ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (104)

Dec 06, 2022 09:01




«Странная женщина» (окончание)

В 1957 г. Е.М. Двойченко-Маркова предпринимает внешне выглядящий неожиданным, но, разумеется, подчиненный внутренней логике, о которой можно лишь догадываться, поступок: оставляет США и выезжает в СССР - в Москву.
Было это уже после смерти Сталина, в разгар так называемой хрущевской оттепели.
Чем было вызвано это решение, какие и с кем происходили предварительные переговоры - ничего этого мы не знаем.
Практически сразу же по приезде ее принимают на работу научным сотрудником в Институт мiровой литературы имени Горького, в котором она проработала 16 лет, вплоть до 1973 года.
Продолжая разрабатывать прежние темы, особое внимание она уделяла изучению творчества А.С. Пушкина.
Институт непосредственно входил в систему Академии Наук СССР. Таким образом, Ефросинья Михайловна получила доступ к публикации своих работ, включая пушкиноведческие, в авторитетных академических изданиях.
Одновременно, установив связь со своими коллегами в Кишиневе, которым хорошо были знакомы ее работы, выходившие в 1930-х годах в Румынии, она получила возможность публиковаться и там.
Одной из первых вышла ее работа «Пушкин и румынская народная песня о Тудоре Владимiреску».



«Пушкин. Исследования и материалы». Т. III. М.-Л. 1960. С. 402-417.

В 1962 в Москве в сборнике статей «Из истории литературных связей XIX века» Института, в котором она работала, напечатали еще один ее труд: «Пушкин и народное творчество Молдавии и Валахии».
В это время исследовательница начинает разработку еще одной, связанной с южным окружением поэта, темой - кишиневским знакомым А.С. Пушкина, писателем и офицером Александром Фомичем Вельтманом.



Е.М. Двойченко-Маркова «Кто такой Радул Куралеско, автор гайдуцкой повести “Тундза”?» // «Русская литература». 1963. № 4. С. 154-155.

Результатом первого этапа научной деятельности Е.М. Двойченко-Марковой в СССР стал выход в московском издательстве «Наука» 278-страничной ее монографии с приложением обширной многоязычной библиографии работ по этой малоизвестной в нашей стране теме.



Е.М. Двойченко-Маркова «Русско-румынские литературные связи в первой половине XIX века. М. 1966.

Не совсем ясно, когда Е.М. Двойченко-Маркова вновь вступила в брак. Возможно, еще будучи заграницей. Во всяком случае, в Москве она жила со своим вторым супругом - Николаем Павловичем Шестуном, о котором, оказывается, хорошо знал и находившийся в то время в Бухаресте Г.Г. Безвиконный:
«Многоуважаемая и дорогая Ефросинья Михайловна, пусть цветы юга вдохнут в Вас больше здоровья, т.к., родная, Вы нам очень дороги и, обретя Вас, не хотим знать, что Вы болеете и огорчаете дорогого Николая Павловича. И я, будучи кладбищенским привратником, полагаю летом 1955 г., болел воспалением легких и по сей день чувствую тяжесть в левом легком. Значит, следует беречься, хотя советские лекарства и первые в мiре» (Г.Г. Безвиконный - Е.М. Двойченко-Марковой, 11.2.1960 // Рук. отд. Музея румынской литературы имени М. Когэлничану в Кишиневе).
Второй этап научной карьеры Ефросиньи Михайловны в Советском Союзе начался в 1970-х.
Одна за другой выходят ее статьи в продолжающемся издании Пушкинской комиссии АН СССР, выходившем под эгидой Института русской литературы (Пушкинского Дома): «Отклики на смерть Пушкина в Молдавии и Валахии» («Временник Пушкинской комиссии. 1972». Л. 1974); «Заметки о Пушкине и беженцах Этерии в Кишиневе» («Временник Пушкинской комиссии. 1973». Л. 1975).
Заново был ею проработан и обдуман материал, лежавший в основе давней совместной статьи 1941 г. «Пушкин и Овидий». В результате в Кишиневе вышла новая ее работа «Пушкин и Дмитрий Кантемир» («Наследие Дмитрия Кантемира и современность». Кишинев. 1976. С. 144-152).



