Железо против золота (продолжение)
Разумеется, никто из здравомыслящих русских людей не сомневался, кто был основным источником финансирования первой «русской» революции. «Жертвователями, - писал генерал-майор Свиты ЕИВ Г.О. Раух, - являлись, конечно, почти исключительно евреи. Оно и понятно - евреи всего мiра постоянно стремятся к одной цели - добиться равноправия в России, чтобы затем совершенно поработить ее, а достичь этой цели, они понимают, возможно лишь при полном политическом перевороте, то есть при революции» (Е.Ю. Сергеев «Иная земля, иное небо…» C. 83).
Внутреннее единство еврейства, несмотря на внешние, кажущиеся порою якобы непреодолимыми, различия (с рассуждениями вроде: «Троцкий был не иудей, а атеист, не еврей, а космополит»), прекрасно передано было писателем и офицером В.С. Крестовским, вложившим это объяснение в уста бродячего проповедника-талмудиста: «…Знайте, что, если блаженной памяти еврей Лассаль подымает в Германии социальный рабочий вопрос, если банкирский дом Блейхредер и Ко играет на повышение или понижение в Берлине, если Беньямин д`Израели произносит патриотический спич на банкете у лорда-мэра, если какой-нибудь медицинский студент Гирш Шмулевич фигурирует в политическом процессе с русскими нигилистами, а Лейба Соловейчик попадается на контрабанде или с фальшивыми кредитками, если Гейнрих [sic!] Гейне поет свои страстно капризные, больные и едкие песни, а рабби Оффенбах ставит на подмостки всего мiра свою безшабашно-веселую, невольно подкупающую “Прекрасную Елену” или “Герцогиню Герольштейнскую” - знайте, что все они, в сущности, заняты одним и тем же делом: все они, сознательно или безсознательно, служат одной и той же великой цели и задаче еврейства; все они так или иначе, каждый на своем поприще, действуют разлагающим образом на этот ненавистный христианский мiр, лежащий главнейшим бревном на пути к нашей цели, борьба с ним возможна, а потому обязательна. Замечается даже, что с течением времени она становится всё легче и легче. “Не железом, а золотом, не мечем, а карманом” - вот, что должно быть нашим общим, разумным и вечным девизом» (В.В. Крестовский «Тьма Египетская. Тамара Бендавид». Т. 1. М. 1993. С. 31).
«Альберих». Рисунок Обри Бердслея из предполагавшейся серии «Золото Рейна» (первая опера Рихарда Вагнера из его тетралогии «Кольцо нибелунга»). 1896 г.
Сразу же при этом оговоримся: следует четко различать интересы еврейства в целом от интересов отдельного еврея. Жизнь, правда, показывает, что практически каждый еврей (иногда даже с самой ничтожной примесью), порой и совершенно безсознательно, действует в интересах целого. И всё же поставить знак абсолютного равенства между двумя этими явлениями было бы ошибочным. Это делают либо ослепленные (по вполне понятным причинам) последствиями деятельности еврейства люди, либо представители самого этого племени, также заинтересованного в этой не всегда справедливой идентификации. Самое яркое доказательство тому - договоренности мiрового сионизма с официальными лицами Третьего Рейха, прямыми последствиями которого был поток пассионарных евреев в Палестину. Коноводы сионизма не только знали о предстоявшем не вполне естественном отборе этих переселенцев, но даже и одобряли его.(Опытные садовники, они понимали пользу обрезки деревьев для цветения и плодоношения всего сада.)
...Задолго до начала первой мiровой войны русская дипломатия, прекрасно отдавая себе отчет в опасности этого восточного элемента, пыталась предупредить руководителей одного из главных еврейских штабов за границей о возможных неблагоприятных последствиях их авантюристической подрывной политики для них самих. «Старания евреев и еврействующей печати, - доносил из Вашингтона 31 марта 1906 г. русский посол барон Р.Р. Розен, - всячески портить русско-американские отношения возбуждением общественного мнения против России, как равно и факт финансирования евреями Японской войны, ни для кого не составляют секрета. Я имел еще прошлой осенью случай разъяснить вождям здешнего еврейства в частной беседе, которой они сами искали, всё неблагоразумие такого их образа действий с точки зрения их соплеменников в России, для которых ничего не может быть опаснее, как укрепление в русском народе убеждения, что в еврейском населении он должен видеть непримиримого врага Русского государства» (Е.Ю. Сергеев «Иная земля, иное небо…» C. 196).
