ЦАРСКИЕ МОЩИ: ДОКУМЕНТЫ (7)

Aug 26, 2021 09:07




12.
Коллективное обращение бывших чинов Императорской полиции
к Митрополиту Антонию (Храповицкому)
и Сербскому Патриарху Варнаве
от 4 января 1933 г.
[Машинопись с подписями и рукописными пометками.]
[Вход. № 2639. 18 /31.1.1933.]
Копия.
Блаженнейшему Владыке Антонию,
Митрополиту Киевскому и Галицкому,
Председателю Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей,
Для сведения
[Резолюция:] Уведомить членов Синода. М[итрополит] А[нтоний] 18 янв. [19]33
Его Святейшеству Митрополиту Антонию и Святейшему Патриарху Сербскому Варнаве.
Ваше Святейшество, милостивый Архипастырь и Святейший Владыко.
Всю любовь к нашему Отечеству - Великой России, ныне находящейся во власти сатанистов, и Ваше неизменно благожелательное отношение ко всему русскому историческому прошлому и к нам, русским эмигрантам, дали нам основание обратиться к Вашему Святейшеству по следующему вопросу:
В Париже в частной квартире бывшего Российского Посланника Временного правительства г. Гирса, скончавшегося в текущем декабре месяце с.г. хранятся останки Императора-Мученика Николая II и Его Августейшей Семьи и, по имеющимся сведениям, в неподобающем месте для этих священных реликвий.
Сердце сжимается от боли у каждого истинно русского человека при одной только мысли об этом жестоком кощунстве врагов Христа.
Почему и мы, чины бывшей Императорской полиции, оставшиеся верными своему Императору-Мученику до конца, не можем обойти молчанием этого вопиющего факта и все свои взоры молитвенно направляя к чистому сердцу Вашего Святейшества, всепочтительнейше, сыновне, горячо и усердно просим: помогите, Святейший Владыко, вырвать из недостойного хранилища священные останки Царя-Мученика и Его Царственной Семьи.
Святейший Владыко, наша просьба - это вопль русской души, являясь отражением всего, плененного сатанинской властью, православного русского народа, душу которого мы, чины полиции, хорошо знаем, и потому настоящим обращением к Вашему Святейшеству исполняем долг свой перед Царем-Мучеником и русским народом.
Мы не берем на себя смелость указывать подобающее место для временного хранения священных останков Царственных Мучеников, но полагаем, что самым подходящим местом была бы Русская Православная Церковь в Белграде, где находятся знамена Императорской Русской Армии, немые свидетели былого величия и славы России, безмолвно склонявшиеся перед своим Императором, и где русские люди, утратившие свою родину, и братья югославяне могли бы молитвенно преклонять свои колена перед прахом воистину святого Царя, «душу свою положившего за други своя».
Испрашивая Ваших Святительских молитв,
глубокопочитающие Ваше Святейшество:



(ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 289. Л. 15-15 об.)



Барон П.Н. Врангель перед Русской церковью в Белграде после напутственного молебна перед отъездом в Бельгию.
Храм Пресвятой Троицы (заложен 21.9.1924; освящен 28.12.1924), спроектированный в новгородском стиле и возведенный при финансовой помощи Правительства Югославского Королевства, стал одним из главных центров русской эмиграции. Главной святыней, пребывавшей здесь с конца 1927 г. по сентябрь 1944 г., была «Курская Коренная» икона Божией Матери. До 1944 г. здесь хранились знамена и штандарты Русской Императорской Армии и воинских формирований Белого Движения времен гражданской войны, трофейные знамена Наполеоновской армии, коалиции времен Крымской войны, а также османские, взятые в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. С октября 1929 г. тут покоилось тело Главнокомандующего Русской армией генерал-лейтенанта барона П.Н. Врангеля.



Митрополит Антоний (Храповицкий) и барон П.Н. Врангель и другие участники освящения Свято-Троицкого храма в Белграде.

13.
Выписки из Журнала Архиерейского Синода РПЦЗ
от 20 января / 2 февраля 1933 г.
[Рукопись.]
[Вход. № 2580.]
Журнал № 8.
[…]
Слушали: письмо В.А. Маклакова на имя Блаж. Митрополита Антония от 6 января 1933 г. за № 4 о [том, что: зачеркнуто] порядке хранения «переданных М.Н. Гирсу генералом Жаненом документов и различного рода предметов, относящихся до следственного производства об убиении Царской Семьи». В.А. Маклаков уведомляет, что они хранятся особой коллегией.
Постановили: просить Блаж. Председателя запросить В.А. Маклакова, каким образом можно войти в переписку с упомянутой им коллегией, а также спросить И.И.В. Великих Княгинь Ксению Александровну и Ольгу Александровну, известен ли Их Высочествам порядок хранения Царских Останков и считают ли его удовлетворительным, а также находят ли нужным, чтобы предпринимались [меры: зачеркнуто] шаги к изменению этого порядка и к преданию сих Останков христианскому погребению с совершением над ними отпевания, которого доныне были лишены Царственные Мученики [1].
[1.] На самом деле, как мы уже писали ранее, отпевание Царских Останков («пепел и несколько обугленных костей», заключенных в ларец; тех самых, которые потом были присвоены т.н. «коллегией хранителей» в Париже) состоялось 17 апреля 1919 г. в Богоявленском соборе Екатеринбурга. Состоялось оно по распоряжению Верховного правителя адмирала А.В. Колчака в присутствии генерала М.К. Дитерихса:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/426603.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/426836.html

[Вход. № 2604.]
Журнал № 7.
[…]
Слушали: письмо Е.И.В. Великой Княгини Ксении Александровны на имя Блаженнейшего Председателя Архиерейского Синода от 28 дек. /10 янв. 1932/33 гг. нижеследующего содержания: Искренно Вам благодарна за письмо и сведения относительно Святынь - хранящихся ныне в Дворцовой церкви Короля».
Постановили: принять к сведению и приобщить к делу.
[Рукописная пометка:] Подписан 22.I/4.II-33.

(ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 289. Л. 16-17 об.)

14.
Письмо К.Д. Кафафова графу Ю.П. Граббе
от 3 февраля 1933 г.
[Машинопись; подпись - автограф.]
Глубокоуважаемый
Граф Юрий Павлович,
Петр Петрович предал мне Ваше мнение по поводу вопроса о Царских Останках и о желательном отношении к этому вопросу Высокого Центра [Великого Князя Кирилла Владимiровича. - С.Ф.] после выступления нашего Архиерейского Синода. Я согласился с Вашим мнением, о чем и сообщил Центру. Е.В. согласился со мною. Этим, однако, вопрос не исчерпывается. Дело в том, что здешнее Общество Памяти Государя Императора Николая II тоже подняло этот вопрос. Естественно, следовательно, что работа должна идти, хотя бы и параллельно, но во всяком случае согласованно. Вот почему очень прошу Вас держать меня в курсе предпринимаемых Синодом мер по этому вопросу и в частности сообщите, что уже сделано, а я сообщу Вам, что здесь предпринято в Обществе Памяти Государя Императора Николая II. Согласованность работы тем более необходимо, что Его Блаженство Митрополит Антоний является как Председателем Архиерейского Синода, так и Председателем Общества Памяти Государя Императора Николая II. Очень прошу Вас, когда будете в Белграде, зайдите ко мне.
Искренне уважающий и преданный Вам
А. КАФАФОВ.
3 февраля 1933 г.
Белград.

(ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 289. Л. 18.)



Константин Дмитриевич Кафафов (1863-1933) - сын надворного советника; по происхождению грек. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1888). Службу начинал в канцелярии V департамента Сената, с 1903 г. прокурор Елецкого, с 1904 г. - Орловского окружного судов, с 1906 г. член Московской судебной палаты, с 1908 г. товарищ прокурора Московской судебной палаты; в 1912-1917 гг. - вице-директор Департамента полиции.
Приобрёл известность благодаря январскому циркуляру 1916 г. «Кафафов разослал губернаторам, начальникам областных и губернских жандармских управлений специальный циркуляр, в котором еврейское население обвинялось в экономической диверсии (организации нехватки товаров первой необходимости, искусственном вздорожании продуктов, нехватке “звонкой монеты”). Кафафов предполагал, что это делалось для того, чтобы вызвать общее недовольство и протест против властей, но и «объясняется стремлением их добиться отмены черты еврейской оседлости, так как настоящий момент они считают наиболее благоприятным для достижения своих целей...»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кафафов,_Константин_Дмитриевич
В эмиграции в Югославии. Представлял там интересы Великого Князя Кирилла Владимiровича Похоронен на Русском кладбище в Белграде.

15.
Письмо управляющего канцелярией Архиерейского синода РПЦЗ графа Ю.П. Граббе секретарю Великого Князя Кирилла Владимiровича Г.К. Графу
от 24 января / 6 февраля 1933 г.
[Рукописная копия.]
Дорогой Георгий Карлович,
Очень благодарю Вас за письмо Ваше от 8 января, которое получил лишь теперь, по возвращении своем из Польши, где провел месяц с семьею.
Я доложил содержание Вашего письма Синоду и в соответствии с тем, что Вы пишете, посылаются письма Великим Княгиням. Копию письма Маклакова при сем Вам препровождаю. Был бы Вам очень благодарен, если бы Вы сообщили мне, что Вы о нем думаете.
Белградское Общество Памяти Императора Николая II со своей стороны тоже зашевелилось и я вчера вошел с ними в соглашение. Они написали Коковцеву и, конечно, получат самый уклончивый ответ.
Я обратил внимание на то, что Маклаков говорит только о предметах «относящихся до следственного производства об убиении Царской Семьи». В связи с этим желательно было бы с нашей стороны иметь обоснованное исследование о том, что именно из всего сохранившегося можно считать действительно останками Царской Семьи, а что походит под определение Маклакова.
Крепко жму Вашу руку и остаюсь искренно Вас уважающий и преданный Вам.
[Граф Ю.П. ГРАББЕ]

(ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 289. Л. 19-19 об.)

***
Ввиду важности вопроса, требующего скорее сосредоточенности, обдумывания и молитвы, нежели выплеска эмоций (в который же уже раз!), не считаем возможным обсуждение всего этого - набегу - в комментах, которые мы на время публикации и ограничиваем.

Адмирал А.В. Колчак, М. Жанен, М.Н. Гирс, Архив, М.К. Дитерихс, Царственные Мученики

Previous post Next post
Up