ВОИТЕЛЬНИЦА (4 глава)

Aug 29, 2014 10:03



Зимой в деревне. Этот рисунок Виктория дарила друзьям в своем интернет-журнале на Рождество.

«…Для меня бытие Бога является неопровержимым фактом»

Без Бога не до порога.

Гораздо важнее, чем политические взгляды, нам было бы раскрыть духовный мiр Виктории Ванюшкиной.
К сожалению, единства в этом вопросе у пишущих о ней пока что нет и вряд ли возникнет в ближайшее время (если когда-либо будет вообще).
«В религиозном отношении, - утверждает газета “Завтра”, - Ванюшкина была ориентирована на язычество. Но и здесь это был действительно философский выбор, а не субтильный набор лозунгов, зачастую исключительно антихристианского толка».
С тем, что у Виктории не было никаких «антихристианских лозунгов», мы согласимся, а вот с языческой ориентацией - нет.
Никак не может убедить нас в этом и статья в интернет-энциклопедии «Традиция»: «Придерживалась языческого мiровоззрения». В качестве «доказательства» приводятся две ссылки на записи самой Виктории. Первая «Глядя в окно» (6.9.2008): «А с кем вы больше всего любите говорить из, скажем так, природных стихий? У меня на первом месте - огонь, потом - небо, на третьем - деревья».
Не менее смехотворен (в смысле доказательности языческой ориентации Виктории) и другой факт: «Встречалась с Доброславом».
«Волхв» Доброслав (А.А. Добровольский, 1938-19.5.2013) - идеолог славянского неоязычества, с начала 1990-х обитавший в деревне Висенёво Шабалинского района Кировской области. Виктория Ванюшкина действительно встречалась с ним.



С «волхвом» Доброславом.

