![](https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/5943805/5943805_600.jpg)
Сэр Артур Игнатиус Конан Дойл (1859-1930).
Конан Дойл, прозрев ход подобной войны, говорил впоследствии, что прозрение это не было результатом каких-либо сознательных вычислений, а само сложилось в его мозгу как почти готовый план-схема, но чреватый новыми, непредвиденными опасностями. Великобритания считала себя изолированной, опоясанной стальным кольцом военного флота. До некоторой степени так оно и было. Но Великобритания вынуждена импортировать продукты. И если Германия нападет на Францию, что более чем вероятно, Британия должна будет тоже направить свою армию на континент и удерживать линии снабжения.
«Элемент опасности, - писал он в своей статье, - состоит в существовании новых форм ведения войны на море, которые не рассматривались компетентными людьми и которые могут полностью перевернуть ее условия. Эти новые факторы - подводные лодки и воздушные корабли». […]
Другое дело субмарины. Ни одна блокада не способна удерживать этих водяных змей в гавани, никакое искусство не поможет торговым судам уклониться от их атак. И тогда:
«Предполагать, какой эффект свора субмарин, залегших у входа в Пролив или Ирландское море, может произвести на снабжение островов, не входит в мои задачи, - писал он. - Видимо, и другие корабли, помимо британских, тоже будут уничтожаться и возникнут международные осложнения». […]
…С зимы 1913 по весну 1914 года, на вершине своей изобретательности, написал он последнюю и лучшую детективную повесть «Долина страха». И одновременно - длинный рассказ «Опасность! Запись в судовом журнале капитана Джона Сириуса», который должен был стать образцом пророчества. […]
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/5944777/5944777_600.jpg)
Германская подводная лодка U3 в Северном море. Эта и следующая открытки из коллекции Петра Каменченко.
Субмарина, несущая на своей палубе выдвижную 120-миллиметровую пушку, а внутри - торпеды, вышла из гавани Бланкенбурга на закате. Это была «Йота» под командованием капитана Джона Сириуса.
Бланкенбург - вымышленная столица крошечного вымышленного государства Норландия.
Это ничтожное и на первый взгляд безсильное государство, находящееся в состоянии войны с Великобританией, изобрел Конан Дойл. Со своей флотилией всего из восьми подводных лодок капитан Сириус диктовал противнику условия, даже когда несметный английский флот блокировал норландские порты. Капитан Сириус не намеревался атаковать военные корабли. Он топил лишь суда, перевозившие зерно, скот, продовольствие всех видов и из всех стран.
«Мне все равно, - заявлял он, - под каким он флагом, если он занимается контрабандой оружия на Британские острова». Первое торговое судно, утопленное его пушечным огнем, было американским.
Англия, это правда, слишком уж быстро принимает условия неприятеля, да и число неприятельских подводных лодок слишком невелико. Но всякий, читающий «Опасность!» в наши дни, по прошествии двух мiровых войн, не может не чувствовать, что Конан Дойл попал в самую точку. Даже второстепенные детали столь реальны, что нам приходится напоминать себе, что дело происходит в феврале 1914 года, когда все это было еще только плодом воображения Конан Дойла.
Конан Дойл начертал точный план того, что случилось позже. Он просил Гринхофа Смита заполучить отзывы на его рассказ, скажем, дюжины ведущих военно-морских экспертов. Может ли такое случиться? - следует спросить у них и напечатать их мнение в приложении к рассказу. […]
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergey_v_fomin/72076302/5945009/5945009_600.jpg)
База Германского Императорского флота в Вильгельмсхафене. Экипажи германских броненосцев приветствуют подводную лодку.
Семь из двенадцати комментаторов были адмиралами, по преимуществу отставными, и почти все они отнеслись к возможной опасности весьма легкомысленно, полагая, что Британским Островам не могут причинить вреда несколько субмарин под командованием каких-то отчаянных сорвиголов.
«Я вынужден заявить, - писал кавалер ордена Бани адмирал сэр Комптон Домвилл, - что считаю это крайне невероятным и более всего смахивающим на Жюля Верна».
«Британская публика, - писал адмирал Пенроуз Фицджералд, - не примет тех совершенно невероятных технических подробностей, которые вводит автор. Я же считаю, что ни одна цивилизованная нация не станет торпедировать безоружные и беззащитные торговые корабли».
«Ни одна нация не допустит этого», - вторил ему адмирал Уильям Ханнам Хендерсон, утверждая, что всякий командир подводной лодки, который отважится на подобный шаг, предстанет перед судом и будет приговорен к расстрелу собственным народом.
Капитан Джейн, соглашаясь, что сверхсубмарины, подобные описанным в рассказе, могут в ближайшие годы появиться, считал, что лучший способ предотвратить подводную войну - это вешать всякого капитана и команду, которые попадут в руки англичан.
«На Террор надо ответить Террором, - писал он в воображаемом приказе адмиралтейства. - Мы способны расквитаться! Повесить парочку для острастки другим - и они больше не сунутся!»
Таковы были аргументы.
Джон Диксон Карр «Артур Конан Дойл». М. «Книга». 1989. С. 204-205, 209-211, 215.
Перевод М.Д. Тименчик.