ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (122)

Feb 02, 2023 09:05



Интерьер одной из комнат в усадьбе-музее Ралли в селе Долна Страшенского района Молдавии.

Пушкин и семейство Ралли (окончание)

В прошлом по́сте мы рассматривали два варианта возможного местонахождения пушкинских автографов, принадлежавших разным членам семьи Ралли, соответствовавшие двум линиям потомства баронов Стырча.
Нет никаких свидетельств того, что ими интересовался или увез с собой в январе 1915 г. в австрийскую столицу тогдашний владелец имения, внук старшего сына барона Эманоила Стырчи (Евгения) певец Венской оперы Александр, скончавшийся в социалистической Румынии в 1979 г., не оставив после себя потомства.
Иное дело его двоюродный дядя, сын младшего брата Евгения (Виктора) - Иоан, как и его отец, бывший австрийским дипломатом. По словам его хорошего знакомого и родственника бургомистра Сторожинца Янку Флондора, барон Иоан Стырча вывез с началом боевых действий хранившиеся в Красне «два манускрипта русского поэта Пушкина», укрыв их в своем имении Пырыу Негру, близ Михэйлен в Южной Буковине.



Храм Св. Архангелов Михаила и Гавриила в Пырыу Негру.

Умер барон Иоан Стырча, как сообщает краткая биографическая справка, в Черновцах в 1944-м. Точной даты и обстоятельств его кончины мы не знаем. Однако само время в сочетании с местом события были весьма неподходящи. Красная армия, напомним, заняла Черновцы 29 марта 1944 г.
После него осталось трое детей: ставшие, как и отец, дипломатами сыновья Виктор (1905-1990) и Ионел (1909-1992), а также дочь Илинка (1911-1998), вышедшая замуж за полковника Иона Флореску.
Старший Виктор, румынский посол в Лондоне, остался там после войны и скончался в графстве Кент. Младший Иоан, тесно сотрудничавший с Николае Титулеску, еще в 1925-м был усыновлен не имевшим прямых потомков австрийским бароном Антоном Моксони де Фоэном, другом семьи баронов Стырча. В результате барон Иоан Моксони-Стырча стал одним из богатейших людей Румынии.
Подобно своему отцу, церемониймейстеру Королевского Двора, близкому Каролю II, его сын Иоан был личным секретарем Михая I и маршалом Королевского Двора (11.8.1942-31.3.1944). Арестованный в сентябре 1947 г., несколько раз судимый, он сидел в коммунистических тюрьмах вплоть до 1964 г., когда в результате всеобщей амнистии он был выпущен в Швейцарию, поселившись неподалеку от Женевы, где и скончался.



Барон Иоан Моксони-Стырча.

Итак, мы рассмотрели потомство двух сыновей Эманоила и Елены Стырча (Евгения и Виктора), имея в виду возможность того, что они владели пушкинскими реликвиями.
Но оставалась еще и дочь Наталья, родившаяся 2 декабря 1842 г. в имение Красна и скончавшаяся 9 марта 1916 г. в Вене.
Не исключено, кстати, что пушкинские реликвии достались не кому-то одному, а распределены, как память о предках, между всеми тремя потомками: письма могли достаться одному, автографы произведений другому, а альбомы - третьему.



Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи в Красне с могилами членов семьи Стырчи в церковной ограде.

24 февраля 1859 г. в Черновцах Наталья Эмануиловна вышла замуж за Николая Хурмузаки (1826-1909), происходившего из старинной фанариотской боярской семьи Молдавского княжества.
Кроме Николая у его отца Доксаки (1782-1857), женатого на Юлиании, дочери стольника Иордаке Мургулец, было еще несколько сыновей: Константин (1811-1869), Еудоксиу (1812-1874), Георгий (1817-1882), Александр (1823-1871). Все они получили основательное образование на разных факультетах Венского университета. Братья сыграли большую роль в румынском национальном движении в крае, основали известную политическую газету «Буковина».
Наиболее известный из них, Еудоксиу - собрал в архивах тысячи документов, касавшихся истории румын, составив и опубликовав первые 12 томов коллекции, носящей его имя. (Всего же вышло 48 книг.)
Николай был депутатом Имперского совета (Reichsrat) и почетным членом Румынской Академии. В 1881 г. возведен в баронское достоинство. В документе 1885 г. он упоминается как владелец буковинских сел Перцуливка, Димка и Волчинец.



