ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 28)

Nov 13, 2015 10:40



Андрей Тарковский: «Поцелуй над траншеей, мне кажется, отдаленно и очень непрямо ассоциируется с поцелуем у могилы. [….] Существует предсвадебное упоение вальсом и другое упоение, пушкинское - “бездны мрачной на краю”. Вот это нам требовалось».

«Наша жизнь - не игра»

Я стою хмелен и одинок,
Будто нищий над своею шапкой,
А моя любимая со щек
Маков цвет стирает сальной тряпкой.

Я искусство ваше презирал.
С чем еще мне жизнь сравнить, скажите,
Если кто-то роль мою сыграл
На вертушке роковых событий?

Где же ты, счастливый мой двойник?
Ты, видать, увел меня с собою,
Потому что здесь чужой старик
Ссорится у зеркала с судьбою.
Арсений ТАРКОВСКИЙ.

«Иваново детство делали во многом те же люди, что и дипломную ленту. Оператором был Вадим Юсов, композитором - Вячеслав Овчинников.
Именно с этого фильма началась формироваться и актерская команда Андрея Тарковского.
Главную роль (мальчика-разведчика Ивана) в фильме сыграл 14-летний школьник Николай Бурляев. Как говорят, на нее претендовало трое. Взял Андрей Тарковский Бурляева по рекомендации своего друга Андрея Кончаловского. Именно в дипломной ленте последнего «Мальчик и голубь» (1960) состоялся дебют юного актера.
Николай происходил из старой театральной семьи. «…Мои бабушка и дедушка по отцовской линии, - рассказывал он, - были профессиональными актерами. Они играли в театре еще в царское время, например, с таким великим актером, как Остужев».
Николай Бурляев также выбрал эту фамильную стезю: в 1961-1964 гг. он работал в Московском академическом театре имени Моссовета, затем учился на актерском факультете театрального училища имени Б. Щукина, а в 1967-1968 гг. служил в театре Ленкома.



Много лет спустя, вспоминая свою первую роль в фильме Андрея Тарковского, он так писал о ней: «Раньше я критически оценивал свою работу в этом фильме, считая, что в ней, как и в “Андрее Рублеве”, я сделал примерно четверть того, что мог бы сделать. Но на этот раз, глядя на экран, я сам удивился, как в свои четырнадцать лет я мог так играть.
В Эдинбурге, смотря “Иваново детство” и видя, что делаю в образе Ивана, понял - я играл самого Тарковского. Это его движения, интонация, мимика. Очевидно, он этого и добивался. Потому что я сам гораздо мягче своего героя. Я ровный, мягкий человек, а Иван - колючий, нервный, очень эмоциональный, иногда агрессивный мальчик. Тарковский рассказывал мне, как работают западные актеры, в частности Жан Габен, давал мне читать книги об ужасах войны, чтобы я мог прочувствовать, что это такое. Ну и, конечно, был предельно строг.
“Завтра ты должен будешь плакать перед камерой, - говорил он, - и не от лука, а по-настоящему”. И я плакал. Я очень ответственно относился к этой работе, со мной не нужно было долго возиться, как с ребенком. К каждой сцене я заранее внутренне готовился».
Мать Ивана исполняла Ирма Рауш - однокурсница и жена (с апреля 1957 г.) режиссера.



Ирма Тарковская.

Ирма Яковлевна родилась 21 апреля 1938 г. в Саратове, в семье поволжских немцев. Как и Николай Бурляев, она будет сниматься в следующем фильме своего мужа «Андрей Рублев».
Впоследствии, несмотря на непростые личные отношения, режиссер хотел снять ее в роли Хари в «Солярисе». Однако по разным причинам сделать это не удалось.
С 1969 г. Ирма Рауш приобрела известность как режиссер детского кино.



Ирма Тарковская в роли матери Ивана.

И всё же гораздо более значимые последствия имело приглашение на роль подполковника Грязнова (негласного опекуна Ивана) Николая Гринько.
Николай Григорьевич появился на свет 22 мая 1920 г. в семье актеров одного из передвижных украинских театров, что предопределило дальнейшую его судьбу, правда, с перерывом на войну.



