МУЧЕНИКИ АЛАПАЕВСКИЕ (3)

Sep 13, 2018 09:11



Алапаевские мученики. Фрагмент иконы Зарубежной Церкви «Собор Святых Новомучеников Российских, от безбожников избиенных». 1981 г.

УБИТЫ И... ЗАБЫТЫ

Алапаевские мученики
Память 5/18 июля

Под Алапаевскими мучениками имеют в виду:
Великого Князя Сергия Михайловича (25.9.1869 - 18.7.1918) - внука Императора Николая I, пятого сына Великого Князя Михаила Николаевича. Генерал-адъютанта, генерала от артиллерии по Гвардейскому корпусу; инспектора (1904), а позже (1905) генерал-инспектора артиллерии. В годы Великой войны - полевого генерал-инспектора артиллерии при Верховном Главнокомандующем.




Сестру Царицы-Мученицы Великую Княгиню Елизавету Феодоровну (20.10.1864 - 18.7.1918), настоятельницу основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители, в тайном постриге схимонахиню Алексию.



Снимок из парижского архива князя Ф.Ф. Юсупова. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва).

Князя Императорской Крови Иоанна Константиновича (23.6.1886 - 18.7.1918) - сына Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютанта (1908), штабс-ротмистра Лейб-Гвардии Конного Его Величества полка, женатого (1911) на дочери короля Сербского принцессе Елене Петровне, в 1917 г. посвященного в иподиакона.




Князя Императорской Крови Константина Константиновича (20.12.1890 - 18.7.1918) - сына Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютанта, штабс-капитана Лейб-Гвардии Измайловского полка, спасшего во время Великой войны полковое знамя, награжденного за это орденом Св. Георгия IV степени.




Князя Императорской Крови Игоря Константиновича (29.5.1894 - 18.7.1918) - сына Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютанта (1915), штабс-ротмистра Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка.




Князя Владимiра Павловича Палея (28.12.1896 - 18.7.1918) - сына Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с О.В. Пистолькорс, урожденной Карнович; графа Гогенфельзен (1904), князя (1915); поручика Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка; поэта.




Крестовую сестру Марфо-Мариинской обители (1910) инокиню Варвару (Варвару Алексеевну Яковлеву, ок. 1850 - 18.7.1918) -дочь фрейлины Императрицы Марии Феодоровны, супругу Д.В. Яковлева, происходившего из семьи близкой Императорскому Двору; келейницу Великой Княгини Елизаветы Феодоровны.




Феодора Михайловича Ремеза (1878 - 5/18.7.1918) - управляющего Двором Великого Князя Сергея Михайловича, добровольно последовавшего за ним в ссылку.
Русская Православная Церковь Заграницей прославила (1981) в лике святых всех, кроме Ф.М. Ремеза, а Московский Патриархат (1992) - лишь Великую Княгиню Елизавету Феодоровну и инокиню Варвару.

Все эти члены Императорского Дома так или иначе участвовали в составлении и подписании накануне февральского переворота 1917 г. ультиматума, адресованного Государю:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/50868.html
И Великий Князь Сергей Михайлович:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/54326.html
И Великая Княгиня Елизавета Феодоровна:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/56129.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/56328.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/56649.html
И Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи вместе со своей матерью Великой Княгиней Елизаветой Маврикиевной:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/52892.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/53013.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/53592.html
И сын убитого большевиками в Петропавловской крепости Великого Князя Павла Александровича - князь Владимiр Павлович Палей вместе со своей матерью:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/58253.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/57768.html

Арест и заключение

В самом начале апреля 1918 г. из Петрограда в Вятку с правом свободного проживания были высланы Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, а также князь Владимiр Павлович Палей.




В городе они поселились в доме купчихи Савинцевой, находившемся на Николаевской улице, получившей свое название в 1895 г. в честь Императора Николая II.