Герб барона Хурмузаки. 1881 г.

Скончался он 19 сентября 1909 г. там же, где и родился: в родовом поместье Хурмузаки в Чернэуке (ныне село Чорнивка Новоселицкого района Черновицкой области Украины), когда-то принадлежавшем знаменитому молдавскому летописцу Иону Некулче.



В этом особняке семейства Хурмузаки в Чернэуке 24-25 мая 1847 г. давал концерт Франц Лист. Во время войны дом серьезно пострадал дважды: Русской армией во время вторжения в Буковину в августе 1914 г., а позднее, в 1917-м Австро-Венгерской.



Современный вид исторического особняка.

В такой культурной среде, разумеется, не могли не понимать ценность пушкинских автографов. А о том, что они обладали ими, сохранились несколько свидетельств.
Именно эту семью (не называя имени конкретного ее представителя) имел в виду в своей записке губернатору В.В. Лигину от 21 ноября 1916 г. житель Черновиц Димитрович, когда писал об обладавших ценными реликвиями «помещиках Ралет, ныне вымерших, родственников дворянской фамилии Гормузаки (существующей поныне)…»
Встретившись в самом начале 1930-х годов в Бухаресте с Замфиром Константиновичем Арбуре, двоюродным братом баронессы Натальи Эмануиловны Хурмузаки, Е.М. Двойченко-Маркова позднее писала: «Незадолго до войны я совершила поездку в Буковину, но в имении “Красна” узнала, что сундук с документами и книгами семьи Ралли хранился в семье Хурмузаки в Черновицах. Война прервала дальнейшие поиски» (Е.М. Двойченко-Маркова «Отклики на смерть Пушкина в Молдавии и Валахии» // «Временник Пушкинской Комиссии. 1972». Л. 1974. С. 139).



Дом в Черновцах, принадлежавший Еудоксиу Хурмузаки (на углу улиц Занковецкой и Главной).

В браке у Николая и Натальи Хурмузаки родились двое мальчиков. В начале 1930-х оба жили в Черновцах и у кого-то из них хранился семейный архив Ралли, среди которого находились и интересующие нас пушкинские автографы.
Старший Константин (1862-1937) изучал философию и право сначала в Венском, а затем в Черновицком университетах; доктор права, с 1919 г. почетный член Румынской Академии. Однако в первую очередь он был известен как энтомолог и ботаник.
Не чужд он был и политической деятельности: в 1911-1914 гг. он состоял депутатом Сейма Буковины от Национально-либеральной партии.
В 1912 г. Константин Хурмузаки женился на Пульхерии, дочери барона Михаила Калмуцкого, от которой родилось двое детей: Алиса (1913-?) и Николай (1915-?).
В годы первой мiровой войны вся семья находилась с начала в Вене, а потом в Бад Ишле - известном австрийском курортном городе неподалеку от Зальцбурга, где и оставались до 1925 года, когда они вернулись на родину.
В 1931 г. Константин Хурмузаки получил должность профессора вновь организованной в Черновицком университете кафедры энтомологии и румынской биогеографии. Скончался он 23 февраля 1937 г. в Черновцах: https://ro.wikipedia.org/wiki/Constantin_de_Hurmuzaki



Барон Константин Хурмузаки.

