Атеистов надо любить. Атеисты составляют немалую часть человечества, и далеко не худшую его часть. Атеисты создали очень многое в этом мире. Это они строят города, возводят горделивые многоэтажные здания. Это они всматриваются в глубины космоса и в глубины материи, пытаясь выяснить, из чего же всё сделано. Это они двигают прогресс, защищают права
(
Read more... )
С академиком Иваном Павловым не так всё просто. Вот несколько ссылок:
http://scepsis.net/library/id_1650.html
http://siteprosveshenie2005.narod.ru/rel/a22.html или http://humanism.al.ru/ru/magazine.phtml?issue=2006.38-03
http://web.archive.org/web/20180516173912/http://odigitriya.com.ua/node/557
Про Павлова писали в наших церковных брошюрках без всяких ссылок на источники. Скорее всего, благочестивые байки. Тогда, в 90-е много такого издавали.
Я даже помню, где я читал, что он был верующим, - в знаменитой книге "Непознанный мир веры", которая выдержала массу изданий. Там есть главка "Был ли академик Павлов верующим?". Вот - https://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very#n91
К сожалению, в той книге есть ещё мифы. Например, т. н. "Зоино стояние" - https://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very#n22
Мне уже приходилось подробно разбирать этот миф:
Миф о “стоянии Зои”- пример массового психоза - http://sergey-tikhonov.livejournal.com/37307.html
***
Ещё о Павлове:
Он был весьма странный атеист...
Сын священника Иван Павлов, по словам его внучатого племянника Александра Павлова, был хотя и “безбожник”, но “безбожник” какого-то особого рода, не чистой воды". Он отстаивал колокольный звон в Колтушах, любил ходить в храм на службы, дома у Павлова всегда праздновали Рождество и Пасху.
Художник Михаил Нестеров вспоминает о своих разговорах с ученым на эти темы: "Иван Петрович был откровенным атеистом. Наш Павлов, рожденный в духовной семье, уважавший своих дедов, отца, мать, в ранней своей поре, еще, быть может, в Рязани, а позднее в университете, в Медицинской Академии, где в те времена господствовали материалистические теории, по склонности своей натуры проникся этими теориями, их воспринял со всем пылом своей природы, просолился ими, как то было с тысячами ему подобных. Придут времена, наука раскроет сложную природу человеческого организма, природу его психологии, ее разновидность, все это узаконит, тогда вопрос о вере и неверии падет сам собой. Вот смысл того, что говорил вдумчивый, верящий в силу науки великий экспериментатор."
Интересно примечание Павлова к анкете, присланной ему Лондонским обществом Christian Evidence Society: « В моем неверии я вижу не преимущество, а проигрыш по сравнению с возможностью быть верующим. Я глубоко убежден, что религиозные чувства и склонности являются жизненной необходимостью человеческого существования, по крайней мере, для абсолютного большинства»
(Санкт-Петербургское отделение АРАН. Фонд 259. Оп. 1а. Ед. хр. 20, 21).
Reply
Ну, Бог с ним, с Павловым). Отсылки к «Телёнку», увы, не узнал, но тема родилась вполне независимая).
Reply
Reply
Leave a comment