21 сентября 1918 г. большевики переименовали Николаевскую в улицу Ленина. Это ритуальное переименование (примеры которых мы увидим и далее) осталось в силе и до сей поры. И потому, когда 1 марта 2014 г. на уцелевшем доме, в котором ныне размещается вечерняя школа № 7, была открыта памятная доска, она соседствовала с другой табличкой: «улица Ленина, 105». Впрочем, и сам город до сих пор носит имя большевика Кирова, а большинство его жителей не поддержало мнение губернатора (Н.Ю. Белых) о возвращении городу его настоящего имени, высказав сомнение в целесообразности этого шага. Также как москвичи не поддержали призыв переименовать станцию метро «Войковская», до сих пор увековечивающую одного из цареубийц.




На службы в Вятке Августейшие ссыльные ходили в собор Святого благоверного Великого Князя Александра Невского. Здесь Князь Иоанн Константинович, приняв ранее посвящение в иподиакона, участвовал в богослужениях.




Меньше чем через месяц пребывания в Вятке узников переселили в Екатеринбург и поместили в гостиницу. Известно, например, что Пасхальную заутреню (22.4/5.5.1918) князь В.П. Палей (по его собственным словам в письме) отстоял в Екатерининском соборе, хотя екатеринбургские газеты о его прибытии сообщили лишь 4/17 мая.



Екатерининский собор в Екатеринбурге.

Те же газеты дали информацию о прибытии Великого Князя Сергея Михайловича и Князей Константиновичей 26 апреля/9 мая.
Первый вместе с управляющим его делами Ф.С. Ремезом поселился в квартире бывшего управляющего Верхне-Камским банком В.П. Аничкова - на втором этаже кирпичного казенного особняка с башенками на улице Фетисовской, 15.
Улица эта также не избежала ритуального переименования, превратившись в 1919 г. в улицу 9 Января. В 2008-м она получила имя Бориса Ельцина. Впрочем, к тому времени самого дома уже не было: его снесли в середине 1980-х.
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/261797.html




Остальные Члены Императорского Дома жили напротив, в номерах Атаманова.
В конце позапрошлого века екатеринбургский купец Владимiр Яковлевич Атаманов приобрел на углу Главного проспекта и Успенской улицы земельный участок, на котором в 1893 г. построил трехэтажный кирпичный доходный дом, в котором впоследствии разместились гостиница, одно время называвшаяся «Эльдорадо», книжный магазин «Польза» и магазин готового платья «Парижский шик». Здесь и поселили часть Алапаевских мучеников.



Атамановские номера располагались в кирпичном трехэтажном здании слева.

В 1919 г. Главный проспект был переименован в улицу Ленина, а Успенской улице присвоили имя Леонида Исааковича Вайнера, секретаря Уральского обкома партии, погибшего в 1918 г.
Параллельно улице Ленина идет улица Антона Валека (одного из участников цареубийства, расстрелянного по приговору военно-полевого суда в 1919 г.). Поблизости - улицы Володарского, Урицкого, Шейнкмана. Рядом улица Февральской Революции, Октябрьская площадь. Весь этот рассадник красной заразы существует до сей поры; в нем местные жители чувствуют себя, как видно, уютно.



Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) открывает памятную доску на стене бывших Атамановских номеров в честь пребывания там Алапаевских мучеников, установленную прямо под табличкой «Проспект Ленина, 19». 13 июля 2009 г.
http://fund-memory-romanov.me-ga.ru/page/velikaya-knyaginya-elizaveta-feodorovna

Примечательна судьба самих Атамановских номеров. С 1920-х годов в нем размещалось местное ОГПУ. Лишь несколько лет назад его покинуло Управление ФСБ по Свердловской [sic!] области.



Доходный дом купца В.Я. Атаманова на углу Главного проспекта и Успенской улицы (проспекта Ленина, 19 и улицы Вайнера, 6) является ныне объектом культурного наследия регионального значения.

