ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (31)

Jan 04, 2021 09:03



Бюст А.П. Ганнибала в селе Петровском. Пушкинские Горы.

«В родню свою неукротим…» (продолжение)

Вскоре после крещения Абрам Петров был зачислен барабанщиком в Лейб-Гвардии Преображенский полк, в котором летом 1706-го его крестный Царь Петр принял почетную должность полковника.
«Я, всеподданнейший, - писал он 23 ноября 1726 г., обращаясь к Императрице Екатерине I, - имел честь служить с самого моего младенчества, а именно лет с семи или осьми от возраста моего».
В формулярном списке А.П. Ганнибала записано, что вплоть до 1716 г. он «был при всех тех походах и баталиях, при которых Его Величество Своею Особою присутствовать соизволил» (М. Лонгинов «Абрам Петрович Ганнибал» // «Русский Архив». М. 1864. Стб. 188).
Боевое крещение 12-летний Абрам Петров принял 30 августа 1708 г. в сражении со шведами близ села Доброе. Месяц спустя, 28 сентября, он стал участником известной битвы близ деревни Лесная, названной Царем «матерью Полтавской победы».



Баталия при Лесной 28 сентября 1708 г. Раскрашенная гравюра Николя де Лармессена по оригиналу Пьера-Дени Мартена младшего. 1722 г.

Бой начался в час дня и длился до семи вечера. Стрельба сменялась рукопашной схваткой. В середине сражения солдаты обеих армий настолько изнемогли, что повалились на землю в пятистах шагах друг от друга. Отдохнув часа два, они снова атаковали друг друга. Потери шведов составили восемь тысяч убитыми и ранеными и около тысячи пленными. Был также захвачен обоз с трехмесячным запасом продовольствия, артиллерией и боеприпасами. Русские потеряли свыше тысячи убитыми и около трех тысяч ранеными.
Менее чем через год барабанщик-преображенец Абрам Петров принимал участие в генеральном сражении. 27 июня 1709 г. под Полтавой под командой Монархов - Шведского Короля Карла XII и Царя Петра Алексеевича - состоялась битва, не только переломившая ход начавшейся еще в 1700 году Северной войны, но и положившая конец шведскому доминированию в Европе.



Пьер-Дени Мартен младший. Полтавская битва. 1726 г.

Краткие записи в формулярном списке «Арапа Петра Великого», отражающие первые его шаги на службе новому Отечеству, оказались запечатленными на дошедших до нас изображениях.
«…В 1872 г., в связи с двухсотлетием со дня рождения Петра I, - читаем в одной из работ Н.К. Телетовой, - в Москве была открыта выставка портретов Царя-Преобразователя. Там демонстрировалось большое (263x206) полотно, находившееся постоянно в Романовской галерее Зимнего Дворца.
Это было аллегорическое изображение Петра, победителя турок под Азовом и шведов под Полтавой. Героическая фигура Петра дана в рост (тип изображения, близкий художнику Г. Кнеллеру), Он наступает на грудь поверженного Карла XII, близ которого, на уровне колен Петра, - фигуры закованных пленных турок. Сзади справа - голова и часть туловища вздыбленного гнедого коня. Коня под уздцы держит юноша, одетый в кафтан солдата Преображенского полка, с темно-коричневой кожей лица и рук. Полтавский бой словно бы еще продолжается - под копытами коня поверженный всадник в шлеме и латах.
Глядя на Петра и Его слугу с конем на фоне боя, невольно вспоминаешь строку из письма Пушкина к брату Льву [февраль 1825 г.]: “Присоветуй Рылееву в новой его поэме поместить в свите Петра I нашего дедушку. Его арапская рожа произведет странное действие на всю картину Полтавской битвы” (XIII, 143).
Эти слова поэта казались основанными на одном лишь знании того, что Ганнибал (прадед, названный в письме дедушкой) был участником Полтавского боя. Однако, глядя на аллегорическое полотно неизвестного художника XVIII в., чувствуешь, что и конкретное изображение Петра с арапом на поле Полтавской битвы Пушкину было знакомо; именно впечатление от картины отражает письмо поэта. Ганнибалу ко времени Полтавского сражения исполнялось 13 лет - подросток примерно этого возраста изображен и на полотне. […] …На нем солдатский мундир Преображенского полка - кафтан и штаны из зеленого сукна с красными отворотами» (Н.К. Телетова «О мнимом и подлинном изображении А.П. Ганнибала». С. 103).
Одно из первых упоминаний об этой картине можно найти в книге «О портретах Петра Великого» (М. 1872) искусствоведа, директора Императорского Эрмитажа Александра Алексеевича Васильчикова (1832-1890).