Усилия эти оказались без ответа, а подозрения, как показала новая война, увы, небезпочвенны.
По словам одного из еврейских деятелей Г.А. Ландау, «революция 1905 г. принесла в общем итоге положительные результаты». Она «дала евреям, не имевшим еще гражданское равноправия - равноправие политическое […] Никогда не стоял еврейский вопрос так благоприятно в общественном мнении, как после “освободительного движения”» (Г.А. Ландау «Революционные идеи в еврейской общественности» // «Россия и евреи». Сб. 1. Париж. 1978. С. 116).
Всем существовавшим административным стеснением сами евреи (не в публичных, разумеется, высказываниях) не придавали особого значения. «…Ну что же… - говорил В.В. Розанову “со знающею улыбкой” иудей-книгоиздатель, - евреев никуда не пускают, и они захватили суд…» «На “никуда не пускают”, - комментировал приведенное высказывание Василий Васильевич, - я имею только тот ответ, что, “куда бы их ни пустили”, они и там “всё захватят”… Захватят и не оставят даже “5-процентной нормы” русским…» (В.В. Розанов «Террор против русского национализма». М. 2005. С. 291). По меткому замечанию директора Департамента полиции С.П. Белецкого, «иудеи - это уж такой народ, что или их вовсе нет, или от них деваться некуда» («Синдром масонофобии российского чиновничества. Докладная записка экс-директора Департамента полиции С.П. Белецкого. 1916 г.» // «Исторический Архив». М. 2004. № 5. С. 6).
При этом следует понимать, что равноправие/эмансипация (называйте, как хотите) было для еврейства (не отдельных заблуждавшихся или делавших вид, что заблуждаются, индивидов, а для еврейства как такового) отнюдь не целью, а методом.
«Уравнения и расширения наших гражданских прав и свободы, - приводит слова одного талмудиста из черты оседлости В.С. Крестовский, - должны мы требовать и добиваться от правительств и народов, во имя справедливости, цивилизации, прогресса и гуманности; но пользоваться этими правами обязаны не иначе, как стараясь всяческими путями сохранять свою индивидуальность, свою национальную обособленность. Для этого, в случае надобности, мы можем поступиться, пожалуй, нашими внешними особенностями, даже (ужасно вымолвить!) принять по наружности другую религию (тьфу!). И это даже нам разрешается, в крайнем случае, но мы должны при этом свято сохранить тайник своей внутренней сущности, ни на миг не переставая в душе быть евреем, быть верным рабом еврейства» (В.В. Крестовский «Тьма Египетская. Тамара Бендавид». Т. 1. М. 1993. С. 30-31).
Войсковой раввин проводит службу для еврейских солдат Австро-венгерской армии.
О том, что требования равноправия были всего лишь тактикой, лучше всего свидетельствует дальнейшее развитие событий. Когда оно достигается, то о нем сейчас же забывают и требуют - во имя всё той же свободы - самобытности. Когда сломлены все плотины, регулировавшие доступ к образованию, занятию того или иного политического или административного положения, «вечно гонимые» требуют уже возможности воспитывать и обучать своих детей в геттовских традициях. Собственно, они уже и не требуют этого, а получают, как само собой разумеющееся. Ну, а т.н. эмансипированные евреи - жертвы такой машкеры, не более. Ведь жертвовать - ради высших целей - своими соотечественниками и даже самими их жизнями, еврейским коноводам не впервой.
