БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ (47)

Feb 19, 2023 09:04



Павел Рыженко «Вторая Присяга». 2013 г. Фрагмент.

Точку в затянувшемся споре поставили, однако, не политики или историки (и уж тем более не поэты-сатирики), а авторитетное слово Церкви.
«Есть люди, - говорил в слове к 50-летию преставления Патриарха Тихона в 1975 г. архиепископ Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев), - до сих пор продолжающие смущаться и соблазняться тем, будто Святейший Патриарх Тихон не дал благословения кому-то, кто просил его благословить борьбу Белой армии против большевиков. Но ведь мы не знаем, как все это доподлинно было, при каких обстоятельствах и в какой обстановке это происходило. А кроме того, к прискорбию нашему приходится признать, что и в Белой армии не все было духовно благополучно. Нередки были случаи, когда белые воины, с таким подъемом певшие “Смело мы в бой пойдем за Русь Святую!..”, о Святой Руси по-настоящему и не помышляли и вели себя нисколько не лучше, чем самые отъявленные большевики. Конечно, не мог Святейший Патриарх Тихон дать благословение такому белому генералу (довольно известному), который с таким пафосом однажды выразился: “Хоть с диаволом, но против большевиков!” Этот несчастный даже не понимал, что “с диаволом” идти против диавола невозможно и что такая борьба безнадежна и безплодна и ни к чему не приведет, что, как мы видим, и получилось».
Архиепископ Аверкий «Современность в свете Слова Божия». Т. IV. Джорданвилль. 1976. С. 330.




Переданные Владыкой слова белого генерала удивительно похожи на настроения чинов Русского Охранного Корпуса в Югославии в период Второй мiровой войны. «Многие из них, - вспоминал позднее ротмистр Д.П. Ковалевский, - читали “Майн Кампф” и отлично знали истинные цели и намерения “фюрера” в отношении России. Они верили в Россию и ее светлое будущее, не допускали мысли о возможности завоевании России Германией и мирились даже с временной победой Германии, считая большевизм-коммунизм Сталина более опасным. Поэтому, - “хоть с ч….., но против врага № 1”» («Русский Корпус на Балканах во время II Великой войны 1941-1945 гг. Исторический очерк и сборник воспоминаний соратников». Под ред. Д.П. Вертепова. Нью-Йорк. 1963. С. 15). «Философия антибольшевиков.., - делился наблюдениями в воспоминаниях А.Г. Авторханов, - известна всем: “хоть с диаволом, но против Сталина” и плюс обоснованная надежда: перехитрить ослабленного в войне Гитлера» (Авторханов А. «Из мемуаров» // «Русский рубеж». М. 1991. № 1. С. 8).
По поводу же мыслей, подобных высказанным когда-то белым генералом, архиепископ Аверкий замечал: «Тут даже иной раз трудно понять: что это: глупость или сознательный обман, - введение в заблуждение с злонамеренной целью наивных людей, верящих более красивым словам, чем делам? Одними, даже самыми красноречивыми словами коммунизм не победить, если он все время получает для себя мощную поддержку со стороны Мiрового Зла и если сами «борцы с коммунизмом» находятся в тесном дружественном союзе и порою даже в материальной зависимости от того же самого Мiрового Зла!»
Архиеп. Аверкий (Таушев). «Современность в свете Слова Божия». Т. III. C. 429.

Между тем о самих обстоятельствах обращения к Святителю за благословением сохранилось несколько свидетельств.
…Летом 1918 года на Троицкое подворье к Патриарху Тихону пришел известный церковно-общественный деятель А.В. Карташев с разработанной «Программой положения Православной Церкви в Русском государстве» для употребления на Юге России, занятой Добрармией генерала Деникина, «а также на случай появления национального правительства в самой Москве».
Святитель Тихон, вспоминал уже за границей Карташев, принял «как всегда очень ласково, за стаканом чая и даже с самоварчиком. Дослушав до конца внимательно и грустно, он вдруг снисходительно засмеялся над нашими “хорошими словами”, как мудрый старец смеется над идеализмом мечтательных юношей. “Хорошо! Уж очень всё хорошо! Да только когда все это будет? Конечно, не теперь!” Как сын народа, Патриарх Тихон тогда уже инстинктом чувствовал силу и длительность народного увлечения большевизмом, не верил в возможность скорой победы Белого движения и не был согласен с нами в политических расчетах».
«Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии». М. 1995. С. 26.



Генерал А.И. Деникин на молебне. 1919 г.

Надобно заметить, что в тот день вместе с Карташевым на Троицком подворье был еще один человек - князь Г.Н. Трубецкой. «…Я не просил разрешения Патриарха передать благословение его войскам Добровольческой армии, - писал он позднее, - и Святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от его имени благословение лично одному из видных участников Белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным, настолько он держался в стороне от всякой политики…»
«Руль». Берлин. 1923. 17 июля.

Сравните: «Я ехал на юг, в Добровольческую армию, рассчитывая увидеть всех, с кем связывалась надежда на освобождение России. Я просил разрешения святого Патриарха передать от его имени, разумеется, в полной тайне, благословение одному из таких лиц, но Патриарх в самой деликатной и в то же время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать, ибо, оставаясь в России, он хочет не только наружно, но и по существу избегнуть упрека в каком-либо вмешательстве Церкви в политику».
М. Вострышев «Патриарх Тихон». М., 1995. С. 122-123. См. также: Л. Регельсон «Трагедия Русской Церкви 1917-1945». Париж, 1977. С. 237.

Была, конечно, и другая причина отказа: «...Тяжкий грех богоотступничества и богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему и Белое движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившегося над несчастным заблудшим русским народом, не привели к желанной цели. Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу!»
Архиепископ Аверкий «Современность в свете Слова Божия». Т. IV. С. 180.



Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий (Таушев, 1906-1976).

Эта мысль, высказанная архиепископом Зарубежной Церкви Аверкием (Таушевым) в 1974 г., отнюдь не плод позднейшего домысливания. Известный петербургский старец протоиерей Михаил Прудников еще в самом начале 1918 г. на возражения одного своего почитателя об обстановке в стране («Позвольте, ведь вот Деникин уже подходит к Москве, Колчак, Юденич, Миллер, - все успешно действуют».) прозорливо заметил: «Все это ни к чему, зря только кровь проливают, ровно ничего не выйдет!»
И.К. Сурский «Отец Иоанн Кронштадтский». М.: Паломник, 1994. С. 184-185.

Продолжение следует.

Гражданская война

Previous post Next post
Up