ПРЕДУПРЕЖДЕН - ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН (начало)

Sep 06, 2014 13:41



И.Е. Репин. 17 октября 1905 года. Вглядитесь в эти лица!

О МЯТЕЖАХ И ОБ ИЗМЕНЧИВОЙ СУДЬБЕ ГОСУДАРЕЙ

Вот и осень. Моросит дождь. Ночи всё холоднее. Скоро птицы подадутся на юг. А люди уже «прилетели». С Юга. Они в городе. Отдохнули, кто как мог. Некоторые уже получили счета на оплату коммунальных услуг. Сходили в магазины. Надолго ли хватит пороха у москвичей. (Ибо судьба страны всегда решалась в столице.) А «экономический блок» в верхах? А банкиры? Бизнесмены? «Креативный класс»? Новый американский посол, специалист по «оранжевой» чуме в столице России. Болотники напряглись…



«Хвосты» 1917 г. Снимок из московского журнала «Искры».

И вспомнилась мне давняя, вышедшая еще в самом начале 2012 г. моя публикация. Предмет ее - тексты, вышедшие в первой четверти XVII в. из-под пера одного англичанина. Эти удивительные трактаты упомянул в своей статье доктор юридических наук, генерал-майор милиции в отставке В.С. Овчинский. Вышла она в декабре 2011 г., называлась «Революция по Бэкону».
«Читая, - пишет в ней Владимiр Семенович, - недавно изданную у нас книгу (курс лекций) Мишеля Фуко “Безопасность, территория, население”, я нашел в ней удивительно актуальный для нашей российской, да и мiровой, ситуации анализ работы Фрэнсиса Бэкона “Очерк о мятежах и волнениях”. Написанная почти 500 лет назад […] …Эта работа Бэкона дает ключ к пониманию происходящих сегодня процессов. […] Фантасмагорией является то, что матрица Бэкона полностью накладывается на нашу сегодняшнюю ситуацию».
Мишель Поль Фуко (1926-1984) - это наш современник, французский философ, теоретик культуры и историк, создатель первой во Франции кафедры психоанализа, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс, где 15 марта 1978 г. и прочитал ту лекцию, о которой идет речь.
Тексты Бэкона написаны были пятьсот лет назад. (Правда, созданы они были в Англии и последнее обстоятельство заставляет нас еще раз задуматься над непростой ролью этой страны, как в истории России, так и всего остального мiра. (Впрочем, об этом поговорим далее.) И не то, чтобы они, эти трактаты, были неизвестны русскому читателю, впервые опубликованы или переведены. Нет. Специалистам, философам и историкам и вообще всем, кто интересуется политологией, ведомы они были давно. Но сегодня тексты эти обрели актуальность и необычайную остроту, в связи с разворачивающимися на наших глазах событиями: цветными революциями в Северной Африке, на Ближнем Востоке и почти что на всем постсоветском пространстве, в том числе и под боком, на Украине...
По вопросу о мятежах и бунтах, говорил своим французским слушателям Мишель Фуко, «имеется один текст, текст совершенно замечательный, написанный канцлером Бэконом, Бэконом, которого уже никто не изучает и который, конечно же, является одним из самых интересных персонажей этого начала XVII в. У меня нет привычки давать вам советы относительно университетской работы, но если некоторые из вас желают изучить Бэкона, я считаю, что ни потратят свое время не зря. […] …Он дает целое описание, целый анализ, я сказал бы, целую физику - мятежа и мер предупреждения мятежей, соответствующего управления людьми, и этот анализ имеет огромное значение» (Фуко М. Безопасность, территория, население. СПб. 2011. С. 349).
Приспело, наконец, время сказать и о самом авторе этих трактатов. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - известный британский философ, историк, политический деятель, основатель законоведения, редактор Библии (т.н. Библии Короля Якова). Ряд английских исследователей утверждают, что именно он был автором текстов, известных нам за подписью Шекспира. Но еще гораздо более весомо предположение том, что он был незаконнорожденным сыном Королевы Английской Елизаветы I (1558-1603) и графа Лейчестера, той самой Королевы, личным магом, астрологом и советником которой был Джон Ди (1527-1609), каббалист, розенкрейцер, основатель британской разведки. Правда фактическим создателем этой последней был его старший сын от первого брака - Артур Ди (1579-1651), в нашей истории более известный, как Артемий Иванович Дий (Диев), в 1621-1635 гг. старший врач Царя Михаила Феодоровича и Его отца - Патриарха Филарета. В Россию он был направлен Королем Яковом I (1567-1625). По возвращению на родину Артур Ди стал врачом при Дворе Карла I (1625-1649), лишившегося головы в результате революции, довольно точно (вплоть до мельчайших деталей) предсказанной тем самым Бэконом.



