Джон Даймок Скейл.
Майор Джон Скейл
Еще одним деятельным участником убийства Г.Е. Распутина являлся майор Джон Даймок Скейл (27.12.1882-22.4.1949) - получивший образование в военной академии в Сандхёрсте. Служивший с 1903 г. в 87-м Пенджабском полку в Индии, в 1912 г. он был командирован в Россию, где уже на следующий год приобрел квалификацию русского переводчика I-го класса.
В 1916 г. капитана Скейла направили во Францию, из которой, после присвоения ему звания майора, его отозвали, поручив сопровождать в Англию русскую думскую делегацию, которую возглавлял А.Д. Протопопов. В Лондоне состоялась встреча майора с Мэнсфилдом Каммингом, завершившаяся зачислением его в британскую разведмиссию в Петрограде. Всё дело было тут опять-таки не только в знании русского языка и опыте разведывательной деятельности.
Дело в том, что майор Скейл еще с индийских времен хорошо знал К.Д. Набокова (1872-1927), в 1912-1915 гг. генерального консула России в Калькутте, в 1916 г. назначенного советником посольства в Великобритании. Константин Дмитриевич, также как и его брат Владимiр, лидер думских кадетов, был англоманом и членом масонской ложи. Именно К.Д. Набоков подробно информировал Скейла о Г.Е. Распутине. (Странные истории о причастности своего семейства к убийству Г.Е. Распутина приводил в своих мемуарах и композитор Николай Дмитриевич Набоков (1903-1978), племянник дипломата.)
Что же, однако, кроме светского общения, связывало британского офицера и русского дипломата? Племянник последнего известный писатель В.Д. Набоков в «Других берегах» так характеризовал своего дядю: «к женщинам равнодушный», «с тревожными глазами». Лондонская его квартира была увешана фотографиями «каких-то молодых английских офицеров». И вот вопрос: не висел ли там на стене и снимок Скейла?
Константин Дмитриевич Набоков.
Майор Скейл прибыл в Петроград 31 августа 1916 г. Поселился в облюбованной до него его соотечественниками и коллегами гостинице «Астория». Знакомый ему с 1913 г. Стивен Элли свел его с князем Ф.Ф. Юсуповым. Сохранившийся дневник Уильяма Комптона, шофера Освальда Райнера и Джона Скейла, зафиксировал многочисленные посещения этими офицерами Юсуповского дворца в октябре-ноябре 1916 г. В декабре эти поездки внезапно оборвались, что также свидетельствовало о предпринимаемых сообщниками предосторожностях.
Служебные документы Скейла.
Согласно воспоминаниям дочери разведчика, ее отец активно участвовал в подготовке убийства Г.Е. Распутина, однако сам во дворце на Мойке в ту ночь не присутствовал. Это действительно так: 11 ноября Скейл был командирован на Румынский фронт помочь агентам британской секретной службе взорвать румынские нефтяные скважины и уничтожить урожай кукурузы накануне вторжения туда германской армии.