УБИЙСТВО РАСПУТИНА В ДНЕВНИКЕ И ПИСЬМАХ «ОДНОГО АНГЛИЧАНИНА» (4)

Jan 29, 2017 09:16




1917 год.
Вторник, 2 января.
Письмо к маркизе Рипонской.



Констанс Глэдис Робинсон маркиза Рипон (1859-1917) была старой знакомой Ф.Ф. Юсупова и в то же время близким другом скандально известного своим гомосексуализмом Оскара Уайльда, посвятившего ей даже пьесу «Женщина не стоящая внимания» (1893). Известно также, что маркиза была источником доверительной информации английского правительства:
http://sergey-v-fomin.livejournal.com/31839.html

У меня такой ужасный ревматизм, поразивший обе руки, что я едва держу перо.
Распутин был убит в Юсуповском дворце около 7 утра в субботу 30 [в книге ошибочно: 31 - С.Ф.] декабря. Там были Великий Князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и консервативный депутат Думы [В.М. Пуришкевич. - С.Ф.] и две дамы [sic!] - приятельницы Распутина, которые, по их заверениям, ушли в 4 ч. утра, так что этот человек 3 часа был в агонии.
Всё это из доклада полиции, который у меня есть.



Маркиза Рипонская с двумя медицинскими сестрами в Военном госпитале Короля Георга. Лондон. 1915 г.

Мне случилось быть в эпицентре бури.
Великий Князь Дмитрий был арестован по приказу Императрицы - незаконно, но он подчинился, поскольку это для него козырь. Император спешно прибыл прошлой ночью из Ставки. Я подробно записал в дневник каждую деталь.



Леди Констанс со своим супругом Фредериком Оливером Робинсоном, вторым маркизом Рипонским (1852-1923).

Дневник.
Вся Императорская Фамилия вне себя из-за ареста Великого Князя Дмитрия, ибо даже Сам Император не имеет права арестовывать Свою семью.

[Примечание Стопфорда:] Единственные известные случаи этого рода: (1) дальний родственник Императора Александра II украл у своей матери драгоценности; и (2) другой молодой родственник бежал с балериной, был задержан на границе и возвращен.

Этого не было с тех пор, как Петр Великий арестовал Своего Сына Алексея Петровича, и угроза ареста Цесаревича (Александра I) привела к убийству Павла I.

[Примечание Стопфорда:] Гробница Императора Павла в Петропавловской крепости всегда окружена свечами, в то время как на гробнице Его Сына [Алексанлра I], которого народ считает виновным в убийстве, нет ни одной.

Суббота, 6 января.
Письмо.
Мы все здесь ожидаем каких-то событий. Не хочу писать Вам всех сплетен, большей частью основанных на устаревшей правде.
Дмитрий Павлович и Феликс под арестом, и когда Великий Князь Павел [Александрович] в прошлый понедельник спросил, дозволено ли его сыну приехать в его дворец в Царском Селе и оставаться там, Император отвечал: «Императрица в настоящее время не может этого позволить!»



Великий Князь Павел Александрович.

Императрица-Мать всё еще в Киеве; Ей следовало бы быть здесь, так как Ее Сын Ее побаивается (не слишком). Посольства союзников желали бы, чтобы Она вернулась в Петроград. [Весьма откровенное и значимое признание! - С.Ф.]



Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна.

К сожалению, почта уходит днем, а я узнаю все новости за ужином в русский Сочельник, а ужинаю я у Великой Княгини. […]



Великая Княгиня Мария Павловна Старшая.

Мне нужно было оставить рождественский подарок для Дмитрия Павловича. Когда я приехал, из дома выходил Борис Голицын. Старый дворецкий сказал ему, Дмитрий Павлович вышел, но дом охраняется и у дверей шпик. Наш посол очень безкопокоится. […]
В 8 ужин у Великой Княгини. За столом нас было 28 человек. Я сидел слева от Великой Княгини Виктории [Феодоровны], только что возвратившейся из Румынии; ужинало трое Великих Князей; вся семья выглядела весьма подавленно. За ужином Великая Княгиня Виктория сказала мне, что Дмитрий Павлович выехал в Персию.



Великая Княгиня Виктория Феодоровна, супруга Великого Князя Кирилла Владимiровича. Открытка, выпущенная в период эмиграции.

После обеда все мы прошли в залу для танцев, где стояла ёлка.



Парадные интерьеры дворца Великого Князя Владимiра Александровича.

Великая Княгиня Мария поманила меня к себе и рассказала мне о событиях дня. Она была весьма расстроена.
Она сказала мне, что Дмитрий Павлович выслан в 2 часа ночи в Казвин, на рубежи Империи, на персидскую границу.



Великий Князь Дмитрий Павлович.

Ему сказали об этом только в 9.30 вечера, и его увезли прямо к поезду в 2.30 ночи. Он оставался под стражей.
Его сопровождал генерал Лайминг, его военный наставник с детства, и офицер, отвечавший за его целость и сохранность.



Георгий Михайлович Лайминг. Снимок периода эмиграции
Генерал-лейтенант Г.М. Лайминг (1865-1958) был сначала воспитателем Великого Князя Дмитрия Павловича (с 1898 г.); затем попечителем (с 1911 г.) и, наконец, управляющим делами Его Высочества (1912-1917). Генерал для поручений при Главном начальнике военно-учебных заведений, затем при Главном управлении военно-учебных заведений. Участник Белого движения. В течение трех лет скрывался в Петрограде. В 1923 г. выехал из России. Жил в Ницце и Париже, а с конца 1930-х гг. в США. Скончался в Лос-Анджелесе, где и похоронен.



Этот офицер был обязан, во многом против своей воли, принять на себя эту обязанность. Его [Лейб-Гвардии конный] полк страдает от такого оскорбления; полк Великого Князя [Лейб-Гвардии 2-й стрелковый Царскосельский] также желал бы предпринять активные меры, но ему посоветовали ничего не делать в настоящий момент.



Император Николай II, Наследник Цесаревич Алексей Николаевич и Великий Князь Дмитрий Павлович в Царской Ставке.

Император отказался принять Великого Князя Павла [Александровича], его отца. Его сестра приехала из Царского, чтобы быть с ним. Она сказала, что ему стало дурно за несколько минут до отъезда.
Феликса Юсупова выслали из дворца Дмитрия, где он находился под арестом после убийства, в деревню, принадлежащую его семье, к юго-востоку от Москвы.



Князь Ф.Ф. Юсупов.

Никто из них не мог сообщаться друг с другом посредством писем или телеграмм, равно как и ни с кем другим.
Великая Княгиня со своими двумя сыновьями, Кириллом и Андреем, волновались до тех пор, пока они не узнали, что он покинул Петроград.
Ее советы достигли цели - хотя той ночью ничего нельзя было сделать. Ее третий сын, Борис, был у себя в Царском Селе. Они не звонили ему по телефону, боясь, что в гневе он совершит нечто необдуманное.



Великий Князь Борис Владимiрович.

Сегодня я слышал, что «Неназываемого» похоронили в Царском Селе; что на похоронах были Император, Императрица и Наследник Цесаревич, а также митрополит Питирим и Протопопов, министр внутренних дел; оба они были ставленниками мертвого мужика.
Он похоронен в парке, где собирались возвести церковь, примыкающую к одному из госпиталей Императрицы, и его тело лежит там, где будет в итоге стоять алтарь.

Продолжение следует.

Убийство Распутина: английский след

Previous post Next post
Up