ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (28)

Nov 29, 2020 09:04



Бюст А.П. Ганнибала в селе Петровском. Пушкинские Горы.

«В родню свою неукротим…» (продолжение)

Мы далеки от мысли предпринимать какие-либо попытки, чтобы определить этническую принадлежность Радши, соглашаясь с мнением, высказанным еще в 1899 г. академиком Д.Н. Анучиным: «Кто был собственно этот Радша - немец, славянин, литовец, венгерец - неизвестно; такое прозвище, объяснимое, впрочем, скорее из славянского языка, могло принадлежать представителю любой из этих народностей». (Д.H. Анучин «А.С. Пушкин». С. 4).
Тогда (во время «выезда») да и сейчас эти две претендующие на прародину Радши области (Славония и Трансильвания) отличались пестрым составом своего населения: немцы/саксы, славяне, венгры, романо-молдо-влахи (румыны). Для обеих этих земель характерна и такая особая группа, как «граничары» (Славония) и «секеи» (Трансильвания) - нечто вроде нашего казачества.
Вопреки тому, что утверждают многие, - тут мы еще раз обращаем внимание на слова академика Анучина - даже этимология самого имени Ратша/Радша/Рача, не может служить опорой, поскольку в том же, принадлежащем к романской группе, румынском языке немало слов славянского, преимущественно южного (македонского) происхождения.
Лучшим доказательством безплодности такого подхода является история попыток определить происхождение пушкинского предка. За истекший век их было предпринято немало, было выдвинуто множество версий происхождения Радши: балтийский славянин, серб, прус, померанский словен-ободрит и т.п.
Тут мы не можем не согласиться с В.К. Лукомским, пришедшим в своей статье (с. 398) к выводу: «Все эти ветви одного в сущности рода, несмотря на различные прозвания, носимые ими, сохранили, однако, семейное предание об общности их “иноземного” происхождения». (Слова верные, однако сам автор, к сожалению, им не следовал.)



Карта Центральной Европы IX в. накануне вторжения венгров.
Эту, как и другие карты в этом по́сте, щелчком клавиши мышки можно увеличить, чтобы изучить интересующие подробности.

Казалось бы, нет никаких сколько-нибудь надежных методов, чтобы определить страну выезда Радши. Однако кое-какие возможности все же имеются.
Уже давно было подмечено родство Радшичей, подтверждаемое в том числе и их гербами: сходством геральдической символики, демонстрирующей не только их генеалогические связи, но и место происхождения - ту точку, из которой прибыл на Русь их общий предок.
Таких сходных основных эмблем три: 1) княжеская шапка или корона; 2) рука с мечом и 3) одноглавый орел. «Все эти три эмблемы, - замечает В.К. Лукомский (с. 404), - хотя и в разновидных сочетаниях их по расположению в гербовом щите, приняты почти во всех известных гербах разнофамильного потомства Радши и многие из них последовательно вошли в очередные части “Общего гербовника”».



Итоги венгерской экспансии в Европе к XV-XVII вв.

Первая из этих эмблем - отражает водворение Радшичей на Русской земле, их службу Великому Князю Александру Невскому.
Потому нам гораздо более интересны два других символа: именно они могут нам помочь определить страну выезда.
Но прежде, для наглядности, приведем сами эти гербы из «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской Империи», публикуя интересующие нас (в связи с поднятой нами темой) пояснения к ним из того же источника.
Начнем с Радшичей.
«По сторонам щита поставлены два Венгерца […] в красном исподнем платье и желтых Венгерских сапогах. […] Род Бутурлиных происходит от выехавшего к Благоверному Великому Князю Александру Невскому из Семиградской земли, мужа честна Радши.»: https://gerbovnik.ru/arms/179.html



Герб рода Бутурлиных из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 2.

«Фамилия Полуехтовых происходит от выехавшего к Благоверному Великому Князю Александру Невскому из Семиградской земли, мужа честна Радши…»: https://gerbovnik.ru/arms/180.html



Герб рода Полуехтовых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 2.

