Начало см.:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/693430.htmlhttps://sergey-v-fomin.livejournal.com/694159.html Краеведческий комментарий на «Уральскую Голгофу и ее фон» С.В. Фомина
Часть третья
Давайте теперь присмотримся к людям, которые населяли край. Аборигенное население к началу XX века либо было вытеснено с Горнозаводского Урала, либо совершенно обрусело. По историческим источникам и этнографии у вогулов - манси человеческие жертвоприношения вполне фиксировались - жертв душили, но происходило это в глухих местах, далеких от заводов и русских поселков.
Русские пришли на Урал после Ермака уже давно православными, но принесли с собой обычный набор колдовских практик, известных нам по восточно-европейской этнографии. К этому добавились кое-какие чудские обычаи от обрусевших и породнившихся с пришельцами вогулов и пермяков. Но нет оснований думать, что в этой смеси находилось место для почитания каменных чаш и для человеческих жертвоприношений как устойчивой культовой практики.
Ситуация изменилась с появлением металлургических заводов и рудников в эпоху Петра I. Горное и заводское дело критически зависели от прочности плотин и богатства рудников. И тут скрыта кровавая сторона горной магии. Сейчас, после книг А.В. Иванова, очень модно рассуждать о горнозаводской цивилизации, что сложилась на Урале в XVIII веке. В культурном коде этой цивилизации жертвоприношения оказались прописаны довольно прочно. Особенно много историй о человеческих жертвах, устроенных при постройке плотин. Для примера из истории Очерского завода в Прикамье
https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/permskij-kraj/ochyorskaya-plotina/«Малков пишет, что мастерам, чинившим плотину, не помогла “живая кровь женки Томиловой и двух нехристей-пермяков, которых преднамеренно столкнули в воду прореза”. Поговаривают, что и при строительстве плотины также был принесён в жертву мужчина - своих губить было жалко, поэтому выбрали заезжего вотяка (удмурта). Его поймали и закатали в тело плотины… Подобная практика - человеческое жертвоприношение силам природы - зафиксирована также в рассказе местного жителя деревни Пахомово Очёрского района. Проблема там была аналогичная - прорвало плотину. В качестве жертвы был выбран местный житель, умственно отсталый Петруня. Мужики построили “обманный” мост и сказали: “Кто смелый - проедет через этот мост”. Петруня проехал, мост обвалился. Его вместе с лошадью и телегой закопали в этот прорез. После этого плотину ни разу не прорывало».
Похожие предания зафиксированы в связи с рудниками. Очень интересна история вогула Степана Чумпина, которую вспоминает и Фомин в своей работе. Чумпина якобы сожгли сородичи - вогулы в 1730 году за открытие русским секрета богатой рудой горы Благодать. За это Чумпину руководство завода в 1826 году поставило памятник - небывалый случай в уральской истории. Установлено, что Чумпин реальный человек, получивший награду за рудознатство, но никаких известий о его гибели не сохранилось:
https://uralstalker.com/uarch/us/1962/07/42/Напомню - вогулы людей не сжигали, в случае необходимости человеческих жертв их душили. Почему же легенда о гибели Чумпина пользовалась такой популярностью, что, помимо памятника, в его честь отливали большие чугунные скульптуры?
https://egmuseum.ru/expo/skulptura-stepan-chumpin-kaslinskiy-chugunoliteynyy-zavod-nach-hh-v-chugun-liteОтвет довольно очевиден - уральцам трудно было поверить, что столь огромные горные богатства были взяты без человеческой жертвы. Вполне допускаю, что под историей Чумпина сокрыли историю смерти другого человека, вытаскивать которую на свет не имели желания, но отметить все же решились. Для справки - именно на Урале в Екатеринбурге были сожжены (за отступничество из православия) последние казненные таким способом официально в России люди - в 1738 году башкир Тойгильды Жуляков и в 1739 году башкирка Кисякбика Байярясова:
https://newdaynews.ru/ekb/610697.html Поэтому если кто и сжег некоего человека на Благодати - это были не вогулы.
Скульптура Степана Чумпина из чугуна. Как выглядели вогулы - на уральских заводах вполне помнили, но погибшего изобразили почему то вообще без каких либо вогульских черт - он в русской одежде и лапттях, с бородой (вогулы без бород) - обычный уральский работник.
В свое время после осмотров скал с чашами я предположил, что, возможно, мы зря сильно удревняем эти чаши. Какие основания датировать их тысячелетиями в прошлое?
