ТЕРЕНТИЙ ЧЕМАДУРОВ и ПАРФЁН ДОМНИН (4)

Apr 21, 2018 09:11




Вышедшая в 1919 г. в Праге книжка «Poslední chvíle carské rodiny», с которой мы начали наш рассказ в этой серии по́стов, никакого отношения к «Отчёту Парфёна Домнина» не имеет. Этот мифический персонаж там даже не упоминается.
Повествование ведется от имени «komorníka Čemadurova» («дворецкого Чемадурова»). Более того, автор подчеркивает, что произошло убийство всей Царской Семьи, а не одного лишь Государя.
Однако и этот текст содержит немало несуразностей, о чем мы расскажем далее.
А пока опишем состав 48-страничной брошюры.
После обширного (на 8 страниц) введения от издательства, в котором последнее Царствование описывается с либерально-республиканских позиций, следует четырехстраничное «сообщение в соответствии с рассказом дворецкого Чемадурова, записанное капитаном Чехо-Словацкого Легиона Фр. Рихтером».
Начинается оно с упоминания небольшой информации «Казнь Николая Романова» в «Известиях Екатеринбургского областного совета» от 24 июля 1918 г., а также краткого описания обстоятельств участия чешских легионеров в освобождении Екатеринбурга от красных.
Как о главном лице преступления, автор упоминает о «комиссаре чрезвычайки Юровском». Стреляли из револьверов, добивая штыками. Убили всю Царскую Семью.
Тела на автомобиле вывезли в лес, где и сожгли. К вечеру останки («обгорелые кости») разбросали по лесу.
Т.И. Чемадуров представлен как свидетель «последних минут жизни Романовых», что, как мы знаем, неверно, поскольку камердинер во время убийства находился в екатеринбургской тюрьме.
Автор пишет о дружбе «каморника Чемадурова» с «царским доктором Ремезом», сброшенным в шахту вместе с Великими Князьями (Алапаевскими Мучениками). Здесь смешаны действительно имевшие место описанные нами взаимоотношения камердинера с доктором В.Н. Деревенко с реальной участью Ф.С. Ремеза, управляющего делами Великого Князя Сергея Михайловича, убитого вместе со своим хозяином и другими Великими Князьями.
Далее, путая Т.И. Чемадурова с А.А. Волковым, капитан Франтишек Рихтер утверждает, что тот «бежал в лесу, где скрывался до прихода чехословаков».
Сообщая о руководстве расследованием цареубийства генералом М.К. Дитерихсом, автор напоминает об участии в этом на начальном этапе «профессора Томского университета Дрилля (Drill)». За этой искаженной фамилией угадывается лицо, к делу действительно причастное: ученый-филолог Эрих Вильгельмович Диль:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/235787.html
Был ли чешский легионер лично знаком с Т.И. Чемадуровым, фамилию которого, в отличие от тех, кто даже вел само следствие, он передает верно, неизвестно.
Видеть его и перекинуться парой слов он, разумеется, мог. В пользу этого, вроде бы, свидетельствует подчеркнутая в книжке «необычайная позорность поведения» красной стражи в Ипатьевском доме, что, как мы уже писали, было одной из отличительных черт рассказов Терентия Ивановича.
Однако чех мог вообще не знать Чемадурова, почерпнув сведения для своего «сообщения» из публикаций местной прессы.
Вспомним свидетельство В.П. Аничкова, в екатеринбургском доме которого во время следствия квартировал Т.И. Чемадуров, о том, что его постояльца «слишком одолевали газетные репортеры».
В любом случае эти последние обстоятельства указывают нам на еще одну существенную лакуну в наших знаниях о цареубийстве: публикации в неподконтрольной большевикам прессе Урала, Сибири и Дальнего Востока периода гражданской войны. Источник, который может оказаться весьма ценным. Во всяком случае, представляется, что не учитывать его невозможно.



Poslední chvíle carské rodiny. Dle vypravování komorníka Čemadurova. Vydal Stanislav Klika na Královských Vinohradech, Korunni 27. [Прага. 1919] 48 s.










Стр. 5.




Стр. 6.




Стр. 7.




Стр. 8.




Стр. 9.




Стр. 10.




Стр. 11.




Стр. 12.




Стр. 13.




Стр. 14.




Стр. 15.




Стр. 16.




Продолжение следует.

Алапаевские Мученики, Цареубийство, Архив

Previous post Next post
Up