Младший брат Константина - Александр, также появился на свет в Черновцах 3 октября 1869 года.
Детские годы он провел в поместье Чернэука, обучение проходил в мужской гимназии в Черновцах (1888), а затем на юридическом факультете Венского университета (1890), получив степень доктора права (1891).
Александр Хурмузаки служил старшим чиновником финансовой прокуратуры Буковины, был высокопоставленным чиновником Министерства внутренних дел. Как и его отец в течение многих лет он исполнял обязанности депутата Сейма Буковины и вплоть до 1911 г. состоял членом Имперского совета в Вене, когда 27 мая был назначен маршалом Герцогства Буковины. Сменив на этом посту своего дядю Еудоксиу (историка), он стал последним, кто занимал эту должность. Актом признания его заслуг стало награждение его 1 июля 1914 г. орденом Франца-Иосифа в ранге командора со звездой.



Окрестности села Чернэука.

При этом барон Александр Хурмузаки не забывал и об ответственности перед своим народом. В 1898 г. он выступил соучредителем «Буковинской газеты», в течение нескольких лет (1899-1904) он был вице-президентом Общества румынской культуры и литературы Буковины, вплоть до начала первой мiровой войны участвуя во всех культурных мероприятиях буковинских румын. Во время своего визита в Буковину в 1898 г. Румынский Король Карл I наградил его королевским орденом «Звезда Румынии» в ранге офицера.
Присутствуя в Черновцах во время предшествовавших «Великому Объединению Румынии» событий, барон А. Хурмузаки занимал особую позицию. Всем сердцем сочувствуя объединительному движению, в то же время он был связан присягой Императору Францу-Иосифу. До роспуска Сейма 12 ноября 1918 г. он продолжал занимать должность Маршала Герцогства.
Отказавшись от участия в Национальном собрании 27 октября, он уклонился и от восприятия обязанностей члена Румынского национального совета, каковым он был избран благодаря авторитету, которым он пользовался среди буковинских румын.
Между тем события принимали дурной оборот. На сцену вышли вооруженные украинские легионеры. Нередки были случаи грабежей и акты террора. В такой обстановке 2 ноября Александр Хурмузаки предложил австрийскому губернатору графу Йозефу фон Эздорфу (1879-1950) продолжать осуществлять свою власть совместно с советом, составленным из представителей разных национальностей Буковины.



Губернатор Герцогства Буковины граф Йозеф фон Эздорф на ступенях Черновицкой ратуши.

Утром 4 ноября в доме барона Хурмузаник состоялась встреча графа Эздорфа с президентом Румынского национального совета Янку Флондором. Последний категорически отказался от предложения австрийского губернатора принять совместно с украинскими представителями бразды правления.
На следующий день состоялось последнее заседание Сейма Буковинского Герцогства, а 11 ноября в Черновцы вступили части Румынской королевской армии, своим присутствием прекратив происходившие в обстановке безвластия насилия и беззакония.
Было предпринято несколько попыток арестовать последнего австрийского губернатора, чему всякий раз решительно противостоял Янку Флондор. До окончательного благополучного разрешения этого вопроса граф Эздорф с супругой находились в доме барона Александра Хурмузаки (ул. Нижняя Панская / Украинская, 26). Тут же перед этим, начиная с 4 ноября, в течение нескольких дней скрывался и Янку Флондор, которого украинские анархисты открыто грозились изловить и убить.



Черновцы.

В списке кандидатур правительства Буковины, предложенного на утверждение Румынскому национальному совету 12 ноября, значилось имя Александра Хурмузаки в качестве государственного секретаря по иностранным делам. Однако барон своего согласия на это так и не дал.
После объединения Буковины с Румынией А. Хурмузаки был избран сенатором от Сирета в первый парламент Королевства 1919-1920 гг.
Подробности дальнейшей его жизни, к сожалению, не известны. Скончался Александр Хурмузаки в 1945-м или 1946-м году в Женеве, успев оставить Румынию, внешней военно-политической силой включенной в социалистический лагерь. Жены и детей у него не было: https://ro.wikipedia.org/wiki/Alexandru_de_Hurmuzaki



Барон Александр Хурмузаки.