В двух шагах в 1932 г. вырос жилой комплекс «Дом чекиста», построенный раскулаченными кубанскими казаками под руководством стройотряда ГПУ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Второй_Дом_Советов_(Екатеринбург)
Параллельно в городе в 1929-1932 гг. возводился т.н. «Городок чекистов» - комплекс зданий из 14 административных и жилых корпусов в стиле конструктивизма. Строили его по заказу ОГПУ-НКВД те же екатеринодарские и ставропольские «кулаки» (кубанские казаки).
Вход на территорию «Жилкомбината НКВД» (так официально назывался городок) в советское время был возможен только по пропускам, которые предъявляли на постах охраны. По словам современных исследователей, им даже и сегодня «оказались недоступны списки жильцов 20-х - 30-х годов: домовые книги были либо засекречены, либо вовсе уничтожены».
Одним из центральных зданий городка был «Дом культуры имени Ф.Э. Дзержинского», который должен был охватывать почти все сферы жизни чекистов за пределами стен НКВД.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Городок_чекистов



Макет «Городка чекистов».

С января 1937 г. в актовом зале ДК проходили процессы над «врагами народа»,
Ходят легенды о существовавших между зданиями подземных помещениях и ходах, где якобы допрашивали и расстреливали людей.
Если смотреть сверху, пишут краеведы, то корпус, который занимает ныне гостиница «Исеть», вместе с Домом культуры напоминают по форме серп и молот, а «пилообразная конфигурация внешних зданий - образ развевающихся знамен».
Лестница в том же Доме культуры имени Дзержинского, превращенного ныне в Свердловский областной краеведческий музей, закручена, вопреки обыкновению, против часовой стрелки, восходя к перекрытию, представляющему собой не обычную «советскую пятиконечную звезду», как уверяют некоторые, а самый настоящий пентакль.
Такими же символами наполнен Центральный Театр Советской Армии в Москве, представляющий из себя с птичьего полета пятиконечную звезду.
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/66104.html



«Восхождение к пентаграмме».



Возвращаясь в далекий 1918 год, приведем еще одну важную дату, связанную с Алапаевскими мучениками: 24 апреля/7 мая (память преподобной Елисаветы чудотворицы), совпавшее тогда со вторником Светлой седмицы (когда празднуется Иверская икона Божией Матери). В тот день Москве была арестована Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. В сопровождении келейницы Варвары Алексеевны Яковлевой и сестры Екатерины Петровны Янышевой ее отправили поездом в Пермь.



Сестры Марфо-Мариинской обители.

В Перми недолгое время «Августейшая Молитвенница» пребывала с сестрами в Успенском женском монастыре, утешаясь ежедневным монастырским богослужением. Там Великая Княгиня побывала еще перед Великой войной, летом 1914 года.



Успенский женский монастырь в Перми.

Вскоре их переместили в Екатеринбург, где одной из сестер удалось близко подойти к Ипатьевскому дому и через щель в заборе увидеть даже Самого Государя.
Недолгий приют московским изгнанницам предоставил в Екатеринбурге Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь, в котором вплоть до 1916 г. не раз бывал Г.Е. Распутин. Именно из этой обители носили съестное Царственным Мученикам в Ипатьевский дом.
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/108602.html



Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге.

Во вторник Фоминой недели 1/14 мая все находившиеся в Екатеринбурге Члены Царского Дома (кроме Самих Царственных Мучеников) получили предписание переселиться в заштатный город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии.



Расписка Членов Императорского Дома, данное Уральской областной ЧК 19 мая 1918 г., о готовности следовать в Алапаевск.

Алапаевские мученики прибыли в город 7/20 мая, когда Церковь вспоминает явление на небе Креста Господня в Иерусалиме (351 г.).



Алапаевск. Слева Свято-Троицкая церковь.

Их поселили в Напольной школе, при которой имелась часовня. Заключение узников Дома Романовых разделяли управляющий делами Великого Князя Сергея Михайловича Ф.М. Ремез, лакей князя Палея - Ц. Круковский, доктор Великого Князя Сергея Михайловича Гельмерсен и лакей Князя Иоанна Константиновича - Иван Калинин.



