«КРЫМНАШ» И «НЕ НАШ» (2)

Jun 17, 2018 09:07




НАЧАЛО:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/271242.html

«Историю полагается рассказывать, иначе никакой истории не будет; однако более всего меня волнуют истории нерассказанные».
Джон Р.Р. ТОЛКИЕН.

Хроника посещений (начало)

Итак, Чуфут-Кале - место в двух с половиной километрах к востоку от Бахчисарая, известное своим мрачным пещерным городом.
Его название в переводе с крымско-татарского - «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим - «Еврейская скала», а в официальных отчетах русских посольств - просто «Жидовский городок».
Город возник предположительно в V-VI вв. как укрепленное поселение на границе с Византийской Империей. Начиная с XIV в., его стали заселять караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли большую часть горожан.
Именно они управляли функционировавшим здесь в 1358-1551 гг. в районе Средней стены монетным двором, чеканившим серебряные деньги.



Монета хана Менгли из рода Гиреев, чеканенная в Чуфут Кале в конце XV в.

В XVII в. город был местом содержания наиболее важных государственных преступников и знатных пленных.
С 1660 года в течение двадцати лет здесь томился в заключении русский воевода боярин Василий Шереметев, находились в узах князь Андрей Ромодановский, польский гетман Потоцкий и другие.



Чуфут Кале. Поземная пещера. Судилище.

Обстоятельства заключения передает дошедшее до нас письмо Царю Шереметева: «Кандалы на мне больше полпуда; четыре года я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы [...] не бывал я шесть лет, и нужду всякую исполняю в избе, и от духу и от нужды и от тесноты [...] оцинжал, и зубы от цинги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, да и от кандалов обезножел, да и оглодел».



Чуфут Кале. Поземная пещера. Место казни.

За Василия Борисовича Шереметева крымские ханы надеялись получить у Царя Алексея Михайловича Казань и Астрахань. Лишь в 1681 г. хан согласился принять в обмен на воеводу 60 тысяч рублей золотом. Вернувшись на родину, Шереметев прожил едва полгода, скончавшись от полученных в плену болезней.
В качестве темниц использовались пещеры, которыми до сих пор буквально пронизан весь город. Недавно узилище обнаружили археологи. Интересная деталь: местные жители о нем, как оказалось, всегда знали, но признались в этом только тогда, когда ученые наконец-то до него добрались…



Здесь 1660-1681 гг. томился русский воевода боярин Василий Борисович Шереметев.

Большие ворота (Биюк-капу) в Восточной оборонительной стене выходили в Иосафатову долину, получившую название по существующей в Палестине, где, по преданию, должен совершиться последний суд.



Ворота Биюк-капу. Дореволюционная открытка.

На этом самом большом караимском кладбище в мiре сохранилось около семи тысячи надгробий XIV-XX вв., хотя, судя по надписям, среди них есть, по крайней мере, девять захоронения, датируемых 956-1048 годами.



Иосафатова долина. Открытка начала XX в.

Наиболее важными сохранившимися до сих пор постройками в Чуфут-Кале являются две синагоги - именно так он всегда именовались вплоть до начала XX века, когда, по настойчивому желанию караимов, их стали называть кенассами. Так же, как и самих «евреев-караимов», стали именовать просто «караимами».
Большая синагога постройки XVII в. покоится на фундаментах первоначальной постройки, датирующейся XIV столетием. Другую, Малую - возвели лишь в XVIII веке.
Интересную подробность сообщают нам Евгений Арсюхин и Наталья Андрианова - авторы текста, предназначенного для туристов («“Жидовский городок” и первая столица Крымского ханства»): «…Входя во дворик, где стоят обе кенассы, вы попираете ногами мраморную плиту, ослепительно-белую; она - тоже из храма 6 в.», правда храма христианского.
«К числу достопримечательностей этого города, - читаем в одном из дореволюционных изданий, - следует отнести два караимских храма, из которых один построен за 600 лет до наших дней; в преддверии его (азара), также как и внутри, на мраморных плитах высечены имена Коронованных Особ, удостоивших Своим посещением “орлиное гнездо” караимов, начиная с Императрицы Екатерины II. Внутри оба храма представляют собой пространный зал в два света, устланный коврами. С потолка спускаются несколько люстр старинной работы, а алтарь украшен шелком и парчою».



Чуфут-Кале. Большая синагога.

