Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна на прогулке. Киев. 1916 г.
Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна (1847†1928)
Решающим на расследование дела об убийстве Царского Друга оказалось влияние вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны. Некоторым Великокняжеским семействам, возможно, казалось, что это они используют авторитет Царицы-Матери, однако на деле все было много сложнее.
Для того, чтобы хотя бы приблизиться к более или менее верному представлению о действительном положении дел, следует прежде всего обратиться к ее родственным связям. Отец Марии Феодоровны, Король Дании Кристиан IX (1818-1906), правивший страной с 1863 г., был главой многочисленного семейства, через браки своих детей породнился со многими европейскими Дворами.
Недаром его именовали «тестем Европы», а королеву, соответственно, - «тещей Европы». В 1892 г. на их золотой свадьбе присутствовали 60 представителей королевских семей Европы, принадлежавших к Дому Глюксбургов.
На этой картине датского художника Л. Туксена запечатлено пребывание в 1883-1884 гг. в гостях у Короля Кристиана IX его многочисленной родни. В центре сидят Король Кристиан IX и его супруга Королева Луиза. Справа стоят Император Александр III и Императрица Мария Феодоровна; слева сидит Принц Уэльский (сын Королевы Виктории, будущий Король Эдуард VII); за ним стоят его старший сын Принц Альберт Виктор и Принцесса Уэльская Александра (дочь Кристиана IX). За Королевой Луизой и Королем Кристианом стоит Принцесса Тира Кумберлендская, сидит Принц Вальдемар Датский (дети Кристиана IX). У дверей стоят Принц Кристиан (будущий Король Кристиан X, внук Кристиана IX) и Великий Князь Николай Александрович (будущий Император Николай II). Правее Александра III стоят Кронпринц Датский Фредерик (будущий Король Фредерик VIII) и Греческий Король Георг I (сыновья Кристиана IX). Перед ними сидят Кронпринцесса Луиза Датская. Правее стоит Королева греческая Ольга (внучка императора Николая I). Правее сидит Принц Карл (будущий Король Норвегии Хокон).
Как и другие его предшественники (начиная с конца XVIII в.), а затем и потомки, Король Кристиан IX был патроном датского масонства. По словам известного русского правого деятеля Н.Е. Маркова, «принадлежность к фран-масонству Датского Королевского Дома, родственного по крови и близкого по отношениям Российским Императорам, имело весьма дурное отражение в России, ибо невольно ослаблялась спасительная сила сопротивления».
Для воспитания своего Первенца (будущего Императора Николая II) Его мать использовала считавшуюся в то время в Европе передовой систему известного немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852), теоретика дошкольного воспитания, автора понятия «детский сад». Именно опыт супруги Наследника Российского Престола ввел эту систему в нашей стране в число модных. Поклонниц ее в России называли «фребеличками». Одну из особенностей системы Фрёбеля изложил в своих воспоминаниях поэт Арсений Тарковский: «Мама воспитывала нас по немецкому руководству Фребеля. По нему полагалось до пяти лет водить мальчиков в девочкиных платьях. У меня был дядя Володя, он был военным и иногда давал мне свою шашку играть. А однажды пришел и сказал: “Я тебе не дам своей шашки. Ты не мальчик, ты девочка!” Я так обиделся... Я сказал: “А что же мне делать?” Он ответил: “Когда тебе будут мерить очередное платье, ты так надуйся, раздайся, оно расползется по швам и его перешьют в штанишки”. Так и случилось. Тогда я впервые почувствовал себя взрослым». На снимках: Великая Княгиня Мария Феодоровна с сыном Великим Князем Николаем Александровичем. 1870 г. Вторая фотография, на котором запечатлены братья Великие Князья Николай и Георгий Александровичи, показывает, что фребелевское воспитание применялось и к другому сыну Императора Александра III.
Известно, например, что будущий Император Александр III (в бытность Его еще Наследником Престола) был принят в масонскую ложу в Копенгагене в 1866 г. его тестем, взошедшим на престол менее трех лет назад. В одной из книг нашей серии («А кругом широкая Россия…») была специальная глава «Был ли Император Николай II масоном…»). Там речь шла об оккультном нерегулярном масонстве. На основе всех доступных в настоящее время источников мы приходили к однозначному выводу о несостоятельности таких предположений.