Николая Григорьевич Гринько.

На фронте Николая Гринько был стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия. Войну закончил в звании гвардии старшины.
При первой возможности он вернулся к тому, что любил с детства. С 1946 г. он работал помощником режиссером и актером в драматических театрах Запорожья и Ужгорода.
Из-за внушительного роста (198 см.) ему предоставлялась роль конферансье, а также различного рода комические номера.
В это время с ним познакомилась его будущая жена - Айше Чулак-Оглы, молодая скрипачка из Киевского эстрадного оркестра «Дниiпро». Именно она переманила его в свой коллектив, художественным руководителем которого Николай Григорьевич стал в 1955 году.



В течение тридцати лет эта женщина была ангелом-хранителем Николая Гринько. Талантливая скрипачка оставила музыку ради того, чтобы постоянно быть рядом с мужем. Она сопровождала его во всех киноэкспедициях, в том числе когда он снимался у Андрея Тарковского.

Что касается кинематографа, то дебют в нем Николай Гринько состоялся еще в 1951 г., однако последующие десять лет его практически не снимали.
Первую большую роль он получил в фильме Александра Алова и Владимiра Наумова «Мир входящему», вышедшем на экраны в 1961 году. В нем Николай Гринько исполнил роль американского шофёра.



Николай Гринько в роли шофера-американца. Фильм «Мир входящему».

Именно в этой картине его впервые увидел Андрей Тарковский и прислал за ним в Киев доверенного человека со строгим наказом: без актера назад не возвращаться.
А Николай Гринько как раз собирался ту пору в отпуск.
«В углу, - вспоминал он много лет спустя, - лежат рыболовные снасти, палатка. А поздно вечером является гость и предлагает сыграть небольшую роль в фильме у молодого режиссера, Я отказываюсь категорически: отпуск. Пытаюсь объяснить, что завтра с товарищем плыву пароходом под Канев - на рыбалку. Но ночной гость обрадовался и еще настойчивее меня уговаривает: мы и снимаем как раз возле Канева. И роль небольшая. Можно будет порыбачить и поработать».
Приехав на место съемок, рассказывал он далее, «за режиссера я сначала принял оператора Вадима Юсова - он был в той компании самый солидный, серьезный. И потом сильно удивился, когда мне показали настоящего режиссера: молоденький парнишка, скуластый, улыбающийся, взнервленный, немного даже заикающийся, и в очень странной кепочке».
Так состоялась их первая встреча…
Образ подполковника Грязнова, который предстояло создать в фильме, ему был хорошо знаком: «Я таких людей встречал на войне».



В роли подполковника Грязнова. Фильм «Иваново детство».

«Гринько многое мог, - рассказывала супруга актера. - Он рвался в импровизировать. Предлагал на съемках “Иванова детства” разные варианты той или иной сцены. А Тарковский вскипал. Иногда негодовал. Ломал многие его придумки, стоял как камень на своем. Гринько в какой-то миг терялся, расстраивался, потом говорил: “Но, может, Андрей прав?”. Когда позже начались съемки “Андрея Рублева” (“Страсти по Андрею”), Тарковский пригласил Гринько на роль Даниила Черного безоговорочно. Без раздумий».
Начиная с этого первого самостоятельного фильма, Николая Гринько снимался во всех без исключениям лентах Андрея Тарковского, созданных им на родине.
В фильме «Зеркало», в котором для него не было большой роли, режиссер создал всё же специально для него небольшую (директор типографии), которая, тем не менее, запомнилась зрителям.
Возвращаясь с очередных съемок (за сорок лет работы в кино он снялся более чем в ста фильмах), Николай Гринько часто спрашивал жену: «А что Андрей?.. Он звонил?»
Тарковский был для него главным режиссером, притягивавшим его словно магнит.
Но чем же Николай Гринько так привлекал Андрея Тарковского?
«Андрей Арсеньевич, - так отвечал на этот вопрос сам актер, - считал, что я внешне чем-то отдаленно похож на его отца».
Однако, кроме внешнего сходства, существовало еще и землячество. Дело в том, что Николай Гринько родился в Херсоне. Однако в Херсонской губернии, как мы помним, родились отец и бабушка по отцу режиссера. С Елисаветградом же, также входившим в ее состав, была связана и вообще вся история семьи Андрея Тарковского по отцовской линии.