Аллегорическое изображение Царя Петра Алексеевича, победителя турок под Азовом и шведов под Полтавой. Справа от Государя на заднем плане будущий А.П. Ганнибал. Начало XVIII в. Государственный Русский музей.

Участие прадеда Пушкина в предшествовавшем Полтавской баталии сражении при Лесной увековечил на своем полотне французский художник Пьер-Дени Мартен Младший (1663-1742).



Пьер-Дени Мартен младший. Баталия при Лесной 28 сентября 1708 г. 1722 г.

По этой картине соотечественник художник Николя де Лармессен (1684-1755) изготовил свою гравюру.
В правом нижнем углу за лошадью князя А.Д. Меншикова стоят четверо подростков. Один из них темнокожий в белом тюрбане - барабанщик Абрам Петров.



Фрагмент гравюры Николя де Лармессена по картине Мартена младшего «Баталия при Лесной».

Перечисляя достоверные изображения А.П. Ганнибала, один из его биографов пишет: «…Следует упомянуть батальное полотно Пьера-Дени Мартена-младшего, заказанное в 1717 г. Петром I в Париже. Художник должен был изобразить битву со шведами 1708 г. при деревне Лесной, не видев ни битвы, ни каких-либо живописных набросков, с ней связанных. Готовое полотно было доставлено в Москву в 1723 г., ныне оно хранится в Царскосельском Екатерининском дворце, копия с него А. Лютца экспонируется в Эрмитаже.
На нем, среди множества фигур, изображен подросток с блестящими черными глазами, чуть вытянутым эфиопским черепом и темной кожей; голова его в белом тюрбане чуть повернута назад, взгляд обращен на художника. Можно предположить, что учившийся как раз в 1717-1722 гг. во Франции прадед Пушкина давал Мартену пояснения о происходившей битве, участником которой, в качестве посыльного при Царе, он был. О себе он, вероятно, тоже не забыл, и художник изобразил черного подростка с чертами лица, близкими юному инженеру» (Н.К. Телетова «О мнимом и подлинном изображении А.П. Ганнибала». С. 103).
Это изображение можно считать наиболее достоверным с точки зрения антропологического типа. При этом бросается в глаза: гравер проявил тут известную вольность, отступив от оригинала, что хорошо видно при сравнении офорта с оригиналом.



«Мальчик в тюрбане». Барабанщик Преображенского полка Абрам Петров на поле битвы у деревни Лесной. Фрагменты картины П.-Д. Мартена младшего и гравюры Николя де Лармессена.

В поле зрения исследователей попали и другие изображения начала XVIII в. с арапами, часто вызывавшие споры о том, имеют ли они какое-нибудь отношение к А.П. Ганнибалу.
«Ровинский, - замечал академик Д.Н. Анучин, - упоминает еще об изображениях арапов на портрете Екатерины I в рост, гравированном Зубовым и Адольским в 1725 г., и на портрете принцессы Шарлотты, жены Царевича Алексея Петровича, гравированном Вортманом […] Во всех этих изображениях “арапов” едва ли можно, однако, искать какого-либо портретного сходства» (Д.H. Анучин «А.С. Пушкин. (Антропологический эскиз)». С. 23).



И.Г. Адольский. Портрет Императрицы Екатерины I с арапчонком. 1725-1726 г. Государственный Русский музей.



Портрет Императрицы Екатерины I с арапчонком. Гравюра А.Ф. Зубова по оригиналу И.Г. Адольского. Собрание Д.А. Ровинского. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва).



Портрет Шарлотты-Христины-Софии с арапчонком. Гравюра Христиана-Альбрехта Вортмана по оригиналу Иоганна Пауля Люддена. Около 1730 г.
Шарлотта Христиана София, кронпринцесса Брауншвейт-Вольфенбюгтельская (1694-1715) - супруга Царевича Алексея Петровича, мать Императора Петра II, тётка Императрицы Марии Терезии и Королевы Пруссии Елизаветы Кристины, супруги Фридриха Великого. Скончалась при до конца неясных обстоятельствах, погребена в Петропавловском соборе в Петербурге.