Здание Напольной школы. Дореволюционный снимок.
Напольная школа (названа так потому, что находилась на краю поля) была построена в 1915 г. в память 300-летия Дома Романовых. Именно здесь с 7/20 мая по 5/18 июля 1918 г. содержались в заключении Алапаевские мученики.

Первое время режим был более свободным: разрешалось посещение церкви в сопровождении красноармейца.
8/21 июня, по указанию из Екатеринбурга, был введен тюремный режим. Сестра Екатерина Янышева, врач и оба лакея были удалены.

Августейший Священномученик

Отдельно следует сказать о Князе Иоанне Константиновиче.
Характерной его чертой была особая склонность ко всему церковному. В торжествах прославления в юбилейном Романовском году священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца он принял участие вместе с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, с которой его связывала особая духовная дружба.



Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и Князь Иоанн Константинович в крестном ходу по время прославления священномученика Патриарха Ермогена. Москва. 12 мая 1913 г.

11 декабря 1916 г. Князь Иоанн Константинович сопровождал Царицу-Мученицу и Ее Августейших Дочерей во время Их поездки в Новгород. По существу это было последнее паломничество Царственных Мучениц к древним русским святыням накануне февральского клятвопреступного бунта 1917 года.
Вместе с Ними Князь посетил 100-летнюю старицу Марию Михайловну, предсказавшую Августейшим паломницам Их будущий мученический путь (Подробнее об этом см. в нашей публикации в кн.: «Скорбный Ангел». Царица-Мученица Александра Новая в письмах, дневниках и воспоминаниях. Сост. С.В. Фомин. СПб. 2005. С. 425-484).



Блаженная старица Мария Михайловна (ум. 29.1.1917) из Новгородского Десятинного Рождества Богородицы монастыря.

После переворота в первых числах апреля 1918 г. Князь Иоанн Константинович был вместе с братьями выслан из Петрограда в Вятку. Менее чем через месяц их отправили далее в Екатеринбург.
Со времени переезда в Алапаевск, Князь Иоанн Константинович смог утешаться беседами с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной вплоть до их общей кончины.




С современной городской топонимикой вокруг Напольной школы в Алапаевске точно такая история, как и в других местах, связанных с умученными Членами Царствующего Дома.
Здание школы до сих пор (!) стоит на перекрестке улиц Ленина (до 1920 г. Большой Алексеевской) и Перминова (ранее Загородной), названной так в память попавшего в плен к белым и расстрелянного секретаря Алапаевского уисполкома, запечатленного среди других участников убийства Августейших мучеников на известной фотографии из соколовского дела.
После окончательного водворения новая власть решила тотально изменить лицо города, прикрепив его обитателей к преступлению. Площадь у Напольной школы переименовали в площадь Народной Мести. Также в 1919 г. назвали Вознесенскую площадь перед Ипатьевским домом в Екатеринбурге. Но там в 1959 г. ей сменили название на Комсомольскую, а в Алапаевске всё так и осталось…
Кроме того в этом небольшом (около 38 тысяч жителей) городе четыре улицы носят имя убийц Алапаевских мучеников: Ефима Соловьева (б. Западная), Сергея Павлова (б. Набережная), Павла Абрамова (б. Конюшенная), Егора Сычева (б. Первая Рудничная). А еще обычный набор, утверждающий советскую оккупацию русских городов и весей: Володарского, Розы Люксембург, Урицкого, Софьи Перовской, Карла Маркса…
Но, похоже, даже православные этого уже не чувствуют. «Свершилось! - радуются на сайте Императорского Православного Палестинского общества. - В Алапаевске открылся филиал областного краеведческого музея “Напольная школа”».
http://www.ippo.ru/news/article/svershilos-v-alapaevske-otkrylsya-filial-oblastnog-404487




И действительно: администрация, священноначалие, православная общественность, горожане - все, вроде бы, довольны.
А между тем вот адрес, по которому приглашают паломников: «Россия, Свердловская [sic!] область, Алапаевск, улица Ленина [sic!], 77».
Что это, если не поругание и коллективная шизофрения?!