Фрэнсис Бэкон.

Уже в 23 года Фрэнсис Бэкон был избран в парламент. С 1617 г. он лорд-хранитель печати, затем - лорд-канцлер. В 1621 г. его привлекли к суду по обвинению во взяточничестве, осудили и отстранили от всех должностей. Впоследствии он был помилован Королем, но на службу так и не вернулся, посвятив последние годы жизни научному творчеству.
Вот как незадолго до революции 1917 г. писал о подлинной сути этого творчества известный отечественный правый публицист, бессарабский помещик Г.В. Бутми де Кацман: «Бэкон был гениальным политиком и великим англичанином. Его сочинения на политические темы поражают глубиной и определенностью мысли, ясностью и сжатостью изложения. Таковы “Рассуждения об истинном величии Великобритании” и “Опыты”, в окончательном издании вышедшие на латинском языке под заглавием “Sermones fidelis”. Эти сочинения почти совершенно неизвестны, между тем в них заключается целая сложная и подробная политическая программа, которой Англия продолжает руководствоваться и по настоящее время. […]
“Sermones fidelis” представляет собрание размышлений об искусстве управлять государством, расширять его границы, вести переговоры, о колониальной политике и пр. Вся книга проникнута грандиознейшей пророческой мыслью: “Владычество над морем есть некоторого рода владычество над мiром, которое как бы самой природой даровано Великобритании. Народ, господствующий над морями, всегда будет волен объявить войну, или уклониться от нее. Оружием он поддерживает свою торговлю, которая питает его силы. Рано или поздно, все сокровища Индии будут ему принадлежать”. И далее: “Можно предсказать, на основании опыта, что нация, предназначенная особенностями своего гения и своих законов к завоеваниям, завладеть достоянием прочих народов и подчинить их себе рано или поздно, такое государство должно всегда иметь в своем распоряжении наготове поводы, чтобы начать войну, так как в сердцах людей осталось еще настолько чувства чести, что нельзя открыто ничего предпринимать, не прикрывшись идеей справедливости”. И для достижения этих целей Бэкон советует своим соотечественникам: “Употребляйте в дело людей предприимчивых, смелых, находчивых и решительных, даже до безстыдства, если это понадобится, лично заинтересованных в вашем успехе. Надо признать : мiр так испорчен, что люди, способные на все интриги, полезнее в делах, нежели люди честные”. Итак, назначение Англии - всемiрное владычество, достижимое посредством господства над морями, и все средства для этого хороши; нужно только прикрыть их благовидными предлогами. Нельзя не признать, что английский народ сумел использовать уроки своего гениального канцлера.
Однако Ф. Бэкон, создав политическую программу Англии, не ограничился этим, и, желая обезпечить своей родине твердое и неуклонное следование по намеченному им пути, изобрел могучее орудие для достижения этой цели. “Новая Атлантида”, одно из почти неизвестных произведений Бэкона, бросает свет на эту идею коварного политика. Предполагают, что она была написана в 1621 году. К сожалению, это произведение осталось неоконченным; но, если дополнить его тем, что Бэкон высказывал в других своих трудах, то получится нечто законченное и весьма интересное.
Это ни более, ни менее, как изложенный в фантастической форме план государства, управляемого тайным обществом. Остров Бензалем управляется монархом и парламентом, подчиненным в действительности тайному обществу “”Соломонова храма, скрывающему свое истинное назначение под видом ученого союза. Эти тайные руководители добиваются для своего отечества всемiрного владычества; другие народы являются им в этом препятствием; надо ослабить эти народы, уничтожить их мощь; война не всегда для этого пригодна: она иногда приводит к обратным результатам и часто заставляет терять плоды многолетних усилий, потому что в некоторых народах бывают сильны чувства чести, религии и патриотизма. Надо уничтожить эти “опасные предрассудки”. Для этого надо разослать своих агентов по всем странам: пусть они учреждают всюду отделения “Храма Соломона”, пусть под прикрытием гуманитарных идей разрушают семью, религию и патриотизм этих народов. На острове Бензалем члены “Соломонова храма” будут свято хранить и железной рукой укреплять эти “предрассудки”, на которых зиждется государственная мощь» (Бутми Г.В. Кабала или свобода. М. 2005. С. 157-159).