Одно время, уже в наши дни, некоторые полагали, что Абрама Петрова запечатлел вместе с его Августейшим Крестным на фоне поля битвы прусский дипломат барон Густав фон Мардефельд (1664-1729).



Барон Густав фон Мардефельд. Портрет Императора Петра Великого с черным пажом. Акварель на пергаменте. Около 1720 г.

Изображение весьма выразительное, однако такая трактовка его весьма сомнительна. Прежде всего, из-за самого антропологического типа «арапа» (наиболее достоверно запечатленного на приведенной ранее картине Пьера-Дени Мартена младшего).




Первоначальная поспешная атрибуция была, однако, вскоре отвергнута из-за несоответствия возраста изображенного со временем создания картины, которая определялась точно известным периодом пребывания ее автора в России. Барон фон Мардефельд послан был в Петербург Прусским Королем Фридрихом Вильгельмом I в 1717 г., оставаясь там, несмотря на жалобы на здоровье, вплоть до 1728 года.
Гораздо более раскрученным оказался другой сомнительный портрет якобы молодого А.П. Ганнибала - так называемый «Французский портрет в белом тюрбане».
Его популярность определяется двумя обстоятельствами: помещением в экспозицию (пусть и под названием «Портрет неизвестного») ганнибаловского музея-усадьбы «Суйда» под Петербургом и позицией его сотрудников: http://www.history-gatchina.ru/article/portretgan.htm



Портрет неизвестного (предполагаемый портрет Абрама Ганнибала), приписываемый кисти Шарля-Андре ван Лоо. Около 1730 г. Подлинник находится в Париже в частном собрании.

Другим подкрепляющим его популярность (и подразумевающуюся атрибуцию) фактором является пропаганда этого изображения в работах проживающего в Париже исследователя родом из Бенина, филолога и историка Дьёдонне Гнамманку. Выпускник Московского университета Дружбы народов, он является иностранным членом Российского Пушкинского общества и Пушкинского центра в Нанси (Франция).
Помещая «Портрет неизвестного» на обложки своих книг об Абраме Петровиче Ганнибале, автор заодно продвигает и свою версию о камерунском происхождении предка А.С. Пушкина.



Обложки французской и русской книг Дьёдонне Гнамманку: «Abraham Hanibal. L'Aieul noir de Pouchkine» (Paris. 1998) и «Абрам Ганнибал: черный предок Пушкина» (М. 1999).

Однако Наталья Константиновна Телетова, одна из авторитетных биографов А.П. Ганнибала, приводя в своих исследованиях множество фактов и аргументов, решительно отмела эту версию (См. ее книги: «Забытые родственные связи А.С. Пушкина». Л. «Наука». 1981 и «Жизнь Ганнибала - прадеда Пушкина». СПб. «Сад искусств». 2004).
Такого же мнения придерживались и другие пушкинисты, занимавшиеся изучением биографии А.П. Ганнибала. Среди них был, например, И.Л. Фейнберга (1905-1979). Его вдова в предисловии к вышедшей уже после кончины исследователя книге вспоминала: «В 1978 году нам стал известен портрет молодого нарядного африканца, находящийся в павильоне Сулли во Франции (около города Ля Фер); полагали, что это портрет молодого Ганнибала. Но Илья Львович считал его недостоверным. […] Впоследствии подтвердилось, что портрет этот изображает другое лицо» (И.Л. Фейнберг «Абрам Петрович Ганнибал - прадед Пушкина». М. «Наука». 1983. С. 16).
Та же Н.К. Телетова в свое время поставила точку в длительном (еще с дореволюционной поры) споре о другом мнимом портрете А.П. Ганнибала, входившим под таким названием во многие пушкинские публикации, оказавшимся на деле изображением артиллерии генерал-аншефа, героя Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. барона Ивана Ивановича Меллера-Закомельского (1725-1790).



Неизвестный художник. Портрет барона И.И. Меллера-Закомельского. Всероссийский музей А.С. Пушкина.

Доказательная база экспертизы портрета основывалась на тщательном анализе формы, наград и послужных списков (Н.К. Телетова «О мнимом и подлинном изображении А.П. Ганнибала» // «Легенды и мифы о Пушкине». СПб. 1994. С. 86-109).

Продолжение следует.

А.С. Пушкин, Петр I, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию»

Previous post Next post
Up