Ко дню новомучеников и исповедников. Всё это уже было...

Feb 10, 2019 07:33

Невыученные уроки истории

На моей памяти, особенно во времена церковной молодости 1990-х, с этим днем, как и вообще с обращением к новомученикам, было много связано триумфалистской риторики. Да, конечно, кровь мучеников - семя Церкви. Да, по молитвам исповедников Российских церковь стала возрождаться... Плоды и итоги этого возрождения, однако, оказались весьма скромными, а то и просто сомнительными.

Так бывает, что прошлое можно лучше понять через настоящее, именно потому, что уроки истории часто оказываются невыученными - с первого раза уж точно. Но когда с недоумением размышляешь о том, почему церковное возрождение дало такие странные плоды, вдруг осознаёшь (кто-то раньше осознал, кто-то позже; мне стало окончательно ясно с этим около 15 лет назад), что всё это уже было. Сколько людей отворачивалось от церковной жизни, будучи лишь номинальными православными, уже в синодальную императорскую эпоху, довольствуясь лишь однократным в год причащением, и то, чтобы только подтвердить полученной справкой свою лояльность? Сколько соблазнялись чиновным барством и надменностью епископов? Бездушным бюрократизмом духовных консисторий?

Обращаясь к новомученикам в молитвенных церковных собраниях, неплохо бы задуматься, а как бы узнать, чем Бог мог бы помочь нам здесь и теперь, их в том числе молитвами, чтобы не наступать еще неопределенное множество раз на одни и те же грабли? Конечно, новых гонений, сравнимых с теми, что начались 100 лет назад, не будет. И гнать-то особенно сейчас некого (коэффициент сопротивляемости с тех пор сделался бесконечно малой величиной, а наши иерархи даже малейшего слова возражения кому-то из власть имущих не смеют озвучить), да и не нужно - потихонечку церковная организация сама маргинализируется, теряя авторитет, какой ещё имела в 1990-е, и на неё просто перестают всерьёз обращать внимание. К тому же в ней одни по-своему успешно гонят других, несогласных и свободолюбивых, и это тоже легко становится достоянием гласности. Но ведь церковь состоит не только из иерархов, а что же было веками в народе? Кто хранил в Святой Руси веру православную? Совсем уж не народ, в большинстве пребывавший в двоеверии и знавший больше лишь внешне-обрядовую сторону православия. Много раз уже приводился в пример эпизод, когда Владимир Марцинковский, известный проповедник тех лет, ехал в 1918 году в поезде из Москвы в Тулу для чтения лекции, и напротив него сидел солдат-красноармеец, похвалявшийся своими "подвигами" из грабежей и убийств. Марцинковский не вытерпел и воскликнул: "Как же вам не стыдно! Разве этому учит Евангелие?" На что солдат, нимало не смущаясь, отвечал: "А што нам евангиле? Мы ево только крышку целовали, а што в ём написано, этово мы не знаем". Не удивительно, что вчерашние условно-православные крестьяне легко предавали свою формально-обрядовую православность, легко подпадая под революционную агитацию и с той же лёгкостью идя громить церкви, в которые раньше ходили.

Но были люди и другого склада. Например, жили бурной молодой светской жизнью, а потом на старости лет "грехи замаливали". Некоторые даже постриг принимали и в монастыри удалялись. Это, конечно, лучше, чем ничего и чем быть богоборцами, кто бы спорил. Но полноценной живой церковной жизни на этом никак не построишь. Сейчас тоже такой взгляд весьма популярен: вот, нет времени, работы много, детей надо воспитывать, а вот выйду на пенсию, там и буду молиться и в храм ходить. Из числа нынешних бизнесменов и власть имущих наверняка тоже найдутся надеющиеся на такой вариант. В общем, при крайнем индивидуализме и разобщенности в церковной среде нет осознания личной ответственности за то, что происходит в РПЦ. В лучшем случае есть желание что-то получить, прийти, взять своё в виде некой помощи или даже своеобразной индульгенции и уйти. А другие справедливо в общем опасаются, как бы не столкнуться с той поднаготной, о которой уже и так немало наслышаны. Стоит ли вообще сильно приближаться к храму и окунаться в эту жизнь, не обожжёшься ли, и надо ли очаровываться, чтобы потом разочароваться? Вот и получается, что на практике церковь наша может быть чем угодно, от бюро молитвенно-потребительских услуг до психологических консультаций, порой весьма не качественных, но только не Телом Христовым, где каждый себя действительно чувствовал бы членом, нужным другим и объединенным с другими членами общением в любви и радости!

Святые новомученики! Помогайте в молитвах ваших становиться нам более ответственными за ту церковь, в которой пребываем!

Священник Филипп Парфёнов
О новомучениках российских: невыученные уроки истории - https://pretre-philippe.livejournal.com/636360.html (в сокращении)

о.Филипп Парфёнов, Церковные проблемы

Previous post Next post
Up