«ПОДДЕРЖИВАЕТ БЛИЗКУЮ СВЯЗЬ С “ЦАРЕВИЧЕМ”»

Jul 22, 2023 09:05



Святая Антонина Кизляровская.

Настоящая публикация связана с двумя другими: недавней, в которой, в частности, рассказывается о воспоминаниях княгини Н.В. Урусовой (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/706481.html) и месячной давности, предоставленной ростовским историком Г.И. Трофимовым, рассказывающей на основе архивных документов о том, как «Советская власть сразу после окончания войны - в 1945 году обнаружила “вдруг”, что в среде простого церковного народа сильны монархические настроения, почитание Царской Семьи, убеждение в том, что Царская Семья жива и ожидание Её возвращения на Трон в самое ближайшее время, пусть даже и при помощи иностранного вмешательства»: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/698927.html
Новые материалы, полученные нами от Григория Игоревича. продолжают эту тему.

Ваша последняя публикация о героях воспоминаний княгини Наталии Владимiровны Урусовой напомнила мне об одной монахине Антонине из г. Новочеркасска, упоминавшейся в показаниях фигурантов дела Таганрогского епископа Иосифа (Чернова) 1944-1946 гг., которое хранится в Архиве УФСБ РФ по Ростовской области под № П-49273.
К примеру, священник о. Симеон Константинович Краснов, осужденный по этому делу на 10 лет лагерей за «руководство контрреволюционной подпольной церковно-монархической организацией в г. Шахты», в протоколе допроса от 27 октября 1945 г. сообщает:
«АНТОНИНА - монашка, фамилию не знаю, одна из активных монархических деятелей, проживает в г.Новочеркасске» (П-49273, Т. 7. Л. 32 об.).



Протокол допроса о. Симеона Краснова от 27 октября 1945 г. (Т. 7. Л. 32 об.).

В протоколе допроса от 29 октября 1945 г. отец Симеон Краснов дает дополнительные сведения о монахине Антонине из г. Новочеркасска:
«В г. Новочеркасске монахиня Антонина среди верующих является популярная личность. На протяжении долгого времени она являлась игуменьей какого-то монастыря, но как последний был закрыт, она поселилась в г. Новочеркасске. Игуменья Антонина поддерживает близкую связь с “царевичем” СВЕРЧКОВЫМ И.А. и со странником ЧЕБАННЫМ М.Н., полностью разделяет их монархические взгляды. Враждебно настроена по отношению к Советской власти и настоящей Патриаршей Церкви за Её патриотическую деятельность. Патриарха Алексия не признает, считает его безблагодатным. Мне с монахиней Антониной пришлось встретиться только один раз во время моего приезда в г. Новочеркасск, мне она при встрече высказала свое мнение по отношению Церкви. Своим близко стоящим к ней лицам она также запрещает в категорической форме ходить в Церковь» (П-49273, Т. 7. Л. 34 л. и об.).



Протокол допроса о. Симеона Краснова от 27 октября 1945 г. (Т. 7. Л. 34).



Протокол допроса о. Симеона Краснова от 27 октября 1945 г. (Т. 7. Л. 34 об.).

Упомянутые выше «царевич» И.А. Сверчков и странник М.Н. Чебанный по версии следствия, наряду с отцом Симеоном Красновым, руководили «контрреволюционной подпольной церковно-монархической организацией в г. Шахты» и также, получили по 10 лет лагерей. «Царевичем» И.А. Сверчков назван в связи с тем, что в городе Шахты ходили слухи, что он имеет внешнее сходство с Цесаревичем Алексеем Николаевичем.
Что касается игумении Антонины, завеса тайны над ее личностью приподнимается при знакомстве с показаниями И.А. Сверчкова, зафиксированными в протоколе его допроса от 31 июля 1945 г.:
«По городу Новочеркасску я еще знаю матушку Антонину, настоящее ее имя якобы Вера, имеет около 70 лет, она слепая, она проживает в городе Новочеркасске по Воспитательной или Песчаной улице, дом № не знаю (могу указать). Матушка Антонина в прошлом являлась игуменьей какого то женского монастыря на Кавказе. С ней я познакомился в доме священника Иоанна Домовского, он проживал по ул. 2-я Георгиевская в Нахичевани, еще до 1930 года. О том, что она проживала в городе Новочеркасске, мне говорил Батя Миша. У Антонины я был месяцы два тому назад, заходил проведать ее как свою старую знакомую» (П-49273, Т. 7. Л. 110).



Протокол допроса И.А. Сверчкова от 31 июля 1945 г. (Т. 7. Л. 110).