Следует также признать, что вообще все эти разговоры об угнетенности в Российской Империи исключительно одних только евреев во многом являются пропагандистским мифом. На деле разные народы, в зависимости от самых разных факторов и обстоятельств, были наделены различными правами. У евреев тоже было свое определенное (и, заметим, далеко не последнее) место, но природный нахрап и врожденная гордыня (“Еврей даже в бедности принц, / Будь он рабом иль бродягой / […] Помни о короне, / Символе гениальности”: В.З. Жаботинский) заставляли их претендовать исключительно на первые роли. Но сравните-ка с еврейским положение узбека, бурята, тувинца. И еще: бывали места в обширной Империи для евреев и похуже строгих столичных Петербурга и Москвы. «…О таком гнете над евреями, какой существует в Финляндии, - признавался сионист В. Жаботинский, - даже Россия и Румыния не знают […] Первый встречный финн, увидев еврея за городом, имеет право арестовать преступника и представить в участок. Большая часть промыслов евреям недоступна. Браки между евреями обставлены стеснительными и унизительными формальностями […] Политических прав евреи лишены абсолютно» (В. Жаботинский «Фельетоны». СПб. 1913. С. 111-112).
Но разве вы встречали по этому поводу гневные филиппики в адрес Великого Княжества Финляндского в Государственной думе или в подконтрольных евреям газетах? Нет, потому что Гельсингфорсу это было простительно, как одному из важных инструментов, при помощи которого предполагалось уничтожение Большой России.
«Вопреки [...] правилам, вопреки черте оседлости и процентной норме, вопреки Кишиневу и Белостоку, - признавался активный участник “Освободительного движения” И.М. Бикерман, - я был и чувствовал себя свободным человеком, для которого открыта широкая возможность работать в самых разнообразных областях человеческой деятельности, который мог материально обогащаться и духовно расти, мог бороться за недостающее ему и копить силы для продолжения борьбы. Ограничения […] под напором времени и нашим напором всё сужались, и во время войны широкая брешь была пробита в последней твердыне нашего безправия. Пять или пятнадцать лет должно было ещё пройти, пока евреи добились бы полного равенства пред законом, мы могли ждать» (И.М. Бикерман «Россия и русское еврейство» // «Россия и евреи». Сб. 1. Париж. 1978. С. 33).
«При Царском режиме, - вторил своим сородичам Д.С. Пасманик, - евреям жилось куда лучше и, что бы там ни говорили, перед Великой войной материальное и духовное состояние русского еврейства было блестящее. Мы тогда были политически безправны, но мы могли тогда развивать самую интенсивную деятельность в области национально-духовного строительства, а еврейская традиционная нищета прогрессивно исчезала» (Д.С. Пасманик «Русская революция и еврейство. (Большевизм и иудаизм)». Париж. 1923. С. 195-196).
Ах, эта еврейская ностальгия по ими же самими сокрушенному! После февральского переворота 1917 г. А.Д. Идельсон вспоминал время до первой революции 1905-1907 гг. как самое счастливое. По его словам, тогда евреи «страдали только от безправия», осуществлявшегося «как-то машинально, почти без злобы и без воодушевления». После революционных событий, роль в которых евреев была видна всем, наступила эпоха «общественного юдофобства». «…Россия очутилась перед таким подъемом антисемитской волны в массах, что даже либеральные элементы не считали для себя возможным бороться против еврейских наветов [1]. […] Волна антисемитизма продолжала подниматься и достигла наивысшей своей точки как раз накануне революции» (А.Д. Идельсон А «Тяжелое наследие. (Вместо предисловия)» // «Из недавнего прошлого. Речи еврейских депутатов в Государственной думе за годы войны». Пг. 1917. С. VII-VIII). Так что февральский переворот 1917 г. воспринимался евреями уже как спасение от поднятой во имя расширения их же прав ответной волны, но главное, конечно же, еще и как вхождение во власть.
[1.] По поводу этих «либеральных элементов» хотелось бы всё же уточнить. «…Так же, как ты и я, - писал в 1909 г. А.И. Куприн своему приятелю, - думают - но не смеют сказать об этом - сотни людей. Я говорил интимно с очень многими из тех, кто распинается за еврейские интересы, ставя их куда выше народных, мужичьих. И они говорили мне, пугливо озираясь по сторонам, шепотом: “Ей-Богу, как надоело возиться с их болячками!” […] …В душе им еврей более чужд, чем японец, чем негр, чем - говорящая, сознательная, прогрессивная, партийная (представь себе такую) собака» («Свидетель и участник бурных событий» // «Наш Современник». 1991. № 9. С. 90-91). - С.Ф.
Солдаты и офицеры Германской армии евреи во время праздничного ужина (Песах).
