Это на грани сатанизма (о хамстве)

Mar 16, 2019 13:02

Мы встречаем феномен богословски обоснованного хамства. То есть человек говорит, что он хочет проверить твоё смирение… Когда внутри церковных отношений, например, иерархических, хамство используется как право сильного, например, настоятеля прихода или епископа по отношению к прихожанину или рядовому священнику, то есть это его привилегия, - это совершенно недопустимо, это на грани кощунства, даже какого-то сатанизма…

Архимандрит Савва (Мажуко)
Фрагмент: 29 января 2019 Вечер с архимандритом Саввой Мажуко - https://youtu.be/FcF-g212c6k?t=3383

***

Были монахи, которые доказывали мне, что вежливость - это почти грех, уж по крайней мере, что-то очень лукавое и опасное. Да и сам я был хорош. Мне, например, казалось, что гораздо правильнее ко всем обращаться на «ты», будь ты хоть втрое меня старше, ведь к Богу мы в молитвах говорим «Ты». Чуть позже до меня дошло, что это особенность славянского языка, в котором просто нет обращения на «вы», как в современном английском нет настоящего «ты».

А потом неожиданно разразилась «революция стыда», которую во мне произвели две случайные фразы. Как-то раз моя мама ненароком обронила, что она безумно любит шоколад. Сказала и забыла. А я не спал всю ночь. Мне было стыдно. Я прожил почти тридцать лет и ни разу не заметил, что любит моя мама, чем она живет, что ее волнует. Почему я был таким невнимательным? Это был первый удар. Второй нанес апостол Павел. В послании к Римлянам, которое я привычно перечитывал, меня молнией пронзила заповедь: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10).Эти слова до сих пор не могу читать без внутреннего волнения. Братолюбие с нежностью! Апостол призывает к нежности, то есть к вниманию к другому человеку, искреннему и сердечному сочувствию, а значит уязвимости. Это невероятно! Апостол учит нежности! Более того, он ее заповедует!

Мне пришлось отложить на время свои аскетические книги и заново переучиваться, и к этому я даже агитировал братию монастыря. Мы начали с того, что учились просто здороваться и благодарить. Это первое и важнейшее духовное упражнение. Хочешь научиться братолюбию с нежностью, следует освоить непростой навык замечать людей. Заметить человека, обрадоваться ему - это сложнейшее искусство. Оказалось, что приучить себя внятно и приветливо говорить «Доброе утро» не так уж и просто. Нужна сноровка, поставленный навык. Во-первых, человека нужно увидеть, а для этого глаза следует приучить к особого рода вниманию.

Религия очень удобна для оправдания эгоизма и богословски обоснованного хамства. Но если мы ищем единства взаимной любви, мы должны бежать от эгоизма и грубости, какими бы авторитетами они ни прикрывались.

И даже неискренность вежливости не должна нас отпугивать от духовного труда. «Как бы ни проповедали Христа, - писал апостол Павел, - притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1:18).

Если берешься за новое дело, позволь себе право на ошибку, не бойся ошибиться или допустить промах. Вежливость и предупредительность тоже бывают притворны и лицемерны, но даже в таком виде они стоят дороже жестокости и безразличия. И главное. Если вы принимаетесь осваивать аскетические опыты святых отцов, но упустите ступень вежливости и предупредительности, ничего из вашей аскетики не выйдет, кроме надрыва и разочарования.

Полностью здесь:
Архимандрит Савва (Мажуко). Постное письмо № 14. Грех вежливости - https://www.pravmir.ru/postnoe-pismo-14-greh-vezhlivosti/

***

Грубость не просто входит в нашу приходскую жизнь, она обретает вдруг богословское обоснование, становится освященной, праведной. Чтобы оправдать свою грубость и жесткое отношение к людям, мы находим цитаты из Священного Писания, святых отцов, прикрываем все это благочестивыми намерениями.

Разговор одной «приходской» монахини (таких часто еще называют «шаталова пустынь») и прихожанки в храме:

- Матушка - ну что же вы со мною так грубо говорите, что я вам сделала?

- А ты смиряйся! Я ведь - монахиня, а ты - мирянка! Я душу твою спасаю, смирение в тебе воспитываю, ты Бога благодари, что я с тобою так говорю!

Мы настолько привыкли к какому-то духовному мазохизму, что многие прихожане позволяют некоторым священникам откровенно манипулировать собою, издеваться, давать немыслимые «послушания», грубить. Невоспитанность отдельных пастырей и церковных работников может рассматриваться даже как некое юродство, подвиг и благочестивый пример.

