Публикуемые далее материалы связаны с графом Петром Васильевичем Гендриковым (28.12.1883-13.2.1942) - сыном обер-церемониймейстера Двора, графа В.А. Гендрикова (1857-1912) и графини С.П. Гендриковой (1859-1916), урожденной княжны Гагариной. Петр Васильевич был офицером Кавалергардского полка (1903-1909); впоследствии - Курским вице-губернатором (1914-1915). В предреволюционные годы он был губернатором в Орле (6.12.1916-6.3.1917). Камер-юнкер (1912), коллежский советник (1916). Был женат (1914) на Ольге Николаевне (1892-1987), урожденной Звегинцовой, дочери Лифляндского губернатора.
Его сестра, графиня Анастасия Васильевна Гендрикова (23.6.1887-4.9.1918), была фрейлиной Императрицы Александры Феодоровны. Добровольно последовав в изгнание, она была убита вместе с Царственными Мучениками в Екатеринбурге. Был еще и брат - полковник Александр Васильевич Гендриков (30.12.1886-23.5.1962), также служивший в Кавалергардском полку.
Граф Александр Васильевич Гендриков:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/681160.html Братья были участниками гражданской войны (Вооруженные силы Юга России), оба впоследствии эвакуировались из Крыма. В эмиграции жили во Франции. Скончались в Париже. Граф Петр Васильевич погребен на кладбище Триво в Медоне, а его брат Александр - на Сент-Женевьев де Буа.
ГРАФ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ
ГЕНДРИКОВ (начало)
Граф Петр Васильевич Гендриков (времен его службы в Кавалергардском полку):
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/274637.html ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Милостивый Государь.
В недавно появившейся книге г. Якоби «Le Tzar Nicolas II et la Revolution» я натолкнулся на описание первых дней революции в Орле, где автор книги весьма несправедливо и пристрастно описывает образ действий гр. П.В. Гендрикова, бывшего в то время Орловским губернатором. На стр. 229 (перевод с французского) г. Якоби пишет: «что же касается губернатора гр. П.В. Гендрикова, семья которого была осыпана Царскими милостями, благодаря чему и он лично сделал карьеру, на которую не мог иначе рассчитывать, гр. Гендриков, узнав об отречении Царя и Вел. Кн. Михаила Александровича, поторопился телеграфировать кн. Львову, что с настоящего момента он и его сослуживцы подчиняются Врем. правительству. Этим жестом он заслужил одобрение кучки революционеров, торжественно провозгласивших себя в Орле - Комитетом общественной безопасности. Однако печать, даже левая, выразила по этому поводу свое удивление. “Русское слово” посвятило ему несколько презрительных строк - капитулировал, наконец, и Орловский губернатор гр. Гендриков. Он слишком долго выжидал и уже смещен».
Далее г. Якоби пишет, что «капитуляция» гр. Гендрикова не принесла ему счастья и что 6 марта он уже был смещен, при этом он указывает, что сестра графа (которую он ошибочно называет Натальей, вместо Анастасия), фрейлина Императрицы, мученически погибшая - иначе поняла свою роль.
Будучи одним из весьма немногих орловцев, находящихся в настоящее время в эмиграции и занимавших во время революции в Орле официальное положение, я считаю своим нравственным долгом восстановить истинную картину происшедшего.
В тяжелые и смутные дни мартовской революции 1917 г., когда многие представители власти на местах совершенно растерялись, когда в самом Орле гарнизон во главе с ген. Никоновым в первые же дни перешел на сторону революции, гр. П.В. Гендриков до самого конца оставался верным своему долгу и присяге и признал новую власть лишь 4 марта, по получении Манифеста об отречении Государя в пользу Вел. Кн. Михаила Александровича и отказа последнего вступить на Престол до решения учредительного собрания. Государь последним Высочайшим указом утвердил весь состав Временного правительства во главе с кн. Львовым, о чем было получено в Орле сообщение одновременно с манифестом об отречении.
Если после указанных актов гр. Гендриков не счел возможным сразу покинуть свой пост, то, конечно, не из-за каких-либо карьерных целей, а исключительно для действенной борьбы с нараставшей в Орловской губ., как и повсюду, анархией. Своими вполне лояльными действиями гр. Гендриков заслужил тогда уважение всех орловских общественных кругов, как левых, так и правых.
Примите уверение в совершенном почтении
А. ХРИПУНОВ
«Возрождение». № 2809. Париж. 1933. 9 февраля. С. 4.
Алексей Степанович Хрипунов (1882-27.2.1975) - с золотой медалью окончил Императорский Александровский лицей (1904) Чиновник МВД, главноуполномоченный Всероссийского Земского союза. Участник Русско-японской и Великой войн, Белого движения Председатель Политического объединения русских общественных организаций в Константинополе в 1920-1921 гг.; член Земгора (Российского земско-городского комитета помощи беженцам). В эмиграции проживал в Берлине и Париже. Сотрудничал в газете «Возрождение». Участник Зарубежного съезда 1926 г., на котором был избран заместителем председателя Центрального объединения. Руководил парижским банком «Взаимный кредит-союз» Именовал себя монархистом, входил в созданный в Париже «Союз ревнителей памяти Императора Николая II» под председательством графа В.Н. Коковцова. (О сомнительном характере этого Союза см.: Муринов «Ревнитель Царской памяти» // «Двуглавый Орел». № 14. Париж. 1927. 12/25 декабря. С. 46-47.) Председатель Всероссийского Земского союза, член Торгово-промышленного союза. Казначей лицейского объединения во Франции. Скончался в Канне (деп. Приморские Альпы) и похоронен на местном кладбище.
И. ЯКОБИЙ. ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Милостивый Государь, г. Редактор.
В номере от 9 февраля Вашей уважаемой газеты напечатано письмо г. Хрипунова по поводу моей книги «Le Tzar Nicolas II et la Revolution». Автор письма, приводя несколько выдержек из этой работы, касающихся действий Орловского губернатора гр. Гендрикова в первые дни революции, характеризует мое описание этих действий, как «весьма несправедливое и пристрастное» и со своей стороны свидетельствует о полной их лояльности.
Я не считаю возможным вступать с г. Хрипуновым в спор относительно той или иной оценки поведения представителей власти и общества в эти позорные для России дни; но я не могу оставить без ответа его обвинение в «несправедливости» и «пристрастности» исторической работы, целью которой именно и являлось справедливое и правдивое освещение событий русской революции.
Г. Хрипунову, вероятно, неизвестно, что факты, приведенные мною и вызвавшие его протест, заимствованы целиком из статьи самого гр. Гендрикова под названием «Первые дни революции в Орле», появившейся в номерах 7 и 8 журнала «Двуглавый Орел» за 1927 г. Читатель найдет в этой статье и текст телеграммы гр. Гендрикова кн. Львову и Родзянке (стр. 26) и выражение доверия к графу со стороны революционного «Комитета Общественной безопасности» (стр. 27) и приведенный мною презрительный отзыв газеты «Русское слово» о «капитуляции» Орловского губернатора (стр. 27).
Прочтя этот очерк, г. Хрипунов убедится, кстати, насколько он ошибается, приписывая гр. Гендрикову исключительно стремление к «действительной борьбе с нараставшей в Орловской губернии и повсюду анархией». Гр. Гендриков, напротив, совершенно откровенно признает, что он просто «нетерпеливо ждал своего смещения» (стр. 27). Оно и произошло два дня спустя после его «капитуляции».
Примите уверение в совершенном уважении и преданности
И. ЯКОБИЙ.
«Возрождение». № 2825. Париж. 1933. 25 февраля. С. 5.