Пролог Русской трагедии наступил с первыми залпами войны.
«…Венгеров, - вспоминал один разговор, перед Великой еще войной, В.В. Розанов, - у кузины которого - аптекарский магазин, говорит: “Ничего не поделаешь. Русский всегда герой и ринется в крестовый поход за Святую землю”. Он понимает и Изгоев (еврей) тоже понимает, что русские очищают место евреям и собственно совершают “крестовый поход” для приобретения Палестины, а кстати и России, в руки Гинсбургов, Ротшильдов, Поляковых и Бродских» (В.В. Розанов «Когда начальство ушло...» М. 1997. С. 234).
Еврейство трех Империй - Германской, Австро-Венгерской и Российской - в Великой войне, при всей его ничтожной чисто военной ценности, обречено было стать одним из ключевых народов. Во-первых, во всех трех воевавших державах проживало ¾ евреев всего мiра (90% еврейства всей Европы). Во-вторых, почти всё оно было сосредоточено вдоль границ этих трех стран, и таким образом места его поселения превратились с началом войны в театр боевых действий (А.И. Солженицын «Двести лет вместе (1795-1995)». Ч. I. С. 476).
По словам современного еврейского историка Цви Гительмана, его соотечественники из Русской Польши в самом начале войны задавались вопросом: «какое отношение имеет к ним драка между фоне-ганев и кайзером Вильгельмом» (Ф. Шустер «“Дай мне хлеба, и я дам тебе девушку”. Бедность, контрабанда, шпионаж и проституция во время первой мiровой войны в еврейском контексте» // «Мiровой кризис 1914-1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства». М. 2005. С. 10). Примечательно, на наш взгляд, применение этим нынешним уже (!) историком из США в тексте его академической (!) работы 1988 г. «оскорбительного прозвища Русского Царя на идише»: фоне-ганев, где ганев - значит вор.
Многие евреи в разговорах с русскими предпочитали говорить об Императоре Николае II: «ваш Царь» (Б.И. Колоницкий «Евреи и антисемитизм в делах по оскорблению Членов Российского Императорского Дома (1914-1916 гг.)» // «Мiровой кризис 1914-1920 годов и судьба восточноевропейского еврейства». М. 2005. С. 91). (Ср. с современным: «эта страна».) Фельдшерица Соня Гельфтаг называла Государя «кровопийцей» (Там же. С. 88). «Он мог бы пасти свиней», - говорил о Царе 78-летний Ш. Каган из Могилевской губернии.
И такие чувства евреи испытывали не только к данному конкретному Императору. В своем дневнике, относящемся к февралю 1892 г., советник министра иностранных дел граф В.Н. Ламздорф писал, например, о полученной Государем Александром III «ужасной карикатуре, присланной Его Величеству по почте в сопровождении письма, содержащего угрозы смерти, подписанного скрывшимся в Америке солдатом, судя по имени - евреем» (В.Н. Ламздорф «Дневник 1891-1892». Минск. 2003. С. 306). Особо ненавистным для еврейства было то, что Русский Царь был Православным.
Даже и крестившиеся талмудисты далеко не всегда исцелялись от вековой ненависти. «Если бы мы, евреи, - разглагольствовала о Государе одна крещеная еврейка, да к тому же еще и вдова погибшего еврея-солдата из Витебской губернии, - не дали Ему денег, нечем было бы кормить вас, нищих» (Б.И. Колоницкий «Евреи и антисемитизм в делах по оскорблению Членов Российского Императорского Дома (1914-1916 гг.)» С. 87). Другая православная еврейка, жена русского костромского крестьянина заявляла: «…Царь - дурак, […] Его Мать и Жена …[площадная брань]; уже лучше бы германец нас завоевал, народу лучше было бы, чем с таким Царем» (Там же. С. 90). Не правда ли весьма знакомые мотивы?..
Военные-евреи в городской синагоге Вены. 1915 г.
