А.И. Солженицын работает в библиотеке Стэнфордского университета. 1976 г.
ГОД СОЛЖЕНИЦЫНА
БЛЕСК И НИЩЕТА ПОЛИТИЧЕСКОГО ШУЛЕРА
«Я вижу, что у вас ничего не сделано для создания предохранительных систем против лжи и клеветы, а без этого мораль общества неуклонно будет падать, создавая почву для узурпации власти, тирании или фанатического и маниакального “руководства”».
Иван ЕФРЕМОВ.
«…У нас специально, настойчиво уничтожалась связь времён, используя шекспировское выражение, уничтожалась память о том, как это было, и поэтому для восстановления нашего самосознания, пожалуй, важнее всего - восстановить память об истинных событиях. И только через это мы можем выковать своё самосознание. […]
…Вся мiровая литература учит нас, что борьба за власть искажает человеческий характер и вносит в него некоторые специфические черты. […]
Вначале они [революционеры] меняли как будто для того, чтобы, ну, как революционерам, было легче уходить от слежки. Чтобы в переписке их истинные имена не упоминались. Но вот что характерно: они прошли через революцию, пришли к власти, и они все сохранили свои псевдонимы. […] Но людям, которые вздумали переворачивать полмiра, или весь мiр, нечестно прятаться за псевдонимами. Они должны открыто себя называть и открыто идти. Вот эта инерция задержки псевдонима выражает желание избежать доли ответственности.[…]
Обложка первого издания «Ленина в Цюрихе» А.И. Солженицына (Paris. YMCA-PRESS. 1975).
…Думаю, что есть заглатывающая инерция в том, чтобы применять жестокость и насилие. И даже если вначале кто-либо имел идеальные цели на более позднее время, то действительно в этой заглатывающей инерции он не может выскочить из неё. И, собственно говоря, “Архипелаг ГУЛаг” в первой части отвечает на этот вопрос: что же сделал Ленин, придя к власти. Да, когда все силы интеллекта и ума употреблены на захват власти, не остаётся сердечных сил подумать об обещанном рае. […]
В то время, в этот период, когда Ленина я описываю в Цюрихе, он действительно был ещё никем. Исторические события легко могли пойти так, что он никем бы и не стал. Он за два месяца до нашей русской революции считал дело его жизни проигранным и собирался уезжать кончать жизнь в Америке. Однако и тогда уже он действительно имел сильное личное влияние на малый кружок людей.
Когда же оно перешло в высокие сферы действий и распространилось на миллионы, то здесь влияло не его личное обаяние, поскольку не было такого контакта - ни телевидения, ни радио, - здесь действовала сила его упрощённых лозунгов, лозунги были так заманчивы, что они, обманув массы, повели их по ложному пути. Обещано было всё, а потом всё это не дано или отобрано.
Вкладыш в первое издание книги А.И. Солженицына.
Все основные лозунги Ленина не были выполнены совсем, ну, скажем, “рабочий контроль над производством”, либо ложно выполнены на несколько лет, например, “земля крестьянам”, - уже в 1922 году, собственно, землю отобрали у крестьян, переписали государству.
Успех был в том, что он обещал в разгаре войны (но мы забегаем вперёд по отношению к сюжету этой книги), успех был в том, что он обещал, например, в разгаре войны немедленный конец войны, и никто не будет воевать. Это дало ему миллионы сторонников среди солдат. А уже через год советская власть ввела обязательную военную службу, и этих самых солдат принудительно взяли на трехлетнюю войну, а кто не шёл - расстреливали, как не было в царской России, - в царской России за дезертирство был тюремный срок. А при Ленине за дезертирство был немедленный и даже массовый расстрел.
Так по всем главным вопросам - войны и мира, земли, фабрик и заводов, демократического якобы управления, - по всем этим вопросам были выдвинуты обманные лозунги, которые все были нарушены в первые годы при Ленине, я подчёркиваю - при Ленине, а не при Сталине».
Александр Солженицын. Телеинтервью компании Би-Би-Си в связи с выходом книги «Ленин в Цюрихе». Лондон. 25 февраля 1976 г.