Мемориальная табличка, установленная еще в советское время: «В этом здании с мая 1918 г. красногвардейцы Алапаевска содержали под стражей родственников последнего русского царя, казненных по приговору Уралсовета в июле месяце».

После того, как тело Князя Иоанна Константиновича извлекли из шахты, в кармане его пальто была обнаружена «деревянная икона среднего размера, образ которого стерт, а на обратной стороне надпись: “Сия святая икона освящена”. И: “На молитвенную память отцу Иоанну Кронштадтскому от монаха Парфения. (Афонского Андреевского скита) г. Одесса 14 Июля 1903 г.”» (Расследование цареубийства. Секретные документы. Сост. заслуженные юристы РФ В.И. Прищеп и А.Н. Александров. М. 1993. С. 272).
Сегодня, благодаря обнаруженным новым материалам, можно в полной мере оценить неслучайность этой находки.
Но прежде о фактах уже известных. 6 февраля 1918 г. Великая Княжна Ольга Николаевна сообщала из Тобольска о том, что Князь Иоанн Константинович «сделался иподиаконом, кажется и пойдет дальше. Страшно доволен, но жена его не одобряет».



Сведения, распространяемые небольшевицкой прессой в 1918 г.

А теперь обещанное уникальное свидетельство. Это краткое сообщение, помещенное в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1918, 2/15 марта. № 7-8. С. 329):






«3 марта в Иоанновском монастыре на Карповке, во время архиерейской литургии, состоялось посвящение в диаконы Князя Иоанна Константиновича. В следующее воскресенье состоялось возведение его в сан иерея.
Иоанн Константинович женат на черногорской (в действительности сербской. - С.Ф.) княжне Елене Петровне, с которой разводится, принимает монашество и будет, как ожидают, возведен в сан епископа».




Судя по дате публикации, речь идет о двух воскресеньях: 18 февраля/3 марта и 25 февраля/10 марта 1918 г. Накануне, в субботу 17 февраля/2 марта, перед диаконским рукоположением, был день священномученика Париарха Ермогена, в прославлении которого Князь Иоанн, как мы помним, в 1913 г. принимал участие.
Оба эти дня были также кануном событий, традиционно отмечавшихся Царской Фамилией: 19 февраля вспоминалось восхождение на Престол Императора Александра II (1855) и освобождение Им крестьян (1861), а 26 февраля был днем рождения Императора Александра III (1845).
Тогда-то, во время посвящения на Карповке, он и получил ту икону, врученную когда-то афонским монахом Кроштадтскому Пастырю, и извлеченную в 1918-м из Алапаевской шахты…
Трудно переоценить значение приведенного нами факта о дьяконском посвящении, зафиксированного к тому же в авторитетном документе. Что касается Династии Романовых, то это, пожалуй, единственный случай принятия ее Членом священного сана. (Монашеские постриги здесь, разумеется, не в счет.)
И потому, в случае общецерковного прославления Князя Иоанна, это будет священномученик Царского Рода. Вспомним в связи с этим официальное именование преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. При том, что известно имя, которое она приняла при монашеском постриге - Алексия (Впервые сведения об этом были опубликованы нами в кн.: «Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского Аносина женского монастыря. Сост. С. и Т. Фомины. М. 1997. С. 493. См. также: «Свете тихий». Жизнеописание и труды Епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Сост. С.В. Фомин. Т. 3. М. 2002. С. 14).
Согласно дошедшим до нас сведениям, в Вятке в соборе Святого благоверного Великого Князя Александра Невского отец Иоанн сослужил священникам, пел на клиросе.



Иконостас Александро-Невского собора в Вятке.

В дальнейшем известно о посещении им Екатерининского собора в Екатеринбурге. Ходил он под конвоем красноармейца и в церковь в Алапаевске. Однако служил ли он в этих храмах, неизвестно.

Продолжение следует.

Елена Петровна, Елизавета Феодоровна, Алапаевские Мученики

Previous post Next post
Up