Нынешние отечественные исследователи, пусть и ярко выраженного филосемитского толка, не могут всё же не признавать совершенно очевидного факта: «Вряд ли можно сомневаться, что среди еврейского населения, особенно в приграничных районах, были агенты противника, так же как в том, что значительная часть евреев не испытывала патриотических чувств к своему неласковому отечеству» (О.В. Будницкий «Российские евреи между красными и белыми (1917-1920)». М. 2005. С. 292). Однако о том, какими именно были эти чувства, подобные исследователи благоразумно помалкивают.
Подлинное, а не мнимое (рассчитанное на доверчивых дурачков) отношение евреев к войне отражено в дневниковых записях известного террориста и сиониста П. Рутенберга, находившегося в то время во Франции: (8.8.1914): «Если бы не нужно было присягать Царю, то я бы ушел добровольцем в Русскую армию…»; (12.8.1914): «Добровольно или принудительно евреи будут проливать кровь за Россию, Германию, за утонченную французскую культуру, за других… За великое наследие древних римлян, давших мiру легенду [sic!] о рождении Христа, о Его распятии. Жестокую легенду, создавшую христианскую культуру, насквозь пропитанную еврейскими страданиями и кровью, на них построенной…» (В. Хазан «Пинхас Рутенберг. От террориста к сионисту». Т. 1. Иерусалим-М. 2008. С. 297-298). Как говорится, что у еврея в Бердичеве в уме, то у него же во французской Ривьере на языке.
Заграница, действительно, развязывала им языки. Согласно донесению и.д. русского военного агента в Дании полковника С.Н. Потоцкого от 8 декабря 1915 г. генерал-квартирмейстеру Генерального Штаба, «евреи […] открыто заявляют о том, что не желают победы России…» (М.К. Лемке «250 дней в Царской Ставке. 1914-1915». С. 409).
Евреи Германской и Австро-венгерской армий отмечают Хануку. 1916 г.
В России же они изо всех сил пускали пыль в глаза. «Теперь не время для внутренних пререканий, - писали в еврейских газетах, - теперь не время думать о нанесенных и наносимых нам обидах…» Кантор с хором одесской синагоги, спев «Боже, Царя храни!» и «Славься!» возглавили многолюдную манифестацию. По такому же сценарию происходили события и в столице. Толпа евреев с портретами Императора и Русскими флагами шла по улицам Петрограда. Шедший во главе колонны синагогальный хор пел Русский народный гимн и молитвы за Царя. Умилилось даже правое «Новое время»: «Такие минуты не забываются…» (Ф. Кандель «Книга времен и событий. История российских евреев». Т. 2. Ч. 3. М. 2002. С. 810).
Однако война предстояла долгая и утаиваемые настроения нет-нет да и прорывались в бытовых разговорах, некоторые из которых были зафиксированы в официальных полицейских документах (Б.И. Колоницкий «Евреи и антисемитизм в делах по оскорблению Членов Российского Императорского Дома (1914-1916 гг.)» С. 87-88, 90-92).
Коммерческий агент Г. Гольдман: «Не удастся России победить врага, т.к. на Россию наступают с двух сторон, с одной Австрия, с другой - немцы, а наш Царь уже усрался».
Фельдшерица С. Гельфтаг: «России всё равно не удастся победить Германию, т.к. Германский Император Вильгельм - человек большого ума, а наш Император Николай - недалекий».
Мещанин Подольской губернии Ш. Рабинович: «Дал бы бог, чтобы немецкий Царь забрал бы нашего Государя, чтобы Он не лез до него».
Хлеботорговец А. Левин из Саратова: «Вильгельм очень умный, а наш Царь дурак».
Шахтер З. Гемельфарб: «Молодец, германец, забрал половину России и еще, даст бог, заберет».
Мещанин из Бессарабской губернии Л. Барак: «Может быть, даст бог, мы будем жить в Австрии; там лучше могут делать порядок, а наш Русский Царь дурак…»
Жена часового мастера З. Бучацкая: «В газетах пишут ложь; Вашему Царю нечем стрелять; Он всё пропил и Россию продал, а Государыня ваша…»
Плотник И. Гробштейн: «Если бы евреи знали раньше, что будет война с немцами, то они все уехали бы за границу».
Изредка выходило наружу и наиболее сокровенное. «Дураки солдаты, - еще в декабре 1914 г. (!) говорила могилевская мещанка Л. Рубинчик, - убили бы германские своего Царя, а русские - своего Царя, и тогда жили бы мирно».