Поиском архивных документов, связанных с Ралли, активно занимался и Г.Г. Безвиконный. В своих работах пушкинист упоминает о существовании в предвоенные годы личных архивов баронессы Елены Гюбш фон Гроссталь в Новых Вэрзэрештах Лапушнянского уезда Бессарабии, Вл.С. Ильяшенко в Нью-Йорке и барона Александра Хурмузаки в Черновцах, в состав которых входили бумаги Михаила, Марии, Екатерины и Елены Ралли (G. Bezviconi «Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru». Vol. I. P. 173). К сожалению, никаких подробностей о составе этих собраний пушкинист не сообщил; однако, если бы он встретил хотя бы намек на пушкинскую строчку, вряд ли бы промолчал…
Поиски пушкинских автографов, связанных с семьей Ралли, породили немало спекуляций.
Как это нередко бывает, некоторые исследователи выдавали желаемое за действительное. В качестве примера приведем две выписки из ранее упоминавшейся нами статьи доцента Черновицкого государственного университета А.Т. Крицевого:
«Одно из имений Ралли было в селе Красноильске Сторожинецкого уезда. Пушкин вместе с Марией Ралли и ее братом приезжал в Красноильск через Хотин - Новоселицу - Черновцы, или же через Яссы - Сучаву. Здесь, в Красноильске, он написал два стихотворения, рукописи которых сохранились в Ясском архиве» (О. Крицевий «Пушкiн на Буковинi» // «Радяньска Буковина». Черновицы. 1956. 12 февраля. С. 4).
«…Мы попросили О. Кретова - директора Черновицкого облархива - продолжить поиски. Тов. Кретов с сотрудниками нашел рукопись и собственноручное письмо А.С. Пушкина с датой и надписью “Красноильск”. (Из архива Крупенского - друга Пушкина по Кишиневу)» (Там же).
Между тем, эти автографы поэта где-то все-таки существует, впрочем, как и некоторые другие, заброшенные вихрем военно-политических событий в самые неожиданные места и пока что неопознанные, во многом из-за трагической судьбы большинства потомков их владельцев, вынужденных в спешке покинуть свой дом и даже родину, а то и погибших…
То, что архив семейства Ралли, о котором мы писали, случай вовсе не уникальный, подтверждает хотя бы вот это случайное свидетельство Елизаветы Дмитриевны Францевой, дочери сослуживца А.С. Пушкина по Канцелярии генерала И.Н. Инзова. В своих безыскусных воспоминаниях она сообщала об альбоме двоюродной ее тетки, в котором было записано одно из «посвящений Пушкина», и еще об одном альбоме другой тетки, звали которую Елизаветой (по-молдавски Ветой), с записанными там стихами поэта (Е.Д. Францева «А.С. Пушкин в Бессарабии. (Из семейных преданий)» // «Русское обозрение». М. 1897. № 3. Март. С. 23, 24).
А не так давно один из подобных альбомов был совершенно случайно обнаружен кишиневским исследователем: «В крае распространялись в рукописях произведения поэта, в том числе и написанные по мотивам молдавского фольклора. Об этом свидетельствуют и обнаруженные нами в Государственном архиве Одесской области альбом дворянина В.Л. Шемиота (ГАОО. Ф. 199. Оп. 1. Семейный архив В.Л. Шемиота). В него включен ряд стихотворений поэта. В их числе песни “Режь меня, жги меня”, “Пом, пом, померами, пом”, которые вместе с другими объединены под общим названием “Молдавские песни”, а также произведения “Паситесь, добрые [sic!] народы”, ода “Вольность”, “Признание”, “О чем шумите, вы, народные витии” и другие» (И.Ф. Иовва «Передовая Россия и общественно-политическое движение в Молдавии». Кишинев. 1986. С. 179).
Речь идет о херсонском помещике, Екатеринославском вице-губернаторе (с 1817) и гражданском губернаторе (1820-1823) действительном статском советнике Викентии Леонтьевиче Шемиоте (1766-1840), дом которого посещал Пушкин во второй половине мая 1820 года.

История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», Безвиконный Г.Г., Двойченко-Маркова Е.М., История Румынии

Previous post Next post
Up