ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (109)

Dec 15, 2022 09:04



Фрагмент плана Кишинева 1800 года.

Новые данные о доме Инзова в Кишиневе (продолжение)

Настоящий пост мы посвящаем описанию всех известных на сегодняшний день изображений развалин дома Инзова, а потом и самой горки после исчезновения всех заметных его следов.
Единственное изображение исправного еще дома - литография 1839 г., помещенная в «Одесском альманахе на 1840 год». Приводили мы также рисунок 1854 г. Н.В. Берга начавшейся уже разрушаться постройки и литографию, изготовленную по нему в 1864 г. гравером К. Егоровым, а также и еще одну, напечатанную в 1861-м в петербургском «Русском художественном листке», по оставшейся пока что не доступной нам фотографии 1859 г. Общий вид на последних изображениях совпадает с запечатленным на другом снимке - панораме Кишинева 1867 года.
Существенным ориентиром в дальнейшем нашем обзоре будет подборка материалов, собранных в изданном еще до революции каталоге Пушкинского музея в Лицее, одним из составителей которого был уроженец Бессарабии Сергей Михайлович Аснаш: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/450169.html
Среди прочего, там числились оригиналы двух карандашных рисунков дома Инзова в Кишиневе преподавателя рисования Кишиневской I гимназии Николая Александровича Голынского («Описание Пушкинского музея Императорского Александровского лицея». Издание Воспитанников Императорского Александровского лицея. 1899. С. 30-31).



Дом Инзова в Кишиневе. Рисунок Н.А. Голынского. 8 х 26,5 см. 1873 г.



Развалины дома Инзова.

Мы уже видели, как некоторые пушкинисты называли его автором литографии из «Одесского альманах на 1840 год», а отдавший известную дань южному пушкиноведению известный филолог-славист родом из Бессарабии профессор А.И. Яцимирский (1873-1925), со времен учебы в 1882-1893 гг. в Кишиневской гимназии знавший Н.А. Голынского лично, приписывал ему авторство известного рисунка Н.В. Берга.
«Стены дома, - писал Александр Иванович, - были расписаны пестрыми цветами и растениями, и у некоторых кишиневцев должны быть куски штукатурки со следами росписей Инзовского дома. Я видел их у своего учителя рисования Николая Александровича Голынского, которому принадлежит один из лучших видов “Пушкинского домика”, срисованный в 1854 г. (Дом Инзова, бывшего наместника Бессарабии. В этом доме жил Пушкин в бытность свою в Кишиневе и здесь написал поэму “Цыгане”. СПб.. 1864. Снято с натуры в 1854. Гравир. на камне К. Егоров)» (А.И. Яцимирский «Пушкин в Бессарабии (20 сентября 1820 - 2 iюля 1823)» // «Пушкин. Библиотека великих писателей под редакцией С.А. Венгерова». Т. II. СПб. 1908. С. 160).



Обложка второго тома собрания сочинений А.С. Пушкина, в котором была напечатана статья А.И. Яцимирского.

Кое-какие сведения о самом Н.А. Голынском мы уже давали: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/615797.html
В январе 1877 года, перед началом русско-турецкой войны с ним на Инзову гору ходил Л.С. Мацеевич, упомянувший об этом в одном из своих очерков (см. прошлый наш пост).
Тогда же, по словам Льва Степановича, туда приходил и Николай Николаевич Каразин - военный корреспондент-иллюстратор, снабжавший материалами популярный петербургский журнал «Всемiрная Иллюстрация», также оставивший зарисовки и описание этого памятного места.



Н.Н. Каразин. 1870-е годы.

В серии «Наброски из Кишинева. (От нашего специального корреспондента)» (этим спецкором как раз и был Н.Н. Каразин) он писал:
«Почти в черте города, на его северной стороне, видна небольшая возвышенность с пологими скатами, увенчанная высокою деревянною каланчою, пришедшею уже в полную ветхость; эта возвышенность и называется “Инзова гора”.



«Инзова гора близ Кишинева; место, где стоял дом, в котором жил А.С. Пушкин». Рисунок Н.Н. Каразина. «Всемiрная иллюстрация». № 425. СПб. 1877. 19 февраля. С. 165. Без указания авторства и источника был перепечатан в кн.: «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Под общей ред. П.П. Семенова. Т. 5. Малороссия и Новороссия. Ч.2. Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская и Таврическая губернии. СПб.-М. 1898. С. 160.