Археологические находки возле чаш не обязательно были привязаны к ним. Древние племена Горнозаводского Урала крайне редко использовали петроглифы (то есть выбитые и вышлифованные изображения на камне, к которым можно отнести и чаши). Они рисовали охрой, отсюда и название изображений - писаницы. Известные мне редчайшие уральские петроглифы находятся непосредственно вблизи чаш. Ряд знаков на скалах очень похож на старинные маркшейдерские метки. И самое значимое - практически каждый раз возле или прямо на скалах с чашами были либо каменоломни, либо рудники - русские XVIII-XIX вв.
Так может и чаши вовсе не жертвенники древности, а следы горной магии русских?
В пользу этого говорит история находки и изучения дольменов на Горнозаводском Урале:
https://dzen.ru/media/tainyurala/uralskie-dolmeny-megality-srednego-urala-5aaf5cf65f49679a54f55c42Нашедшие их краеведы приписали возведение дольменов чуть ли не атлантам и Конану-Варвару миллион лет назад. Но археологические раскопки доказали, что возраст дольменов относительно невелик - лет триста, то есть это следы некой деятельности вполне русского населения, видимо углежогов (хотя допускаю, что некоторые дольмены действительно древние и послужили образцом для поздних). Если учесть, насколько тяжела и опасна была работа по приготовлению в ямах древесного угля, как малейшая ошибка могла погубить результаты работы всей артели, то понятно, что работники подстраховывались, договариваясь с некими тайными силами.
Как у Демьяна Бедного в «Горной породе», переложении бажовских сказов:
«Это - сумрачный лес, а не розовый сад:
Все живет в нем таинственно и суеверно».
«Сказ про тайные силы с умом надо весть.
- Разве тайные силы-то, дедушка, есть?
- А то как же?»
Какие жертвы приносились и какие ритуалы совершались на чашах и у дольменов - неизвестно. Вряд ли человеческие, скорее резали птицу и домашний скот. Но нехорошесть таких мест очевидна, потому они не попали в официальную историю. Вряд ли они были полностью забыты, скорее утаены от начальства. Старики в начале XX века еще помнили старые предания и прежние договоры с темной силой, о чем собственно и писал Бажов.
Промежуточный итог. Для горнозаводских уральцев идея человеческих жертвоприношений вовсе не принципиально чуждая и безсмысленная. Они работали на заводах, в плотинах которых были закладные жертвы, да на рудниках, богатства которых также зависели от человеческих жертв. Среди уральцев, как мы знаем благодаря Бажову, продолжали жить чертознаи, помнившие о старых жертвенниках, но не спешившие сообщать геологам и археологам об их значении.
Были на Урале также человеческие ритуальные убийства вне связи с горной магией. Кое-какие ужасы попадали в дореволюционную открытую печать:
https://catofoldmemory.livejournal.com/57705.html , что-то осталось на уровне легенд. Были это секты или отдельные колдуны - неизвестно.
Итак, Дом Ипатьева, как верили горожане, был построен на языческом жертвенном месте. Практически в Екатеринбурге к началу XX века обнаружили, как полагали образованные современники, мегалитические сооружения с каменными жертвенными чашами неизвестной древней цивилизации, что не могло не привлечь внимания оккультистов. Кое-кто из необразованного населения мог порассказать про жертвенники много чего интересного, да знал, с кем там можно пообщаться. Местные в целом, как выясняется, в принципе признавали как необходимость человеческие жертвы, если надо для общего дела; как и возможность договоров с темными силами, по которым еще были живы знатоки из народа. Для уральцев прочное дело должно встать на века только при человеческой жертве.
Если вспомнить моду интеллигенции на совмещение западного оккультизма с русской тайной практикой, взятой из местного сектантства (Мережковский был не единственным таким «совместителем»), то могла образоваться гремучая смесь.
Но образовалась ли? Имели ли описанные явления какое-либо значение для привоза Романовых в Екатеринбург и их убийства именно в доме Ипатьева?
Замечу, что местные участники цареубийства прекрасно знали многие предания - Быковы, Сыромолотов и Дидковский - горняки, братья Быковы интересовались уральской историей серьезно и т.д. Так что вопрос не в том, знали или нет - они знали. Вопрос - важно ли это было для них при убийстве Царской Семьи?
«Конечно нет!» - скажут обличители краеведческих фантазий. Большевики при Ленине это же предельно рациональные люди, вооруженные материалистическим учением и потому решительно отвергающие всякую мистику с религиозным мракобесием.
Если высокопоставленных коммунистов той эпохи ловят историки на принадлежности к оккультным обществам и приверженности эзотерическим учениям (а скрывать сие после 1991 года и появления кучи интересных материалов не удается), то это-де лишь слабость конкретных людей, отбившихся от товарищей. Ленинская же гвардия Урала стоит вне всяких подозрений в таком оппортунизме - любая позднесоветская книжка это подтвердит.