Неклюдовы: «К Благоверному Великому Князю Александру Невскому выехал из Немец муж честен именем Ратша…»: https://gerbovnik.ru/arms/311.html



Герб рода Неклюдовых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 3.

«Предок рода Кологривовых муж честен Радша, происшедший из знатной Славянской фамилии, выехал в Россию из Германии во дни Княжения Святого благоверного Великого Князя Александра Невского»: https://gerbovnik.ru/arms/473.html



Герб рода Кологривовых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 4.

«Предок рода Мусиных-Пушкиных муж честен Радша, происшедший из знатной Славянской фамилии, выехал в Россию из Германии во дни Княжения Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского»: https://gerbovnik.ru/arms/472.html



Герб рода Мусиных-Пушкиных из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 4.

Пушкины: «Во дни княжения Святого и Благоверного Великого князя Александра Невского из Седмиградской земли выехал знатной славянской фамилии муж Честен Радша»: https://gerbovnik.ru/arms/618.html



Герб рода Пушкиных из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 5.

«Предок Мятлевых, муж честен именем Радша, выехал к Благоверному Великому Князю Александру Невскому из Немец…»: https://gerbovnik.ru/arms/758.html



Герб рода Мятлевых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 6.

Бобрищевы-Пушкины: «Во дни Княжения Святого и Благоверного Великого Князя Александра Невского, из Семиградской земли выехал знатной словенской фамилии муж честен Радша…»: https://gerbovnik.ru/arms/1100.html



Герб рода Бобрищевых-Пушкиных из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 8.

Те же элементы присутствуют и в гербах других русских дворянских фамилий, что свидетельствует о близости этих родов, которую не всегда можно проследить документально.



Герб рода Муравьевых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 1: https://gerbovnik.ru/arms/59.html



Герб рода Обольяниновых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 4: https://gerbovnik.ru/arms/511.html



Герб рода Лихаревых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 5: https://gerbovnik.ru/arms/635.html



Герб рода Щербининых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 5: https://gerbovnik.ru/arms/187.html



Герб рода Рожновых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 6: https://gerbovnik.ru/arms/801.html



Герб рода Вечесловых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 6: https://gerbovnik.ru/arms/780.html



Герб рода Вешняковых из «Родословной книге дворян Нижегородской губернии, 1836-1839 гг»: https://gerbovnik.ru/arms/868.html



Герб рода Кобяковых из «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской Империи». Часть 7: https://gerbovnik.ru/arms/934.html

В.К. Лукомский связывал все эти символы со Славонией - нынешней исторической областью на востоке Хорватии, а в X-XI вв. являвшейся самостоятельным государством, с начала XII в. под напором венгерского нашествия постепенно утратившим свою независимость.
По словам Владислава Крескентьевича, «рука с мечом» составляла территориальный герб когда-то существовавшего Королевства Славонии. Появилась эта эмблема впервые в 1531 г. на государственной печати Фердинанда I, Короля Венгерского, избранного в этом году Королем Римским» (с. 405).
О другом символе («одноглавом орле») он писал так (с. 406): «…Среди позднейших уже, XVII-XVIII вв. родовых гербов, принадлежащих старым феодальным родам Хорватии и Славонии, встречается немало таких, которые имели в себе изображение второй эмблемы - одноглавого орла (или сокола) - чаще всего серебряного в голубом поле».
Однако герб Славонии, известный еще с XIII в., представляет из себя бегущую куницу: https://hr.wikipedia.org/wiki/Grb_Republike_Hrvatske



Славонская серебряная монета (бановац) с изображением герба - куницы. Около 1270 г.

Вряд ли, таким образом, эту гербовую экспертизу В.К. Лукомского можно признать безупречной.
Но существует ли сегодня возможности для снятия противоречий, исправления ошибок, которые бы помогли нам, наконец, приблизиться к истине?
На наш взгляд, такие возможности открывает перед нами вышедшая в 1977 году в Бухаресте книга «Геральдическая наука и искусство в Румынии» Дана Черноводяну…

Продолжение следует.

А.С. Пушкин, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», История Румынии

Previous post Next post
Up