В Большой синагоге хранились древнейшие иудейские свитки и книги.
Недаром живший в Чуфут-Кале в 1660-х гг. караимский учёный и поэт с Волыни Иосиф бен Иешуа ха-Машбир так писал об этом месте: «…Главный среди караимских общин, город великий мудрецами и книжниками, наполненный книгами и совершенными праведниками».
Неудивительно поэтому, что именно здесь около 1731 г. появилась первая в Крымском ханстве типография. Причем печатала она книги на иврите. Последняя вышла в 1805 г., уже после присоединения Крыма к Российской Империи, после чего книгопечатание продолжалось в Евпатории.
С конца XVIII в., когда ограничения на проживание караимов и крымчаков, были отменены, они стали покидать город. В результате духовный центр переместился в Евпаторию.
С середины XIX в. жизнь в Чуфут-Кале замерла. Вскоре, кроме смотрителей, там по существу не осталось жителей. Однако древний город продолжал играть какую-то не до конца понятную весьма важную роль, причем не только для самих караимов.
Именно об этих необычных посещениях мы и попытаемся рассказать, опираясь во многом на фактологию, собранную старшим преподавателем кафедры документоведения и архивоведения Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, кандидатом исторических наук Дмитрием Анатольевичем Прохоровым.
Его работа «К истории визитов Членов Императорской Семьи Романовых в “пещерный город” Чуфут-Кале в XIX - XX вв.» вышла в 2014 г. в одном из научных сборников.
https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-vizitov-chlenov-imperatorskoy-semi-romanovyh-v-peschernyy-gorod-chufut-kale-v-xix-nachale-xx-vv
Ее мы и будем использовать для реконструкции журнала Высочайших посещений этого места, дополняя новыми данными, так, чтобы приблизиться к пониманию того, зачем Они туда ездили.



Чуфут-Кале. Улица мертвого города. Дореволюционная открытка.

Хроника этих приездов была запечатлена на сохранившихся до сих пор в фондах Бахчисарайского историко-культурного заповедника фрагментах двух шлифованных известняковых плит, установленных когда-то, как сообщало приведенное нами ранее дореволюционное издание, на стене в притворе Большой синагоги.
На одной на русском, на другой - на иврите была вырезана золоченная надпись:
«Возрадуется Израиль о Создателе своем и сыны Сиона восторжествуют в честь Великих Царей и Августейших Фамилий удостоивших своим высоким посещением древнее обиталище Караимов. В приезд в Тавриду Её Величества Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II в 1787 году посетил Чуфут-Кале и Римский Император ИОСИФ II. Его Высочество Великий Князь НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ в 1816 году, Его Высочество Великий Князь МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ в 1817 году, Его Величество Государь Император АЛЕКСАНДР Благословенный в 1818 и 1824 году, Его Величество Государь Император НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ и Ея Величество Государыня Императрица АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА, Его [Высочество] Цесаревич-Наследник АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, Ея Высочество Великая Княгиня МАРИЯ НИКОЛАЕВНА и Ея Высочество Великая Княгиня ЕЛЕНА ПАВЛОВНА в 1837 году, Ея Высочество Великая Княгиня ЕЛЕНА ПАВЛОВНА и Ея Высочество Великая Княгиня МАРИЯ МИХАЙЛОВНА в 1841 г., Его Высочество Великий Князь КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в 1845 году».
Судя по тексту, доски были установлены в годы правления Императора Николая I.



Крепость Чуфут-Кале.

До появления статьи Д.А. Прохорова в том, что Императрица Екатерина II посещала Чуфут-Кале никто не сомневался.
В свое известное путешествие в Крым в феврале-июле 1787 г. Государыня отправилась не одна. Под Кременчугом к Ней присоединился Император Священной Римской Империи Иосиф II (1741-1790).
Как и во время первой своей поездки по России в 1780 г., Австрийский Монарх совершал свой вояж инкогнито, под именем графа Фалькенштейна.



Медаль в память приезда в Россию в 1780 г. графа Фалькенштейна. Оригинал был выбит в присутствии Императора Иосифа II при посещении им Санкт-Петербургского монетного двора 1 июля 1790 года.