Император Александр III и Императрица Мария Феодоровна в Дании. 1892 г. «ДАТСКАЯ АНОМАЛИЯ» - так характеризовали современники этот брак Наследника Российского Престола Александра Александровича (будущего Императора Александра III) и Датской принцессы Дагмар (будущей Императрицы Марии Феодоровны).
Но мог ли его дед, Король Дании, принадлежавший к регулярному масонству, оказаться безучастным к судьбе непросвещенного «светом высоких знаний» внука?
Для ответа на этот вполне логичный вопрос сегодня у нас есть кое-какие данные. Прежде всего, это записка заведовавшего Дворцовой охраной жандармского генерала А.И. Спиридовича, написанная им в Париже уже после начала Второй мiровой войны, но еще до падения французской столицы.
Александр Иванович ссылается на сведения, предоставленные ему генерал-лейтенантом А.Д. Нечволодовым (1864†1938), автором знаменитых четырехтомных «Сказаний о Русской земле», увидевших свет по воле Государя. В связи с этим, по словам Александра Дмитриевича, «ему пришлось несколько раз беседовать один на один с Императором Николаем II в Царском Селе, где он был принят Государем. Однажды Государь сказал ему, что, будучи Наследником, Он был посвящен в Дании во франкмасонство».
Король Кристиан IX.
В другом месте своей записки А.И. Спиридович уточнял: «Будучи еще Наследником, Государь в Дании был посвящен в члены одной масонской ложи Своим родственником, Датским принцем».
Этим «Датским принцем» был дядя будущего Русского Государя, брат Императрицы Марии Феодоровны - Кронпринц Кристиан-Фредерик-Вильгельм-Карл (1843-1912), с 1906 г. Король Фредерик VIII.
Ссылаясь на данные масонского юбилейного сборника «Два века франк-масонства» (1917), Н.Е. Марков писал: «Масонами значатся в этом сборнике и Короли Датские: покойный Христиан IX и здравствующий Фридрих VIII, который носит масонское звание викария Соломонова и Великого мастера масонства Дании».
Король Фредерик VIII.
«Что знал Государь про франкмасонство благодаря частому пребыванию в Дании, - писал А.И. Спиридович, - нам неизвестно…» Видимо всё же немногое. Однако, по свидетельству того же жандармского генерала, «в какой-то секретный центр мiровой политики Государь верил. Он считал, что этот “центр франкмасонский”». Большой интерес представляет при этом источник знаний об этом Императора Всероссийского: «Знаменитого [иезуита] Пирлинга, который занимался вопросом о франкмасонстве, Государь знал и даже подарил ему для его библиотеки полный Свод Законов Российской Империи. От него Государь мог почерпнуть некоторые сведения о франкмасонах. Ни один министр внутренних дел не мог дать Государю не только подробных, но и вообще сколько-нибудь серьезных толковых сведений по франкмасонству».
Другим важным фактором было ближайшее родство Марии Феодоровны с Королем Великобритании Эдуардом VII, тем самым, который в свое время проявил большой интерес к юной русской леди - переодетому в женское платье маленькому князю Ф.Ф. Юсупову. Монарх был женат на родной сестре Императрицы - Королеве Александре.
Принц Альберт-Эдуард и Принцесса Александра Уэльские и Императрица Мария Феодоровна. 1890-е гг.
Императрица Мария Феодоровна в сестрой Александрой, Принцессой Уэльской и своим Супругом Императором Александром III. 1885 г.
Напомним, что именно при недолгом правлении этого Короля (январь 1901 - май 1910) был заложен фундамент, разразившейся в 1914 г. Великой войны в благоприятном для Великобритании варианте: карта Европы оказалась самым радикальным образом перекроена, при этом Монархии-конкуренты на континенте были стерты с ее лица.
Плоды усилий Эдуарда VII в этом направлении совершенно очевидны, если вспомнить разрушение естественного русско-германского сближения (наиболее яркий пример - торпедирование Бьоркского договора 1905 г.); англо-русскую конвенцию 1907 г., положившую конец русскому продвижению в Азии (завершение важнейшего этапа «Большой игры») и венец пирамиды - создание Антанты (противоестественного франко-русского сближения без каких-либо определенных обязательство со стороны Англии).