Для полноты картины приведем выдержку из книги, написанной супругой этого автора: «Надо полfгать, что в данном случае английский государственный муж и его тайные вдохновители руководствовались совершенно различными соображениями, так как вряд ли возможно предположить, чтобы Ф. Бэкон имел в виду мiровое владычество иудеев. Но зато мысль о мiровом преобладании Англии при содействии тайного общества, преданного ее интересам, по-видимому, крепко засела в умах предприимчивых островитян, ибо франкмасонство с самого своего возникновения встретило в Англии сочувствие общества и покровительство монархов.
С другой стороны, и тайные вдохновители, и незримые до поры до времени инициаторы франкмасонства были всецело заинтересованы в том, чтобы оправдать надежды Англии из создать из этого государства твердую точку опоры, надежный приют и могущественную союзницу для тайного сообщества, которое должно было вскоре раскинуть сети свои на весь шар земной.
Таким образом, получилось взаимодействие двух сил, преследовавших совершенно различные цели: масонство содействовало могуществу Англии, а Англия поддерживала масонство и способствовала его распространению в других странах на погибель этих последних и во имя своих интересов и корыстных целей» (Бутми Н.А. Каббала, ереси и тайные общества. СПб. 1914. С. 277-278)
Что касается непосредственно трактатов самого Ф. Бэкона, наиболее интересные для нас сегодня фрагменты которых далее мы опубликуем, то все они были написаны в весьма краткий период между отставкой 1621 г. и кончиной в 1626 г.
Первый из них - «Тифон, или Мятежник» - входил в напечатанный в 1620 г. трактат «Новый Органон» («новым» он был по отношению к известному «Органону» Аристотеля, созданному два тысячелетия назад). В нем дан образ мятежника, оппозиционного законному Правителю. Рассуждения в нем, однако, уже отравлены ядом времени и места: имеем в виду критику Бэконом Самодержавных прерогатив Монарха, вытекающую из факта процессов в английском обществе, приведших, в конце концов, к свержению Королевской власти и казни Монарха в 1649 году. Это было далеко не случайно. Бэкона до сих пор называют «патроном современной демократии». Подобно Джону Ди, он состоял в ордене розенкрейцеров (некоторые даже утверждают, что Бэкон был его «отцом-основателем).
Второй небольшой трактат «О знати» входил в состав другого большого сочинения «Опыты, или Наставления нравственные и политические». Именно этот, 14-й по счету «опыт» был впервые напечатан в 1612 г., а в 1625-м значительно расширен и исправлен. Предметом этого публикуемого нами текста Бэкона является знать/элита и та роль, которую она может играть как в возникновении, так и в предупреждении мятежей.
Наконец, третий трактат из того же сочинения «О смутах и мятежах» был впервые напечатан в Италии в 1618 г. Сочинение это, как таковое, отсутствовало в двух первых изданиях «Опытов» 1597 и 1612 гг. и попало лишь в третье 1625 года. Это не только самый крупный по объему, но и самый важный по своему значению из публикуемых нами очерков. Именно он формулирует то, к чему нас как бы готовили два предыдущих отрывка.
В нем Бэкон дает признаки, по которым можно распознать готовящийся мятеж, приводя его причины, а также рецепты (способы) преодоления мятежа Государями/Правителями. (Именно Правителями, а не Правительствами, в которых, как нам это хорошо известно теперь, могут быть представлены дети Тифона/мятежники.)
