия, мраморных колонн и каналов, белых ночей и Дворцовой набережной был чужд этой Массе и даже будто противен. Масса пришла в питерский центр как завоеватель, как варвар - и она заплёвывала этот город, глумилась над ним, наслаждалась его унижением и своей властью над этой красотой, так и оставшейся за 200 минувших лет чуждой и непонятной Массе. Это было не столько восстание, сколько нашествие. Отмщение не только власти, но и всему строю культуры, воплощённому в Санкт-Петербурге.
Подспудная бессознательная сила два века глухо толкалась в Столицу, влажно тёрлась о её граниты, искала в них щель или трещину. И вот нашла. Перебой с чёрным хлебом - это же явно надуманный, смехотворный по сути повод, наконец-то удачно найденная трещина, в которую попёрла могучая и безликая народная хтонь, раздвигая и сворачивая плиты и блоки, валя опоры и столпы. «Хлеба!», - с освобождённой хамской наглостью гаркнула совсем не голодная Масса, запустив первый булыжник в окно булочной. Что на самом деле означало «Долой!»…

Алексей ШИРОПАЕВ.
Март 2024

Алексей Широпаев, Переворот 1917 г., Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up