«Не в силе Бог, а в Правде»
«…Когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного.
Для великого - нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик. […]
И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Граф Л.Н. ТОЛСТОЙ «Война и Мир».
«Власть имеет свойство развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда дурные люди, даже если они используют только свое влияние, а не власть; и уж тем более, если учесть, что причастность к власти обычно или даже всегда развращает. Поэтому нет горшей ереси, чем утверждение, будто высокое положение освящает тех, кто его занимает».
Лорд АКТОН, историк и политик.
Из письма от 3 апреля 1887 г.
«Огромное тело, теневидное, почти неразличимое между стеблей, завершалось ликом, изрытым всеми скорбями, терзающими абсолютных монархов, - жестокостью, раскаянием, старением, гордыней, себялюбием, одиночеством и мыслями, непосильными для рассудка отдельной личности.
Господин Ща висел или парил перед ними, углы его обширной иронической пасти были навек оттянуты вниз, как бы от некой печали […] Он был безпощаден, лишен иллюзий, наделен логическим складом ума, - хищный, свирепый, безжалостный, - но глаза его, огромные, переливчатые, как драгоценные камни, казались глазами раненого оленя - большие, испуганные, нежные и полные скорби. Он не шелохнулся, но окинул их горестным взглядом. […]
- На свете нет ничего, - сказал монарх, - за вычетом силы, коей ты притворно взыскуешь: силы перемалывать и силы переваривать, силы искать и силы отыскивать, силы ждать и силы предъявлять права, все это сила и все - безпощадность, и зарождаются они в тебе, немного ниже затылка. […]
Любовь - всего лишь обман, навязанный нам силами эволюции. Наслаждение - приманка, подброшенная ими же. Существует лишь сила. Сила принадлежит индивидуальному разуму, но силы разума недостаточно. В конце концов, все решает телесная мощь и Один Только Сильный Прав».
Теренс Хэнбери УАЙТ «Меч в камне» (1938).