Что же стало с нами, что мы - такие? Когда избиваем человека словами, мы можем сравнивать себя со Христом, изгоняющим из храма торгующих. Когда гадим в душу людям, мы можем возомнить себя Иоанном Крестителем, называвшим некоторых фарисеев и книжников «порождением ехидны». Когда бьем жену, утверждаем, что «Домострой» нас к тому обязывает. Зато когда дело касается нас самих - тут мы живо напомним любому, что есть заповеди любви, а потому нас надо любить, терпеть наши недостатки и восхищаться нашими достоинствами…

Наше сознание извращено порою до такой степени, что даже откровенные чисто человеческие недостатки святых (а ведь они тоже были людьми, со своими слабостями и грехами) мы готовы вменять им в добродетели. Бил святитель Иоасаф Белгородский священников своей епархии архиерейским жезлом - и народ вменяет ему это в праведный и благочестивый пример управления паствой. При этом мало кто знает, что 27 правило святых апостолов прямо предписывает лишать сана епископа, священника или дьякона, который занимается рукоприкладством. Бесспорно, святитель известен как образец благочестивой жизни, канонизирован Русской Православной Церковью во святых, но стоит понимать, что святитель Иоасаф тоже имел свои недостатки. Вероятно, не всегда он мог удержать свой гнев, видя пастырские оплошности, а потому и мог ударить. Но стоит ли это вменять в добродетель, или стоит простить святителю Иоасафу такие эпизоды его жизни?

Библия просто и без прикрас описывает персонажей, со всеми их достоинствами и недостатками. Царь Давид, к примеру, убил мужа своей любовницы, царь Соломон стал идолопоклонником, будучи совращен в язычество своими женами. Это все - лишь иллюстрация того, что не стоит любые действия святых автоматически облекать в ореол святости.

Возвращаясь к нам, к нашей жизни, стоит вспомнить очень страшные слова Господа из Евангелия от Матфея: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Матф.18:10-11). И когда мы грубим людям, оскорбляем их, унижаем - мы презираем тех малых, общение с которыми Господь дал нам в конкретное время и в конкретном месте. И особенно сильно мы погрешаем против Господа и ближних, когда наша грубость отторгает людей от Церкви, отторгает от Христа. Ведь о религии судят по ее представителям, их словам и поступкам, их образу жизни. А потому, глубоко личное мнение, грубить людям и сравнивать себя при этом с Христом и святыми - это кощунство.

Протоиерей Димитрий Готовкин, пресс-секретарь Валуйской епархии
Если в храме “благочестиво” нагрубили (в сокращении)
Полностью - https://www.pravmir.ru/o-blagochestivoy-grubosti-i-duhovnom-mazohizme-1/

***

Когда Владимир Набоков преподавал славистику в Корнельском университете, он попытался дать американским студентам внятное определение русского понятия - «хамство». Но сделать этого так и не сумел. Зато Сергей Довлатов  великолепно определил хамство как торжествующую безнаказанность. И, по-моему,  лучше не скажешь.

Хамство обязательно предполагает заведомую беспомощность жертвы.  Ведь не случайно хамят обычно женщинам, старикам, рассеянным интеллигентам в очочках… Попробуйте, например, как-нибудь вечером обхамить компанию подвыпивших гопников. Или, скажем, бригаду омоновцев во время рейда на рынке. Или своего начальника на работе. И сразу станет ясно, что Довлатов безнадежно прав. Хамство действует только в одном направлении и возможно лишь со стороны сильного по отношению к слабым и беззащитным. То есть к тем, о ком заранее известно, что они безропотно примут все сказанное и сделанное в их адрес. Тем оно и мерзко…

Понятно, что абсолютного равенства среди людей нет и быть не может. В любой житейской ситуации всегда кто-то оказывается хозяином положения, а кто-то - от него зависит. И каждый на собственном опыте знает, как гадко и больно бывает на душе, когда тебя обижают, точно зная, что ты не в состоянии достойно ответить на оскорбление. Но до чего же трудно бывает порой увидеть человека в том, кто слабее тебя…

Александр Ткаченко
Обыкновенное хамство (фрагмент)
Полностью - https://foma.ru/obyiknovennoe-xamstvo.html

архим. Савва (Мажуко), Хамство

Previous post Next post
Up