К вечеру 20 мая 1787 г. Августейшие спутники прибыли в Бахчисарай - бывшую столицу присоединенного в 1783 г. к Российской Империи Крымского ханства.
«Железные ворота» дворца к тому времени уже украшал Двуглавый Орел, занявший место снятого с них полумесяца.
Впоследствии этим Российским гербом увенчали установленную неподалеку т.н. «Екатерининскую милю» - один из знаков, отмечавших путь следования Императрицы по Крыму. На двух ее гранях была помещена надпись на русском и крымско-татарском языках: «Благородной памяти Императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае…»



Бахчисарайский ханский дворец с «Екатерининской милей» (слева от входа). Дореволюционное фото.

Здесь Государыня пробыла вплоть до 10 утра 22 мая, когда Она изволила выехать в Инкерман. Вторично приезжали в Бахчисарай 24 мая, переночевав в котором, оставили его - уж окончательно - на следующий день.
Тщательный анализ Д.А. Прохоровым всех доступных источников (в т.ч. записок статс-секретаря А.В. Храповицкого и дневника французского посла Луи-Филиппа Сегюра) свидетельствует: в Чуфут-Кале Государыня не выезжала, что, однако, противоречит не только общепринятому мнению, но и приводившейся нами надписи на досках, снятых с синагоги.
Точку в этом вопросе могло бы поставить обследование камер-фурьерского журнала, что пока что не сделано.



Столовая Императрицы в Ханском дворце в Бахчисарае.

Зато точно известно то, что в Чуфут-Кале побывал Император Иосиф II. Там он посетил синагогу и дом знатного караима Биньямина (Вениамина) бен Самуил Ага (ум. 1824), бывшего управляющего финансами и заведующего монетным двором последнего Крымского хана Шагин-Гирея, входившего в состав делегации, отряженной в 1795 г. в Петербург для представления интересов караимов.
Визит этот был не случайным. Достаточно вспомнить известный указ Императора о веротерпимости 13 октября 1781 г., в результате которого было закрыто более 100 католических монастырей и упразднено несколько духовных орденов. В то же время иудеи получили различные послабления.



Медаль в память предоставления Указом Императора Иосифа II религиозной свободы евреям и протестантам. 1781 г.

Этим, однако, дело не ограничилось. Вскоре последовал новый акт, разрешавший евреям свободно селиться по всей стране и отменявший запреты для них на некоторые виды деятельности. Одновременно указ был направлен на эмансипацию иудеев, которым предписывалось отказаться от предписанных их религией отличительных признаков во внешнем виде. В своем письме Императору евреи благодарили Монарха за предоставленные милости, однако просили оставить им бороды, что и было разрешено.



Медаль в память Указа о религиозном равенстве иудеев, протестантов и католиков.
На лицевой стороне изображение Императора Иосифа II с надписью на свитке «Tolerantia Imperantis».
На оборотной стороне: католический епископ (в центре), протестантский пастор (слева) и иудейский раввин (справа). У епископа в руках чаша с Причастием; пастор и раввин держат священные книги. Над всеми Имперский Орел. Внизу надпись «Ecce Amici» («Се друзья») и дата: 1782 год.



28 мая 1787 г. Императрица Екатерина II прибыла в Феодосию - конечный пункт Своего большого путешествия. Здесь вместе с Императором Иосифом II они посетили бывший Ханский монетный двор, где в память поездки были изготовлены две золотые медали, которые князь Г.А. Потемкин поднес Государыне и Ее Высокому гостю.



Медаль в память путешествия в Крым «Путь на пользу». 1787 г.

29 мая Августейшие путешественники тронулись в обратный путь.
Не прошло и трех лет, как Император Иосиф II скончался в Вене 20 февраля 1790 г.
Императрица Екатерина Великая пережила его на шесть лет, почив в Санкт-Петербурге 6 ноября 1796 года.
За несколько месяцев до этого в Петербург из Чуфут-Кале отправилась депутация, в состав которой, наряду с уже известным нам знатным караимом Биньямином бен Самуил Агой, отправились гахам Исаак бен Шеломо и Соломон Бабович (отец будущих гахамов Симхи и Бабакая). Добившись аудиенции у Императрицы, они просили признать караимов отдельным от евреев народом и, освободив от установленных для иудеев-талмудистов налогов и других ограничений, уравнять их с основным населением Империи. Такой Указ о предоставлении караимом различного рода льгот действительно был издан Екатериной II 8 июня 1795 года.

Продолжение следует.

Екатерина II, Бумаги из старого сундука, Цареубийство, Царственные Мученики, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up