Пост иллюстрирован кадрами из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» (1966).
Это давний пост из большой серии в моем ЖЖ «Тарковские: жертвоприношение». Он о фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев»:
…Киноновелла «Набег».
Тема ее, как это можно понять из самого названия, татарский набег на стольный город Владимiр, активное участие в котором вместе с ордынцами принимает Малый князь со своей дружиной.
История обычная для тех времен, от которых до сих пор в нашем языке сохранилось даже одно особое слово: наводить / навести.
Первые кадры новеллы - совместное движение татарской и русской конницы на Владимiр.
«По обеим сторонам реки, - читаем в монтажных записях, - движутся русские и татарские войска.
На середине реки встречаются Малый князь и хан.
Мимо проезжают всадники. В воду падает татарский воин. Малый князь спешит ему на помощь.
Малый князь (за кадром): Мы уж уходить думали. Вчера тебя ждали.
Хан: Малый город встретился. Обходить хотел, удержаться не смог.
Малый князь: Да чего там? Поехали!»
«Итак, русские, - пишет профессор А.Л. Казин, - в лице Малого князя ведут татар разорять собственную древнюю столицу; Великого князя нет там - он в отъезде. Малый князь словно забыл, что он русский: не помнят этого и его воины. […]
…Это новый Святополк Окаянный…» […]
И вот теперь предстоит штурмом взять этот самый собор, место недавней клятвы, в котором заперлась княжеская семья, матери с детьми и старики…
Но еще прежде на одной из улиц беззащитного, не ожидавшего нападения Владимiра, Малый князь на скаку рубит русского мужика. Вытер платком клинок и поехал дальше….
Идет страшная, чудовищная по своей жестокости бойня…
Крики ужаса людей, пытающихся спастись от смерти людей. Татары спешат содрать золотую кровлю собора. На этом фоне мы видим лицо Малого князя. По нему текут струи пота.
И снова монтажная запись: «Татарские и русские воины на конях сгоняют владимiрцев.
“Ну что, князь, не жалко собора?” - издевательски спрашивает Малого князя ухмыляющийся хан. Он же спрашивает князя: “Что это за баба лежит?”
“Это не баба, Дева Мария” - отвечает князь. - Рождество Христово”.
“А кто в ящике?” - опять интересуется хан.
“Христос, Сын Ее”.
“Так какая же она дева, если у нее сын? А-а?” - смеется хан. -Хотя у вас на Руси еще не такое бывает”…»
«Кажется - всё, кончилась Святая Русь, лежит в крови и грязи, и злорадствующие враги попирают ее ногами, - комментирует эту сурово обнажающую суть предательства своей Веры и крови сцену А.Л. Казин. - Более того, плюют в душу.
И вот в этот самый момент находится человек, который перед Богом и людьми совершает очистительный подвиг. Это уже известный нам ключарь Патрикей, смешной и многословный».
«Костер. В огне металлический крест. На деревянной скамейке лежит привязанный Патрикей.
Палач, татарин и дружинник поднимают скамейку с Патрикеем и ставят ее к стенке.
Подходит Малый князь. Палач подносит к лицу Патрикея горящий факел.
Патрикей (за кадром): А-а-а, больно! Ой-мама! Ой, мамочка, больно! Ой, горю! Ой-Ой!.. Вот беда-то какая. Не знаю я, где золото. Не знаю. Наверно, украли все. Наверно, ваши татары и украли. У вас ведь вор на воре...
Малый князь: Сказал?
Палач: Еще не говорит правду.
Малый князь: Что ж вы?
Патрикей: Погоди, погоди, что скажу. Посмотри, как русского, православного, невинного человека мучают. Ворюги. Посмотри, иуда, татарская морда!
Малый князь: Врешь ты, русский я.
Патрикей (за кадром): Признал я тебя - на брата похож, признал!
Русь продал! Русь!.. Признал я тебя!.. А-а-а!»
Всё это снова возвращает нас к извечной проблеме.
Помните слова из хора пришлых людей в клавире первого действия оперы М.П. Мусоргского «Хованщина»?
Ох ты, родная матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути,
грудью крепко стала ты за нас, да тебя ж, родимую, гнетут.
Что гнетет тебя не ворог, знай, чужой, непрошенный,
а гнетут тебя, родимую, все ж твои робята удалые…
Слова эти не только наглядно демонстрируют всю неосновательность и фальшь «патриотической» критики картины Андрея Тарковского, но и заставляют нас еще раз задуматься…
Причем не только о далеком прошлом, но и о настоящем и - главное - о будущем.
Всё это, повторяю было опубликовано в моем ЖЖ 22 января 2016 года:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/132342.htmlКогда шесть лет назад вышел этот текст, мне и в страшном сне не могла привидится нынешняя реальность, чем-то схожая с той, из фильма Тарковского, и еще из более давней нашей истории…
Но вот уже несколько дней как всё это происходит…
Скоро Великий Пост, а сегодня - Неделя о Страшном суде. (В сочетании с творящимся вокруг - пугающее созвучие.)
Ну, а теперь о том, что заставило вспомнить тот старый текст.
25 февраля, в пятницу было опубликовано видео с тысячами чеченских силовиков на территории резиденции Кадырова в Грозном, готовых к переброске на Украину
«Я официально заявляю, - изрек глава Чечни, - что самые горячие точки на Украине будут проходить именно чеченские бойцы […] Уверен, что в ближайшие дни мы будем праздновать освобождение многомиллионного населения Украины от насилий и убийств»:
https://t.me/RKadyrov_95/1248
Страшно и подумать, к чему приведет еще и этот новый выверт. Возможно, кто-то думает, что это отвлечет внимание от главного. Может быть, на какое-то весьма непродолжительное время. Но в более долгосрочной перспективе лишь усилит ненависть и закрепит противостояние.
Хорошо, конечно, было бы, если братоубийственное кровопролитие остановила бы наша собственная рука. Добровольно. Но, похоже, это вряд ли получится. И тогда - благословенна всякая иная. Не зря ведь сказано: «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5,9).
Звание более почетное, нежели сегодня Герой России, и даже когда-то - Георгиевский кавалер. Вспомним носившего это, данное Ему народом, прозвание нашего Императора Александра III, Отца Царя-Мученика.