За каланчою поднимается небольшой пригорок, изрытый ямами, поросший бурьяном, крапивою, заваленный мусором… Это - бренные остатки того дома, где жил наш знаменитый русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, во время своего подневольного пребывания в Кишиневе. Просвещенные граждане Кишинева отнеслись весьма холодно к этому историческому памятнику.
Мало того, что самый дом не поддерживался вовсе и, наконец, был совершенно уничтожен, но даже и место самое осталось забытым, заброшенным, и в настоящую минуту представляет собою грязную яму для нечистот, - даже хуже того, благодаря близкому соседству гусарских казарм, расположенных на скате этой горки, в каких-нибудь ста шагах от этих печальных останков.



«Расположение понтонного парка у каланчи на Инзовой горе». Рисунок Н.Н. Каразина. «Всемiрная иллюстрация». № 425. СПб. 1877. 19 февраля. С. 165.
«Когда мы пришли сюда, - писал в своей статье Л.С. Мацеевич, - на площади горы расположены были в ряд огромные телеги с лежащими на них понтонами».

Помимо своего прямого значения, это место, т.е. Инзова гора, - положительно одно из лучших в окрестностях Кишинева: отсюда весь город, оригинально разбросанный по скатам степных балок, виден, как на ладони. Это - с одной стороны; а с другой тянутся живописные склоны балок, покрытые пахотами, усеянные красиво разбросанными группами молдаванских хуторов и деревень, осененных кудреватыми чащами фруктовых садом и стройными тополями. Ближе видны болотистый Бык - река, извилинами текущая между топких, поросших камышом, болот - и ее блестящие водные зеркала - затоны…
Хоть бы садик какой-нибудь догадались разбить кишиневцы на той горке, хоть бы беседочку какую поставили, хоть бы даже просто держали его чисто и тем дали бы возможность путешественнику, без неприятных ощущений, посещать эти почтенные руины» («Инзова гора, близ Кишинева» // «Всемiрная Иллюстрация». № 425. СПб. 1877. 19 февраля. С. 49).



На привале в кишиневском лагере». Рисунок Н.Н. Каразина. «Всемiрная иллюстрация». № 425. СПб. 1877. 19 февраля. С. 165.

К периоду русско-турецкой войны относится и еще одно изображение развалин дома, в котором жил Пушкин, поступившее в собрание лицейского музея поэта еще до революции. В надписи на его обороте описана история его создания: «Проезжая на Дунай летом 1878 года, я видел дом Пушкина в полуразруш[енном] виде. Проходящие полки солдат разбирали крышу и варили себе из щеп кашу (sic). Я снял этот дом и раздарил экземпляры снимков; сделаны, как и этот, сепией (их было 4). Пав. Висковатов» («Описание Пушкинского музея Императорского Александровского лицея». С. 30).



Дом Инзова в Кишиневе. Сепия. 34 х 23,5 см. 1878 г.

Автор надписи - писатель, историк литературы, славянофил Павел Александрович Висковатов (1842-1905). Преподавая с 1873 г. русскую словесность в Дерптском университете, в 1877 г. он прервал чтение курса и в качестве главного уполномоченного Московского славянского комитета в Сербии и уполномоченного Красного Креста на Дунае выехал на военный театр, пересылая оттуда корреспонденции в газету «Голос».



Павел Александрович Висковатов.

Последнее изображение развалин дома Инзова датируется 1880 годом. Оно доступно на политипаже (типовом книжном декоре для многократного использования в разных изданиях), одну из первых публикаций которого мы находим на восьмой странице юбилейного альбома «Александр Сергеевич Пушкин. 1799. 26 мая. 1899», выпущенного в качестве приложения к журналу «Нива» (СПб. 1899. № 21. 22 мая).




Подпись под рисунком поясняет: справа - дом Инзова в 1854 г.; слева - дом Инзова в 1880-м. Далее указаны источники и исполнители: «Со старого наброска рисовал Н.Н. Каразин, гравировал М. Рашевский».
Изображение 1854 г. - это рисунок Н.В. Берга, однако в измененном (зеркальном) виде.
Более интересен для нас левый рисунок 1880 года. Скорее всего, это второй из рисунков Н.А. Голынского, упомянутый в каталоге лицейского музея («Описание Пушкинского музея Императорского Александровского лицея». С. 30-31). Согласно приводившемуся нами ранее свидетельству Л.С. Мацеевича, именно этот «учитель рисования в Кишиневской гимназии […] снял с натуры вид остатков Инзова дома».
По словам А.И. Яцимирского (из статьи, опубликованной в 1908 г.), еще «в 1883 году остатки стен были выше человеческого роста, и прохожие пользовались ими как уборной. Теперь здесь - совершенно ровное место без всяких следов постройки» ((А.И. Яцимирский «Пушкин в Бессарабии (20 сентября 1820 - 2 iюля 1823)». С. 161).
Этот последний момент в истории Инзовой горы запечатлен на снимке из альбома «Виды Кишинева и его окрестностей» (1889) Павла Моисеевича Кондрацкого, одесского мещанина, действительного члена Российского фотографического общества (1896), владевшего в 1883-1903 гг. фотоателье в Кишиневе («В Городском саду»).