Маша (Валентина Малявина).

Другим важным образом в фильме «Иваново детство» была военврач Маша. В картине это была главная женская роль.
На нее была утверждена Валентина Малявина - выпускница театрального училища имени Б. Щукина, принятая в год выхода картины на экран в труппу театра Ленкома.
Как и ее героиня в «Ивановом детстве», она была москвичкой, дочерью генерала.
«Иваново детство» был не первый ее фильм. В 1960 г. она сыграла эпизодическую роль в картине «Первое свидание».
Почти сразу же после окончания школы она вышла замуж за своего друга, учившегося в соседней московской школе, - Александра Збруева, впоследствии также известного актера, тоже, между прочим, приглашенного сниматься в «Ивановом детстве».
После того, как Валентина забеременела, по настоятельным «советам» мужа, матери и свекрови, ее фактически вынудили сделать аборт. Так она лишилась первого своего ребенка…
Во время съемок «Иванова детства» Андрей Тарковский, как это случалось не раз впоследствии, закрутил роман с Валентиной Малявиной, но довольно скоро охладел…



Маша и старший лейтенант Гальцев (Евгений Жариков). Кадр из фильма.

К сожалению, дальнейшая жизнь актрисы сложилась весьма трагически.
Поначалу всё шло вроде бы неплохо.
В 1963 г. она познакомилась с режиссером Павлом Арсеновым, ставшим ее новым мужем. В 1969 г. он ее снял в главной роли в известном в свое время музыкальном фильме «Король-олень».
В картине партнерами Валентины Малявиной (к тому времени она уже работала в театре имени Вахтангова) были известные артисты: Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Сергей Юрский, Олег Табаков. Эта и другие роли принесли ей славу первой красавицы.



Во время съемок фильма «Иваново детство». Справа налево: режиссер Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский и Валентина Малявина. Осень 1961 г.

Наладилась и семейная жизнь. Валентина Александровна родила девочку, однако сразу же, в роддоме (из-за заражения через прививку) она ее и потеряла.
И тут она сломалась. Запила. Отказывалась сниматься в фильмах и от новых ролей в театре.
Февральской ночью, взяв икону, она отправляется в Загорск в Троице-Сергиеву Лавру. Бдительные родственники остановили, водворили на место.
Но стало, понятно, только хуже. Словно в омут она кинулась в новый безумный роман с пришедшим в 1969 г. в театр Александром Кайдановским (впоследствии ставшим также актером Андрея Тарковского), публично - в театре - умолявшим Валентину стать его женой и при этом вытворявшим Бог знает что. В 1971 г. Александра уволили из труппы «за хулиганство».
Тогда во время одного из загулов они решили покончить счеты с жизнью. Валентина вскрыла вены сначала себе, а потом и ему. Их откачали.



Валентина Малявина и Андрей Тарковский. Венеция. 1962 г.