Итак, главнейшим лицом, которое может и должно преодолеть мятеж, в системе координат Бэкона, по словам Мишеля Фуко, является Правитель. В сущности, он «должен был быть мудрым и осторожным. Что же значит быть мудрым? Быть мудрым, значит знать законы: знать позитивные законы страны, знать естественные законы, которым подчиняются все люди, знать, конечно же, и о законах и распоряжениях Самого Бога. Быть мудрым, значит также знать исторические примеры, образцы добродетели и создавать из них правила поведения. С другой стороны, Правитель должен быть осторожным, то есть знать, в какой мере, в какой момент и при каких обстоятельствах необходимо на деле применять эту мудрость. В какой момент, например, необходимо, чтобы законы юстиции применялись бы по всей их строгости, а в какой момент, наоборот, необходимо, чтобы принципы справедливости преобладали над формальными правилами юстиции. Мудрость и осторожность, это в конечном счете использование законов. […]
Необходимо, чтобы тот, кто управляет, знал элементы, позволяющие сохранить государство, сохранить государство с его силой или с необходимым развитием силы государства, чтобы над ним не господствовали другие, и чтобы оно не утратило своего существования, утратив свою силу. То есть знание, необходимое Суверену, будет, скорее, знанием вещей, чем знанием законов, и те вещи, которые он должен знать, те вещи, которые являются самой реальностью государства, это и есть как раз то, что в эту эпоху называют “статистикой”. […] Необходимо также […] брать административный аппарат не таким, как он существует, но таким, чтобы можно было бы каждое мгновение знать точно, что происходит в Королевстве, административный аппарат, который не был бы просто агентом исполнения приказов Суверена или агентом взимания налогов, богатств, агентом отбора людей, в которых нуждается Суверен, но административный аппарат, который был бы в то же самое время аппаратом познания, как важнейшей стороны отправления власти. […]
…Государственный интерес должен вмешиваться в сознание людей, не просто чтобы навязать им некоторое количество истинных или ложных верований, как например тогда, когда Правители желают верить в свою легитимность или в неправомочность своих соперников, но таким способом, чтобы их мнение было бы изменено, а вместе с их мнением и способ действий людей, их манеры, их поведение в качестве экономических субъектов, их поведение в качестве политических субъектов. Именно эта работа общественного мнения становится одним из аспектов политики истины в государственном интересе» (Фуко М. Безопасность, территория, население. С. 357-360).
Время от времени перечитывавший Бэкона немецкий писатель и мыслитель Эрнст Юнгер (1895-1998) замечал в своем дневнике: «Непросвещенные, следовательно отстающие в эволюции, слои народа инертны. Это на пользу как правительству, так и революционерам. Перед фронтом неграмотных тиран, как и мятежник, в состоянии добиться поразительных результатов. Он стоит перед однородной толпой, позволяющей управлять собой с помощью рычагов. Конечно, он должен сам знать, чего хочет» (Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1965-1970. М. 2011. С. 18).
Кстати, в свое время Ришелье сформулировал принцип: «управлять - значит заставлять верить» (Фуко М. Безопасность, территория, население. С. 371).
И последнее: оружие, выкованное Бэконом, следует признать, обоюдоострое: может сослужить добрую службу и мятежникам, и Правителям. Есть, конечно, и третье заинтересованное лицо. Это мы. Понять то, что вокруг нас сегодня происходит, чему еще предстоит быть и на основании этого сделать сознательный выбор, - это, согласитесь, дорогого стоит.



Еще одно, чисто техническое замечание: за исключением второго отрывка, в котором мы сделали незначительное сокращение, все предлагаемые нами вниманию читателей тексты Фрэнсиса Бэкона публикуются нами полностью, латинские цитаты даются в русском переводе. Для лучшего понимания и некоторого расширения предмета разговора публикация снабжена небольшими комментариями.

Сергей ФОМИН

Продолжение следует…

Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up