Каменоломная улица и Инзова гора. Фото П.М. Кондрацкого. 1889 г.

Для полноты картины истории Инзова дома и самой горки приведем относящийся к этому фрагмент современного исследования, которое мы сопровождаем схемами Анатолия Гордеева, главного архитектора Кишинева в 1985-1989 гг.: http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/06/1814-1817.html?m=1



План Кишинева 1814 г. Проект.

«О Кишиневе, - пишут авторы статьи, - тех времён, о которых больше могли бы рассказать результаты археологических исследований, нежели лаконичные сообщения древнейших грамот, остались свидетельства в виде следов некой фортификации, до сего времени неизвестной в научной литературе. Впервые мы обратили внимание на это нечто “похожее на крепость”, находящееся в аномально малолюдной северной части средневекового Кишинёва в связи с недавней публикацией на замечательном сайте любителей истории и географии “Мой город Кишинев” (oldchisinau.com) военной немецкой фотосъемки города 1944 г.



План Кишинева 1814 г. Реальность.

Там, на самом крае старой части города, в виде широкого и высокого мыса, 25-метровой обрывистой скалой возвышающейся, над бывшим Кишиневским озером в петлеобразной пойме Быка, регулярно затопляемой паводками при весеннем разливе, удивительным образом сохранилось незастроенное (до недавнего времени почти полностью) удлиненное в плане плато.
С трёх сторон оно окантовано прямыми улицами, присутствующими на “Плане городу Кишиневу” архитектора Озмидова (1817 г.), то есть они являются более древними, чем улицы, проложенные по плану 1834 г., когда уличная сеть Кишинева была “выпрямлена”.
Эта часть города отличается ещё и тем, что здесь кварталы крупнее центральных и южных и не измельчены на небольшие домовладения. Она напоминает такую же незастроенную территорию в составе другого средневекового (бывшего) города - Лапушна, где в центральной части сегодняшнего села уже на протяжение нескольких столетий находится крупный незастроенный участок земли.



План Кишинева 1817 г. Проект.

Это обстоятельство приводит к умозаключению, что и в Лапушне, и в Кишинёве эти незастроенные участки имели особый статус, который не позволял жителям занимать его под усадьбы. По всей видимости, это был княжеский домен, поскольку и Лапушна, и Кишинёв - бывшие княжеские резиденции, а на этих участках, довольно крупных по средневековым меркам, должны были находиться здания региональной администрации место присутствия и приёма служивых людей.
Поэтому плато (гора) в Кишинёве оставалось незастроенным и после того, как княжеский домен перестал соответствовать историческим реалиям. На холме, подтверждая статус зависимости от центральной власти и, тем самым, и нашу интерпретацию как княжеского домена, находилось известное по письменным источникам с конца XVIII в. двухэтажное здание “Дом пыркалэба До-нича”, получившее после 1812 г. известное название “Дом наместника Инзова”, знаменитый дом, в котором несколько месяцев жил поэт Александр Пушкин. Замковая гора, соответственно, в XIX в.именовалась Инзова горка, а в XX в. - Пушкина горка.
Улица, соединявшая гору со Старой площадью, частично сохранилась и сейчас так же называется Пушкина Горка (Colina Pușkin). Таким образом, продолжались традиции использования данной территории администрацией области.



План Кишинева 1817 г. Реальность.

По краю холма, возможно от предыдущих исторических периодов, когда здесь находилась раннесредневековая фортификация, с восточной стороны, примыкающей к Старому городу (улицы Благовещенская и Пушкина Горка), сохранились земляные валы - то, что изолировало плато от остальной территории.
На плане 1817 г. отчётливо видна эта обособленность, а на немецком аэрофотоснимке 1944 г. - общий прямоугольный контур плана. С западной обрывистой стороны угадываются фундаменты круглых башен, в особенности центральной, сохранявшейся до последнего времени в рельефе местности» (А.А. Герцен, Т.П.Нестерова, Е.Г. Паскарь «Реконструкция историко-географического ландшафта средневекового Кишинева» // «Identităţile Chişinăului». Ediţia a 4-a. Chişinău. Arc. 2018. С. 134-135).

Окончание следует.

История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию»

Previous post Next post
Up