После 1976 г. у В.А. Малявиной новый роман - с пришедшим в театр Вахтангова актером Станиславом Жданько. В незарегистрированном браке они жили вплоть до его трагической кончины 13 апреля 1978 г.
История эта темная.
В ноябре 1978 г. дело закрыли, признав смерть Станислава самоубийством. Затем дело это несколько раз открывали и вновь закрывали. За Валентину Малявину ходатайствовали Ролан Былов, Олег Стриженов, Елена Санаева и другие ее коллеги.
Пересмотр дела стал возможен в 1983 г., когда, после кончины Л.И. Брежнева и министра внутренних дел Н.А. Щелокова, по инициативе Ю.В. Андропова, начались проверки органов милиции и Прокуратуры. Занимавшийся делом В.А. Малявиной следователь С.А. Машин был уволен из органов и привлечён к уголовной ответственности за «многочисленные фальсификации».
В ходе нового следствия Валентина Малявина была признана виновной в убийстве и приговорена к 9 годам лишения свободы.
Дочь генерала, звезда советского кино, актриса ведущего театра страны оказалась среди воровок, наркоманок, проституток, матерей-убийц.
Отсидев четыре с половиной года, в 1988-м она вышла по амнистии в честь 70-летия Октябрьской революции.
Она писала картины, воспоминания. И довольно успешно. В 1993 г. получила звание заслуженной артистки России.
Однажды богатый американец заказал В.А. Малявиной портрет Императора Николая II. Требовалась подходящая натура. Как-то, выходя из магазина, она увидела человека с подходящей внешностью. Подойдя к знакомым местным алкашам, спросила:
- Мужики, а кто это?
- «Николай Второй». В нашем микрорайоне живет.
Портрет она так и не написала, но они познакомились и стали жить вместе.
Квартира заслуженной артистки России превратилась в прибежище бомжей. В конце концов сожителя убили в пьяной драке ножом в спину.
Валентина Александровна почти ослепла.



В.А. Малявина сегодня.

Позаботилась о ней ее бывшая товарка по заключению. Выйдя на свободу, она занялась предпринимательской деятельностью и разбогатела. Найдя подругу по несчастью, она поселила ее в небольшом пансионате на окраине Москвы, ежемесячно внося за нее 50 тысяч рублей.
Кроме этой подруги никого ныне судьба Валентины Малявиной не интересует…



Андрей Кончаловский в роли солдата, московского друга военврача Маши.

Роль солдата, московского знакомого Маши, в «Ивановом детстве» сыграл Андрей Кончаловский.
Не сразу выбрали актера на роль капитана Холина. На нее пробовался Владимiр Высоцкий, однако худсовет, просмотрев пробы, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
Премьера фильма состоялась 9 мая 1962 года.
Посмотрев «Иваново детство», режиссер Григорий Козинцев сказал: «Знаете, должно быть очень неудобно перед коллегами, когда делаешь такие картины».
Учитель Тарковского Михаил Ромм на проходившей весной 1962 г. в Союзе кинематографистов СССР дискуссии «О киноязыке» заявил собравшимся: «Друзья, сегодня вы увидите нечто необычное. Такого на нашем экране еще не было. Но, поверьте мне, это очень талантливо».
Присутствовавший на премьере Николай Гринько был потрясен. Сравнивая свои впечатления от съемок с просмотром фильма на премьере, он рассказывал:
«…Должен откровенно сказать: впечатления, что я приобщился к чему-то гениальному, у меня совершенно не было. Через некоторое время я снимался на “Ленфильме” и случайно попал на премьеру “Иванова детства”. И тут, пока шел фильм, ругал себя всеми нехорошими словами. Как же я, не новичок в кино, не увидел во время съемок, какая делается картина! Тут только я понял, что у этого очень молодого режиссера большое будущее. И когда фильм закончился, я просто обалдел».
Эта первая 96-минутная полнометражная лента - факт редкостный! - создала Андрею Тарковскому устойчивое международное имя.
Всего картина получила 15 призов.
Первый из них был вручен в Венеции.



Венеция 1962 г.

На XXIII Международном Венецианском кинофестивале в 1962 г. «Иваново детство» было удостоено высшей награды «Гран при» - «Золотого Льва святого Марка».



Там же в Венеции на Международном конкурсе детских фильмов «Бронзовым Львом святого Марка» был награжден фильм Андрей Кончаловского «Мальчик и голубь».
В той и другой ленте снимался, напомним, Николай Бурляев.
30 сентября 1962 г., в год оглушительного успеха, у Андрея и Ирмы Тарковских родился сын, которого в честь отца режиссера, назвали Арсением.



Андрей Тарковский со своим сыном Арсением. 1965 г.

В том же 1962 году в издательстве «Советский писатель» вышел из печати первый сборник стихов его отца Арсения Александровича Тарковского «Перед снегом»...

Продолжение следует.

Валентина Малявина, Николай Бурляев, Ирма Рауш, «Иваново детство» Тарковского, Николай Гринько

Previous post Next post
Up