Таким образом, из всего вышеизложенного становится очевидным, что в городе Новочеркасске провела свои последние годы земной жизни и упокоилась настоятельница Кизлярского Крестовоздвиженского женского монастыря в 1908-1923 годах - игумения Антонина (в мiру Вера Александровна Покровская), 1878 года рождения, канонизированная Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году в сонме Новомучеников и Исповедников Российских с именем Антонина Кизляровская:
https://sochi.bezformata.com/listnews/antonina-igumenya/93041343/
https://proza.ru/2016/01/02/1093
https://хранителиродины.рф/Article/?id=20612
Есть и печатные источники, описывающие историю Антонины Кизляровской:
Протопресвитер Михаил Польский «Новые мученики Российские». Т. 2.
Типография преп. Иова Почаевского. Джорданвилль, Нью-Йорк.1957. С. 244-249; Т. 3 (рукопись); Княгиня Н.В. Урусова «Материнский плач Святой Руси». «Русский паломник». 2014; И.И. Осипова «Сквозь огнь мучений и воды слез...» Гонения на Истинно-Православную Церковь. По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М. «Серебряные нити». 1998. С. 95-104,289; Прот. Н. Киселев «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения»; Архив УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Дело П-54881.
Достаточно подробно основные вехи жизненного пути Антонины Кизляровской приведены в Базе данных «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви ХХ века», размещенной на официальном сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета: http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuDfefUfe9Vee1j668Zs8*UU8iZei4UfOHUfe8hc**
Игуменья Антонина была репрессирована органами ОГПУ в 1920-е годы, и провела пять лет в лагерях.



Единственная уцелевшая в Кизляре постройка Крестовоздвиженского монастыря, в котором настоятельствовала игумения Антонина - дочь офицера и внучка протоиерея. Ныне в нем располагается тубдиспансер. Мемориальная табличка сообщает, что в 1917-1918 гг. здесь находился Военно-революционный комитет г. Кизляра.
Княгиня Н В. Урусова пишет в воспоминаниях о её встрече с игуменией Антониной во Владикавказе зимой 1922 года: «В начале революции, когда грабили всё кругом и монастыри особенно, к ним ворвалась толпа большевиков, разорила всё, ограбила и застрелила несколько сопротивлявшихся монахинь. Когда на короткое время Кизляром овладела белая армия, то кто-то неизвестный указал им на лиц, разоривших монастырь и убивших монахинь. Они были белыми расстреляны. Когда же белая армия отступила и большевики стали уже полными хозяевами положения, то стали доискиваться, кто выдал их белым». Обвинили игуменью Антонину, ей пришлось скрываться. Она пешком дошла до Владикавказского Иверского монастыря, где ей дали убежище. «По всему Кавказу были расклеены объявления: «Кто укажет местонахождение бывшей игуменьи Кизлярского монастыря Антонины, получит 3000 р. золотом». Через некоторое время о местопребывании её во Владикавказском монастыре стало известно в ГПУ и монахини попросили Урусову спрятать матушку у себя.

Имя Антонины Кизляровской, как новомученицы, присутствует в Церковном Календаре (Святцах) в англоязычной версии портала Православие.ру за 14 марта (по нов.ст.) - New Martyr Abbess Antonina of Kizliar (1924): https://orthochristian.com/calendar/20230301.html
В отечественной версии Церковного Календаря на тот же самый день - 01 (14) марта 2023 года её имени нет. Видимо, потому, что она была канонизирована Зарубежной Церковью.
Образ Антонины Кизляровской написан и на общей иконе «Собор Святых Новомучеников Российских от безбожников убиенных», созданной архимандритом Русской Православной Церкви Заграницей Киприаном (Пыжовым) в Джорданвилле в 1981 году: http://semyarossii.ru/docheri-rossii/1520-igumeniya-antonina-kizlyarskaya-.html



Обложка книги («Акафист Живоносному Гробу и Воскресению Господню»), принадлежавшей игумении Антонины, с владельческим на ней штампом: https://хранителиродины.рф/Article/?id=20612



Среди осуждённых и других фигурантов дела Таганрогского епископа Иосифа (Чернова) П-49273 имени игумении Антонины (Покровской) не встречается, за исключением вышеупомянутых показаний И.А. Сверчкова и отца Симеона Краснова. Видимо, из-за преклонного возраста и состояния здоровья (в одном из протоколов допроса И.А. Сверчков свидетельствует, что игумения Антонина ослепла) органы госбезопасности не стали привлекать её к этому делу.

Григорий ТРОФИМОВ

Цареубийство

Previous post Next post
Up