Тёмная долина

Jul 10, 2019 13:10

Тёмная долина (2014 - Австрия, Германия). Режиссёр: Андреас Прохаска.



Загадочный Грейдер прибывает в маленькую горную деревню. Кто он и зачем решил провести зиму в этом безынтересном и скудном на развлечения месте - загадка. От лица местной жительницы по имени Луци зритель и узнает историю темной долины и черных душ, ее населяющих. Прекрасные влюбленные, унижение, страх, предательское молчание и пятна крови на девственно белом снегу - вот основа этой мучительно страшной истории.

Великолепие суровой зимы и затаившейся до весны природы выбрано режиссером и автором романа не случайно. Грейдер для Андреаса Прохазки является воплощением высших сил морали и в конечном итоге мира. И несколько раз зрителю прямо покажут, что если за бесчестьем стоит мир безобразности быта, то вот за плечами у Грейдера сама природа; и в высший момент противостояния чести и скотства только лишь прозрачное зимнее небо безмолвно выразит поддержку загадочному темноволосому незнакомцу. Долина окажется не только изолирована от внешнего мира на три долгих месяца, но и ограждена от таких понятий, как честь, совесть и справедливость. И Грейдер станет для населения горной деревни одновременно возмездием и спасением. Но вопрос в том, оценят ли это те, кого он пришел спасти во всех смыслах этого слова.

Кровавые тайны прошлого постепенно начинают раскрываться в произнесённых вслух или невысказанных фразах, в намёках и воспоминаниях, которые чётко расставляют акценты над тем, что происходит в тёмной долине высоко в горах, почему не имеют там смысла понятия законности и справедливости и как «человек-подлец ко всему привыкает». Одна из местных жительниц, говоря об истинном хозяине городка, замечает, что «он заботится о нас всех». И эта забота заставляет горожан смириться с его безнаказанностью, покорно признать его абсолютную власть, воспринимать как должное втоптанные в грязь честь, невинность и поруганную любовь. Vox Populi прозвучит в унисон с Vox Dei в сцене, ставшей моральным, а, точнее, аморальным центром фильма. И это не грандиозная, в лучших традициях классических вестернов, перестрелка, и не флэшбэк, ярко высветивший страшные путы, связавшие героев фильма. Им стала проповедь местного священника во время свадьбы, наставление юным влюблённым. В этот момент понимаешь с абсолютной ясностью, почему зло нашло себе оправдание, почему оно нагло торжествовало в течение долгих лет и почему смирились и принимали его как должное, как единственно возможное существование достойные, трудолюбивые, набожные люди.



Свобода трактовки для читателя в совокупности с предельно точными высказываниями автора и его совершенно очевидной симпатией к главному герою являются отличительными чертами «Темной долины». Великолепие пейзажей и мастерство операторской работы (которое в данном случае поистине виртуозно) создают на экране целый мир - жестокий и суровый, не знающий прощения. Начинаясь и заканчиваясь композицией «Sinnerman» (исполненной Clara Luzia и группой One Two Three Cheers And A Tiger), «Темная долина» подчеркивает актуальность непреходящей со времен Античности темы. В чем природа человеческой низости и подлости? И как возможно, что некоторые преодолевают непреодолимое, чтобы возвыситься над окружающими и стать примером? Является ли это закономерным ходом вещей или же таким желанным исключением, на фоне которого мерзость становится еще более невыносимой? Андреас Прохазка, а вместе с ним и Томас Уиллманн, в рамках остросюжетной драмы говорят лишь об одном - о том, как важно быть Человеком. Режиссер и писатель, конечно, не знают рецепт, который помог бы социуму стать сознательным и праведным, но в одном они уверены точно: если в темной долине человечества время от времени не будет появляться молчаливый Грейдер с пронзительным печальным взглядом, то все бессмысленно. В любом случае прекрасный незнакомец так и останется тайной. Тайной, известной лишь ему самому.

Во время просмотра я долго не мог понять, почему каждая минута фильма пропитана таким неослабевающим пафосом. Но в конце звучат слова, которые мгновенно всё проясняют: этот фильм - не просто вестерн на австрийский лад, а глубокая притча, которую каждый зритель волен истолковать как пожелает...

Возрастное ограничение: 18+

О наградах фильма можно прочитать здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Использованы фрагменты рецензий на портале Кинопоиск.



Социология, Кино

Previous post Next post
Up