Обложка сборника «Наследие Дмитрия Кантемира и современность» (Кишинев. 1976) и начало статьи в нем Е.М. Двойченко-Марковой.



Своего рода итогом этого второго этапа, стала еще одна 198-страничная монография Ефросиньи Михайловны «Пушкин в Молдавии и Валахии», вышедшая в 1979 г. в Москве также в издательстве «Наука».



Е.М. Двойченко-Маркова «Пушкин в Молдавии и Валахии». М. 1979.

Последней прижизненной работой, Е.М. Двойченко-Марковой стала ее публикация «Пушкин и А. Вельтман в переводах А. Донича», помещенная в одном из коллективных сборников Академии наук Молдавской ССР.



Е.М. Двойченко-Маркова «Пушкин ши А. Велтман ын традучерериле луй А. Донич» // «Паӂинь дин история литературий ши културий молдовенешть. (Студий ши материале)». Кишинэу. «Штиинца». 1979. С. 58-68.

Обе последние книги Е.М. Двойченко-Марковой являются памятником заочного научного соперничества их автора с Г.Г. Безвиконным. Первая, «Русско-румынские литературные связи в первой половине XIX века» (М. 1966), была как бы ответом на последнюю прижизненную книгу Георгия Гавриловича «Contribuţii la istoria relaţiilor româno-ruse» / «Очерки истории румыно-русских отношений» (Bucureşti. 1962); первый весьма ограниченный (номерной) тираж которой вышел еще в 1958-м.
Вторая, «Пушкин в Молдавии и Валахии» (М. 1979), соотносилась с другой, более ранней книгой Г.Г. Безвиконного «Puşkin în exil» / «Пушкин в изгнании» (Bucureşti. 1947).
То, что это было именно соперничество, что автором этих двух книг двигало чувство какой-то невысказанной старой обиды, подтверждает отсутствие в обеих хоть какого-то упоминания Г.Г. Безвиконного: ни единого слова о его вкладе в румынское пушкиноведение, никаких ссылок на его статьи и книги в обширной библиографии, приложенной к книге Е.М. Двойченко-Марковой 1966 года.
Нельзя это, кстати, объяснить и явным, конечно, замалчиванием имени Георгия Гавриловича в СССР. Пусть и редко, но его имя всё же упоминали даже в публикациях в Молдавской ССР, где цензура была особенно придирчива и строга; взять хотя бы работы того же Г.Ф. Богача.
Что касается Георгия Гавриловича, то ни одну из этих книг Ефросиньи Михайловны ему в руках держать так и не пришлось. Обе вышли уже после его смерти, последовавшей в Бухаресте 30 апреля 1966 г. Не смогли их сравнить между собой также русские и румынские пушкинисты (разве что некоторые, знающие оба языка). Ни те, ни другие на сопредельные языки также не переводились.
Е.М. Двойченко-Маркова скончалась в Москве 7 октября 1980 г. и была похоронена на Новом Хованском кладбище. (Некролог был опубликован в журнале Академии наук МССР: «Ин мемориам Еуфросиниа Михайловна Двойченко-Марков» // «Лимба ши литература молдовеняскэ». Кишинэу. 1981. № 2. П. 80).




Второй ее муж Николай Павлович Шестун умер в той же Москве 1 июля 1981 г. и был погребен там же.
Сын Ефросиньи Михайловны Дмитрий ушел из жизни 3 сентября 2005 г. в Монмуте (штат Нью Джерси, США).
После него остались сын Влад и дочь Лария.
Как говаривали в старину: казачьему роду нет переводу…

История Бессарабии, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», Безвиконный Г.Г., Двойченко-Маркова Е.М., История Румынии, Богач Г.Ф.

Previous post Next post
Up