Вскоре после известия о кончине Доброслава она отозвалась двумя постами.
(31.5.2013): «Ой, мы с ним были знакомы ещё с каких-то незапамятных времён. Ещё с Москвы, до его отъезда в деревню. А в Весёнево бывала нечасто, но раза три-четыре - точно. Я ж там рядышком в Красной Поляне у друзей часто гостила. Один раз, очень снежной зимой даже на санях с лошадкой ездили. Машины не проходили». (1.6.2013): «Идеи у него были очень своеобразные, с доброй половиной их я не соглашалась. Но чувство взаимной симпатии было сильнее, поэтому мы даже не спорили».
Поразительно, но именно на эти записи ссылаются в статье в «Традиции» в качестве «доказательства» принадлежности к язычеству Виктории!
Столь же нелепо говорить применительно к ее кончине и о «Вальхалле». Достаточно вспомнить ее отношение к «оккультному фашизму», о чем мы еще поговорим. «Насчет ариософов и прочих “радетелей”, - делилась она своими взглядами в интервью, - ничего не знаю и знать не хочу. Я крайне скептически отношусь к подобного рода литературе». Само за себя говорит и название одной из ее статей «Об эзотериках, оккультистах и прочей дряни…» В этом вопросе (как и во многих других) ориентиром для нее был Ю. Эвола. В 2008 г. В. Ванюшкина перевела большую часть его книги «Лицо и личина современного спиритуализма» (1932), разоблачающую спиритизм, теософию, антропософию, психоанализ (фрейдизм) и сатанизм. Перевод, к сожалению, до сих пор не напечатан, но существует в электронном виде.
На кончину Виктории православное сообщество никак не откликнулось.
Вот, пожалуй, единственное, причем наиболее положительное, носящее на себе, однако, печать неприятия и непонимания одновременно: «…Ещё одна попытка бунта року и князю мiра сего закончилась поражением... Вика не дошла в своих поисках до святоотеческого наследия о Человеке... […] Уходят от нас искренние бунтари... это горько, скоро эта “порода” людей исчезнет вовсе. […] Очень и очень жаль...»
А вот более личностный, но также носящий печать некоторого отчуждения, отзыв.
Иеромонах Никон (Белавенец): «25 ноября случайно узнал от Андрея Смирнова, что накануне в Боткинской больнице скончалась моя добрая знакомая Вика Ванюшкина. Светлая память! Утром 27 ноября там же прошла церемония прощания. Встретил много старых друзей. И хотя взгляды Вики было трудно назвать православными, слово у гроба попросили сказать именно меня... Говорил, с трудом сдерживая слезы».
Итак, православные патриоты, в основном, проигнорировали уход Виктории, хотя очень многие лично знали ее когда-то, а ее переводы оказали влияние на их мiровоззрение.
Однако не будем кивать в одну сторону, та и другая «достойны» друг друга. Мастера кладки великой китайской стены есть и тут и там. Причем линия разлома проходит даже не по конфессиональному признаку. Православные тузят друг друга строго в зависимости от юрисдикционной принадлежности, и не только…
Желающим поближе познакомиться, как это иногда бывает (причем в самой мягкой форме) рекомендую познакомиться с письмами, которыми обменялся автор этих строк с главным редактором альманаха «Волшебная Гора» Артуром Медведевым. Они опубликованы в сборнике «Ждать умейте!» (М. 2011), под весьма актуальным и до сей поры заголовком «Время диалога еще не пришло»:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/10684.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/10969.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/11141.html
Акт ухода В. Ванюшкиной наглядно продемонстрировал атомизированность Русской патриотики, неприязнь друг к другу, нетерпимость. А дом, разделившийся сам в себе, как известно, не устоит: хоть Евангелие почитайте, хоть вспомните притчу о прутиках. Кому что любо.
«Христианство Виктория воспринимала как путь к Богу, просто ей лично не близкий», - утверждается в одном из некрологов (Завтра. 2013. 5 декабря).
По свидетельству автора другой статьи in memoriam, жилище В. Ванюшкиной несколько раз было «местом совершения катакомбного Богослужения», однако сама хозяйка от участия в нем, судя по всему, уклонилась, сказав, что «с Богом она “разберется сама” (се - ее подлинные слова). Без “посредников”» (Европеецъ. 2014. № 1 (14). С. 65).
Но всё это говорят люди другие. А что же она сама?
Сохранились и ее собственные высказывания на эту тему.
«…Я не исповедую какой-либо конкретной конфессии, - сказала она в интервью, - но для меня бытие Бога является неопровержимым фактом. Пусть это прозвучит чересчур нахально, но я не просто в это верю - я это знаю. Грубо говоря, могу сказать так: для меня Бог суть то, благодаря чему всё что есть, вообще есть, а не то, что определяет каково есть то, что есть».
(26.1.2005): «…Только творческий человек может осознать Божественное присутствие. А именно отсюда следует всё остальное... Говоря творческий человек, я имею в виду не пресловутую интеллигенцию. Творческим даром может обладать и сапожник, и булочник, если он занимается своим делом по призванию».
(17.6.2010): «Надо сказать, что я человек глубоко религиозный (религиозный в прямом смысле этого слова - как известно, ведущего своё происхождение от слова “связь”). Но именно в силу глубины моих религиозных воззрений никакие шуточки, подколки и прочее на эту тему меня совершенно не задевают. Соответственно, в мiрской истории интерес для меня представляют только те события, которые связаны с мiром Горним. Остальное - разминка для ума, чтобы уж совсем не утратить навыков общения с себе подобными. Но отсюда проистекают и определённые сложности в поддержании чисто светского разговора».
Однако Виктория всё же тяготела к Православию. В связи с обсуждением вышедшего на экраны фильма Лунгина «Остров» она обмолвилась: «…Если даже брать с православной точки зрения (каковая мне всё ж не чужда)…» Да это и понятно: что бы там ни было, а была она человеком русским…
Что же касается ее «внеконфессиональности», то, не разделяя этих взглядов и не оправдывая, рука всё же не поднимается их осудить.
Ведь кто знает, что случилось бы с нами, не встреть мы на своем пути когда-то наших протоиереев, наших мудрых старцев. Вика не встретила. Это не ее вина, а наша общая беда.
От многих сегодняшних батюшек - хотя я и знаю теперь, что это неправильно и себе во вред, но всё равно скажу правду: приди в храм сегодня, я, наверное, бежал бы от многих из них без оглядки. Не могут не отвращать их гешефты, их иномарки, их дорогие часы и квартиры (ИХ - пастырей, а не бизнесменов, чиновников, министров, писателей, актеров). Меня не может не тошнить и от их защитников в этом (именно в этом!) - и штатных (на жаловании) и «по зову сердца» - с разных «линий» и ЖЖ. И таков, смею вас уверить, на это массовый взгляд народа. Да он и не может быть иным.
Но, возвращаясь к Виктории, вот совершенно неоспоримый факт: лучше нее никто (ни православные, ни патриоты, ни лица духовные, ни монархисты) не написал о проблемах современного монархизма в России, об идее Царства, о сущности подвига Царя-Мученика. (Далее мы опубликуем этот ее текст.) И ведь дано это было ей Свыше.

Продолжение следует.

Артур Медведев, julius evola, Виктория Ванюшкина

Previous post Next post
Up