Томас Алан Шиппи / Thomas Alan Shippey (род. 1943) - английский литературовед, филолог и писатель, специалист по древнеанглийскому языку и поэзии, один из самых авторитетных исследователей Дж. Р.Р. Толкина. Автор книг: «Дорога в Средиземье» (1982) и «Дж. Р.Р. Толкин: автор века» (2000).
Новатор versus Реакционер
…Он [Саруман] умел […] брать что-нибудь явно современное и задумываться над тем, каким бы оно могло быть при иных обстоятельствах, в архаичном мiре. Так ли уж современно это современное явление? Или оно незримо присутствовало все это время, ожидая, пока его кто-нибудь заметит?
К Саруману эти вопросы относятся в особой мере. […]
Что же значит «Саруман»? С одной стороны, безусловно, это изобретательность, развитая до конструкторских навыков. […]
У Сарумана мы наблюдаем тяжелую форму «пескунсоновой болезни»: она начинается с пытливости ума, затем развивается в конструкторские навыки, потом превращается в алчность и желание господства, перерастающие в в ненависть и презрение к естественному ходу вещей, которые выходят за рамки рационального желания их использовать. Орки Сарумана сначала вырубают деревья для того, чтобы топить печи, но в итоге продолжают это занятие ради забавы. […]
«Применимость» этого описания очевидна: Саруман становится воплощением одного из характерных пороков современности, название для которого пока не придумано - некой неуемной жажды изобретательства, безцельного применения своих навыков, разрушения ради перемен. […]
…Своими последователями он управлял, рисуя им картины рая, навеянные гашишем.
Можно сказать, что таким же образом Саруманы нашего времени вводят людей в заблуждение обетованиями будущего технологического рая, современной утопии. Однако на самом деле чаще всего мы получаем лишь изуродованные взрывами территории Восточной Европы […]
…Денэтор являет собою полную его противоположность, «архиконсерватора». В то же время […] Денэтор сравнивается в книге с Теоденом. Оба они старики, потерявшие сыновей, но представляют культуры, которые явно противоположны друг другу. Их судьбы одновременно тесно связаны и весьма непохожи. […]
Денэтор умнее Теодена, он больше знает, лучше воспитан и, пожалуй, обладает более развитым интеллектом - но не мудростью. Он не умеет полагаться на удачу. Он слишком далеко заглядывает в будущее и неправильно толкует то, что увидел. Прежде всего он доверяет своим собственным логическим рассуждениям. В будущем он видит в первую очередь поражение, и даже если его удастся избежать, - все равно не миновать перемен. […]
Когда почти в последнюю минуту Гэндальф спрашивает Денэтора, чего бы он хотел, тот отвечает:
«Я хочу, чтобы все и дальше оставалось так, как было при мне… как было исстари, со времен моих далеких предков… Если же мне в этом отказано судьбою, то я не хочу ничего - ни униженной жизни, ни умаленной любви, ни попранной чести». […]
Если Саруман олицетворяет собой один вариант будущей катастрофы, знакомый нам по опыту ХХ века, - технологическую утопию, превращенную в убогую диктатуру, - то Денэтор символизирует один из самых главных ужасов конца прошлого века, - лидера, который втайне желает смерти и уже не верит в мощь обычных вооружений. Нельзя не порадоваться тому, что Денэтор все-таки не завладел Кольцом.
Том Шиппи «Дж. Р.Р. Толкин: автор века. Филологическое путешествие в Средиземье». Перевод книги с английского: Анны Дик и Екатерины Хомяковой. М. «Никея». 2023. С. 280-287.
***
Денэтор был запятнан политикой как таковой; отсюда его падение и его недоверие к Фарамиру. Для него главной целью стало сохранение государства Гондор как такового, противостояние иному правителю, который сделался могущественнее, и бояться его и дать ему отпор следовало именно поэтому, а отнюдь не потому, что он безжалостен и злобен. Меньших людей Денэтор презирал, и можно с уверенностью сказать, что не проводил различия между орками и союзниками Мордора. Если бы он выжил и победил, даже не пользуясь Кольцом, он далеко продвинулся бы по пути к тому, чтобы самому стать тираном, и с обманутыми народами востока и юга обошелся бы жестоко и мстительно. Он стал “политическим” лидером: т.е. Гондор против всего остального.
Дж. Р.Р. Толкин. Заметки по поводу рецензии У.X. Одена на «Возвращение Короля». 1956.