Евреи-офицеры Австро-венгерской армии, принимающие участие в пасхальном «седере» в семье единоплеменников в русском Царстве Польском.
Однако, кроме слов, были еще и вполне конкретные дела. 8 мая 1915 г. генерал Н.Н. Янушкевич обращал внимание министра внутренних дел Н.А. Маклакова на то, что «в Действующей армии приобрели широкое распространение некоторые газеты, издаваемые на еврейские деньги с крайне вредным для наших войск направлением» (С. Гольдин «Русское командование и евреи во время первой мiровой войны: причины формирования негативного стереотипа». С. 32).
Интересно, что ученые еврейского происхождения, в культурном и бытовом отношении, казалось бы, давно эмансипировавшиеся, и до сих пор пытаются вывести из-под обстрела «своих» на той уже далекой первой мiровой. Доктор исторических наук из Петербурга Б.И. Колоницкий в одной из своих работ приводит пример оскорбления Его Величества (почитавшееся в то время государственным преступлением) купеческим сынком Л.С. Штейнером. Этот коммерсант накинулся в Сумском уезде с револьвером на крестьянок, заподозренных им в самовольной порубке леса. Одна из селянок крикнула в ответ на угрозы: «Стрелять можно лишь на войне, где наши мужья защищают Царя и Отечество». Это еще больше взбесило Штайнера, который буквально завопил: «Мать твою… вместе с Царем и Отечеством». И вот как комментирует эту мерзость научный сотрудник С.-Петербургского Института истории РАН: «Возможно, крестьяне специально спровоцировали своего оппонента на оскорбление Императора. Такой прием часто использовался в русской деревне» (Б.И. Колоницкий «Евреи и антисемитизм в делах по оскорблению Членов Российского Императорского Дома (1914-1916 гг.)» С. 98).
(Предполагаю, что некоторые мои соотечественники могут даже позавидовать такой племенной солидарности, но в этом чувстве - напомню - нет места не только профессиональной порядочности ученого, но, прежде всего, отсутствует самое главное - Истина Христова. Дочь Григория Ефимовича Матрена, вспоминая уроки отца, говорила: «Я люблю людей правдивых, это для меня главное. Правда - солнце яркое» («Дорогой наш Отец». С. 40).
Встреча Рош а-Шана солдатами Кайзера во дворце Бодуэна в Брюсселе. 1917 г.
И все же в работе Б.И. Колоницкого присутствуют небезынтересные выводы, характеризующие еврейский менталитет и отчасти его собственную методику: «Известно множество случаев, когда русские крестьяне доносили на крестьян […] Мы знаем и случаи, когда поляки доносили на поляков, казахи - на казахов, инородцы - на русских. […] …И евреи обвиняли христиан в оскорблении Императора. Но почти неизвестны случаи, когда евреи доносили бы на евреев. […] Отличной была и реакция на предъявление обвинений. Русские крестьяне весьма часто ссылались на то, что в момент оскорбления они были пьяны. […] Обвиняемые же евреи практически всегда отрицали свою вину. Можно с уверенностью предположить, что не всегда это соответствовало истине» (Б.И. Колоницкий «Евреи и антисемитизм в делах по оскорблению Членов Российского Императорского Дома (1914-1916 гг.)» С. 96).
Скрываясь за дымовой завесой всегдашнего недовольства (для внешних), в действительности еврейство было удовлетворено своим положением. «…Победа немцев евреям невыгодна, - откровенничал главный московский раввин Яков Мазе со своим соплеменником, протопресвитером Русской Армии и Флота Георгием Шавельским, - ибо при владычестве немцев, более чем русские, ловких в торговле, евреям труднее было бы жить, чем при владычестве русских» (Протопресвитер Георгий Шавельский «Воспоминания последнего протопресвитера Русской Армии и Флота». Т. 1. С. 273). Сказанное вполне подтверждало мысль В.В. Розанова: «Еврей страшен только там, где другой слаб, и вся их мiровая роль вращается в круге “чужой слабости” и за черту этого круга перескочить не может» (В.В. Розанов В.В. «Сахарна». М. 1998. С. 265).
Продолжение следует.