Диавол, как говорят, прячется в деталях. В таким, например, как эти изделия датской Королевской фарфоровой мануфактуры, принадлежавших Императрице Марии Феодоровне. Испускающий рык белый медведь - символ Дании - кому он грозит? - Несомненно, Германской Империи, присоединивший населенный немцами Шлезвиг. Доказательством является вторая фарфоровая скульптура из собрания вдовствующей Императрице. На изделии датских умельцев надпись, сделанная от руки черной краской: «До свидания Франц! Счастливый путь! Кланяйся Махметке, скажи, скоро увидимся.
Нельзя не упомянуть и о своеобразном подарке матери своему Сыну - Императору Николаю II: стоящий на музыкальном ящике паяц, исполняющем марсельезу. И в пореволюционную пору он находился на одной из полок Царского кабинета в Петергофском Дворце. Странный подарок! Даже С.Ю. Витте прекрасно понимал всю эту символику… «Боже, Царя храни и Марсельеза, - писал он князю В.П. Мещерскому, - это Христос Воскресе, распеваемый в синагоге. Для всякого француза наше Самодержавие есть варварство, а наш Царь есть деспот. Для нас их пресловутое egalité, fraternité и прочее есть реклама банкира Блока, печатаемая ежедневно во всех русских газетах. Французский парламент есть кощунство над здравым смыслом и колоссальнейший самообман».
Смерть Эдуарда VII не охладила связей: вдовствующая Императрица Мария Феодоровна писала сестре чуть ли не каждый день. Эти ее контакты с Британией не остались незамеченными и неоцененными. «С началом войны, - отмечает Э.П. Тисдолл, английский ее биограф, - влияние Марии Феодоровны на ее Старшего сына усилилось. Виделся Он с нею редко, но постоянно поддерживал связь - по телефону, телеграммами, записками. Он как бы вновь обрел опору в ее силе, мудрости и здравом смысле, чего недоставало другим его советчикам», прежде всего, конечно, имеется в виду Императрица Александра Феодоровна.
И Императрица Александра Феодоровна, и вдовствующая Государыня Мария Феодоровна, и Великая Княгиня Елизавета Феодоровна - все трое, по своему происхождению, не были ни русскими, ни православными.
Царица-Мученица, преодолев естество, стала русской и православной.
Ни Ее сестре, ни свекрови не было дано преодолеть этот барьер. Вместо следования русской православной традиции (включая Монархические начало), их идеалом было улучшение русской реальности путем приближения его либо к первохристианским ценностям, либо к современным европейским (в понимании «среднего европейца, как орудия всемiрного разрушения» по К. Леонтьеву).
Именно этот их «недоворот» объединил обеих (первоначально, может быть, и неосознанно) в борьбе с Царицей и - поскольку Император Николай II горячо любил и доверял Своей Супруге (Он также выдрался из Своего естества!) - и с Ним, а значит, и с Его Царством.
Императрица Мария Феодоровна осматривает автомобили английской санитарной колонны у своего дворца на Елагином острове.
Письма вдовствующей Императрицы, написанные после убийства Г.Е. Распутина, полны недоумения, гнева, растерянности, стремления повлиять на ситуацию. Больше прочего ее заботит судьба убийц - Великого Князя Димитрия Павловича и князя Ф.Ф. Юсупова.
Вдовствующая Императрица с дочерью Великой Княгиней Ксенией Александровной князьями Ф.Ф. и И.А. Юсуповыми в одном из военных госпиталей.
На это и уповали заговорщики. Как сообщал 24 декабря 1916 г. в Лондон английский дипломат и разведчик Альберт Стопфорд: «Императрица-Мать пока еще в Киеве; она должна приехать сюда, поскольку ее Сын всё еще несколько (не в очень большой степени) ее боится. Все союзнические посольства хотели бы снова ее видеть в Петрограде».
Результаты этой операции по прикрытию хорошо видны из письма Великого Князя Александра Михайловича, отправленного 14 февраля 1917 г. своему брату Великому Князю Николаю Михайловичу в Грушевку: «Что касается дела Д. П. и Ф., то все идет, как я предполагал, и на днях оно будет окончено и предано забвению».
Итоги, уже в эмиграции, подвел один из организаторов убийства масон В.А. Маклаков: «Безнаказанность, которой они воспользовались, давала печальное представление о силе закона в России, заставила всех понимать, что власть не посмела тронуть виновных».