У большинства людей лица находятся в голове. С этим фактом даже учёные смирились. Однако авва Клепсидр всегда глядел так, будто совершенно не ожидал увидеть ваше лицо там, где оно находится. Этого было достаточно, чтобы за аввой закрепилась слава прозорливца. Ехали к нему отовсюду, и ни один не уходил не утешен. Он почти и не говорил ничего, а сухо поздоровается и ка-а-а-к глянет! Люди от него выходят в слезах и восторгах:
- Он же мне всё как есть открыл! В самую душу заглянул!
Не удивительно, что именно авва Клепсидр возглавил Союз пассивных христиан, изложив его программу в монументальном труде «Понуждение к счастью».
Надо сказать, что авва был не одинок в своём стремлении привести население к спасению. Вокруг него образовался кружок богословов и творческой интеллигенции, которые начали издавать журнал «Вопросы овечности».
Главной задачей издания была популяризация древнейшей и спасительнейшей традиции овечности, которая довела до спасения не одно поколение верующих. В журнале публиковались подробнейшие рекомендации, как выработать в себе достаточную овечность, позволяющую восхождение и на более высокие степени - стадность и безгласность.
Именно в журнале «Вопросы овечности» впервые были опубликованы наставления инокини-схимницы Психеи по воспитанию новоначальных. Конечно, эти рекомендации, в основном, были разработаны для женщин, поэтому мужчин в школе овечности слегка обабливали, а уж потом разрешали работать над спасительным выражением лица. Чтобы добиться такого выражения, нужно представить, что именно твой сын развязал Вторую мировую войну. Другими средствами мировую скорбь на лице не удержишь.
Было замечено, что избыток разума не позволяет усвоить достаточную овечность, поэтому старцы и старицы, не жалея сил, боролись с засилием разумности, всякий раз воздыхая на молитве: «Да тихое безмозглое житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
И проповедь, скреплённая молитвой и святостью, начала приносить плоды. Все видели знаменитую публикацию в «Вопросах овечности» про праведного художника Карпухина, который, пойдя по стопочкам спасения, вдруг осознал, что он всего недостоин. Положим, нравилось ему рисовать и делать фотографии, но благодаря духовникам он понял, что не достоин творчества, и все свои краски и камеры раздал нищим. А когда жена его любимая упала в реку и звала на помощь, Карпухин легко отсёк тщеславный помысел и возопил в сердце своём: «Кто я такой, чтобы спасать собственную жену? Я недостоин такого подвига!» и с мировой скорбью, наблюдал, как любимая супруга была спасена неизвестным гражданином, который увязил главу праведника ещё большими венцами, набив ему после всего морду.
Однако высшей степени овечности могут достичь лишь единицы. Как учил авва Клепсидр, наивысшая ступень этого духовного искусства есть беспредельное умоление, которое наступает только у тех, кто настолько способен обуздать своё высокомерие, что однажды целиком и полностью превращается в бесцветную и безгласную моль. Удивительно, но и наше скудное время явило таких подвижников!
Про святую Людочку было даже издано житие отдельной книжечкой. Там вся жизнь её описана в подробностях - и как грешила, и как ей жить нравилось, что есть предел грехолюбивой порочности, и как она к старцу пришла. Особенно подробно про то, как старец и ближние учили её подлинной овечности. И это самое главное: если ближние не помогают, то и старец бессилен. А у Людочки как раз домочадцы отзывчивые оказались.
- Ты почему в отдельной квартире живёшь, словно законченая эгоистка? Мы думали тебя хоть церковь перевоспитает! Как же ты нас разочаровала!
- Простите-благословите. - И родственники из Твери переехали к ней на квартиру.
- Как же ты верующей называешься, когда жируешь в собственной комнате и личный холодильник имеешь? Даже религия тебе совести не прибавила!
- Прости-благословите. - И переписала жилплощадь на ближних, а сама перебралась в чуланчик и кушала с газетки, что Бог пошлёт.
- На тебя посмотреть и правда в вере усомнишься: столько места занимаешь, вон и пальто у тебя есть и зимние сапожки. Мы надеялись, тебя хоть церковь исправит - одно разочарование!
- Простите-благословите. - И с этой минуты начала Людочка активно умоляться. Стыдно было ей, что она, грешница, столько места занимает и всем мешает жить. Так и превратилась в моль, а потом и совсем исчезла. Кто говорит, что достигла предела овечности, а кто считает, что от чужих шуб вкушать стеснялась.
Только авве Аргамедонту про такое не рассказывайте, а то он начнёт посуду бить и латинской вязью выражаться. Хоть и святой, а не приемлет овечности. Может оттого, что по гороскопу Лев?
Архимандрит Савва (Мажуко)
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1373805346105515&id=100004281880766