Какие у нас могут быть доказательства, что уральские товарищи, причастные к цареубийству, не были чужды оккультизму и принадлежали к запретным сектам и мистическим группам? Увы, надежных доказательств нет и вряд ли их удастся отыскать. Тайные оккультные общества и секты на то и тайные, что никаких следов оставлять не желали в принципе. Не найдутся никогда архивные дела под названиями «Личные листки учета сатанинских организаций Екатеринбурга за июль 1918 года» или «Свердлов. Оккультные заметки».
Отмечу лишь, что биографии Свердлова и уральцев до сих пор практически нам неизвестны. Любая подробная информация об этих товарищах, если и появлялась в печати, то тщательно цензурировалась, а потом на всякий случай еще и изымалась, как то произошло с почти всеми изданиями 1920-1930-х гг. о событиях в Екатеринбурге в годы гражданской войны.
Но мы знаем, что в качестве союзников большевиков выступали секты с очень радикальными взглядами. В свое время приходилось писать о дружбе советского правительства с хлыстовским христом:
https://catofoldmemory.livejournal.com/58758.htmlЕсть определенные свидетельства, что не так уж верны материализму были и некоторые уральские товарищи. В свое время выкладывал пост о мiровоззрении террориста эсера Сазонова (бывшего героем и для большевиков и не чужого уральцам):
https://catofoldmemory.livejournal.com/65823.htmlЕще одно важное наблюдение.
В годы первой революции Урал резко выделялся среди прочих русских губерний запредельно жестоким терроризмом. Подобная ожесточенность была больше характерна для окраин и столиц, где к борьбе против русской администрации примешивались националистические настроения. Справедливо указание, что такое кровавое противостояние части местных с властями опиралось на сильное сектантское влияние в крае. Для сектантов и власть, и прочее местное население были врагами не столько политическими, сколько религиозными, против которых всё дозволено.
В 1918 году Урал печально прославился не только цареубийством, но и рекордным количеством убитых красными священнослужителей. Таких по масштабу убийств духовных особ, с издевательствами и пытками, больше нигде в РСФСР на тот момент не было. Замечу, что в 1919 году, при возврате красных (но уже не под управлением людей Свердлова), подобного целенаправленного террора против служителей Церкви уже не проводилось.
Террор против священников в 1918 году нельзя оправдать ни белым террором (никаких белых отрядов на Горнозаводском Урале не было до прихода Сибирской армии), ни ярко выраженной контрреволюционной направленностью священников (Церковь заняла выжидательную позицию и была склонна договариваться с любой властью), ни староверческим влиянием (староверы, конечно, не любили Царскую власть и никонианских попов, но вполне с ними уживались).
Для полноты картины напомню, как потом происходила борьба с Православием - когда в 1920 гг. в Екатеринбурге-Свердловске и Уральской области оказались вновь в силе кадры Свердлова. Церковное имущество не просто отбиралось и уничтожалось - его демонстративно оскверняли. Живописным иконам выкалывали глаза, кресты и литые иконы ломали, что было, отмечу, совершенно нелегким делом - но старались, тужились.
Зачем, вроде бы, если вещь все равно идет в переплавку? Если смогут спасти, так спасали и поломанное. Но важен был ритуал - палачи ее присягали на верность власти, отрекаясь от христианства.
Вот, для наглядности, оскверненные православные кресты священника:
https://catofoldmemory.livejournal.com/162303.html; изломанные староверческие святыни:
https://catofoldmemory.livejournal.com/159440.html Подводим промежуточный итог. У нас нет прямых данных, что Свердлов и его люди принадлежали к каким-либо оккультным группам. Но «по плодам их узнаете их»: по жестокости в терроре и политике целенаправленного уничтожения православных священнослужителей эта группировка красных на 1918 год резко выделяется среди прочих большевицких кланов и групп, тоже далеких от гуманизма. В дальнейшем мы фиксируем на Урале под властью людей из свердловского клана характерные для оккультистов-богоборцев приметы - осквернение и уничтожение предметов культа. Просто атеисты уничтожали бы иконы и кресты без издевательств над ликами святых и распятым Христом. Но вот эти товарищи никак не могли сдержаться...
https://catofoldmemory.livejournal.com/251026.html ***
Москвичи книгу могут приобрести в лавке «Кириллица» (улица Солженицына, д. 11; ближайшая станция метро «Таганская»).
Иногородние могут заказать ее по телефону:
7-977-310-30-53 (Александр; в рабочее время),
а также на сайте «Политкнига»:
https://politkniga.ru/fomin-s-alapaevskie-muchenniki/