«Вошло в обычай, что натуре человеческой противно (противно ли законам, на соборах положенным, не помню), что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы насильно постригают, чем к греху, а не ко спасению дается повод и приращению народа немалая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторым браком
(
Read more... )
Это "заблуждение" укоренилось там из учения Свв. Отцов и Церкви. Вот так сходу могу назвать свт. Игнатия Брянчанинова "Аскетические Опыты":
Цель монашеского жительства состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства. Цель эта предначертана Господом: аще хощеши совершен быти, сказал Господь, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и гряди в след Мене, взем крест.
...
Святые Отцы, писавшие об этом предмете, согласны, что безбрачная жизнь неестественна падшему естеству, что она была естественна человеку до его падения, что по обновлении естества способность к девству и безбрачной жизни возвращена естеству, что девство и безбрачная жизнь почтены выше брака, хотя и супружеская жизнь возведена христианством на более высокую ступень, нежели на какой она стояла до христианства.
, вообще же на эту тему существуют просто тонны высказываний.
Если Вы сумеете посмотреть на ситуацию непредвзято, то увидите в Вашем посте подтверждение душевредности общения с Болгаром. Это ведь из-за него у Вас болит?
Что же касается Михайла нашего Ломоносова, то на это случай отлично ложится поговорка про пироги и сапожника. Так всегда получается, когда плотской человек берётся судить о духовном.
Reply
Мне думается, что никто не критиковал монашество так сильно, как сами монахи. Монашество в своём подлинном достоинстве - прекрасно. Монашество утратившее, отвергшее собственные идеалы, не может не сделаться источником порока.
Что говорил свт. Игнатий Брянчанинов о современном ему монашестве, мы хорошо помним - https://sergey-tikhonov.livejournal.com/274161.html (подборка высказываний).
«Ныне монастыри обратились в пристанища разврата, местами открытого, местами прикрываемого лицедейством, в места ссылки, в места лихоимства и прочего разнообразного злоупотребления. Такими сделала их каста, смотрящая на них, как на свои аренды, ненавидящая и презирающая их, испражняющаяся в них одними своими исчадиями, нетерпимыми в среде мира по причине необузданного разврата этих исчадий».
«Важность - в христианстве, а не в монашестве; монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству».
«Относительно монастырей, я полагаю, что время их кончено, что они истлели нравственно и уже уничтожились сами в себе».
«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия: самому твердому характеру не устоять… Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса».
Это слова свт. Игнатия. И мне кажется, что нет смысла сгнивший плод называть высоким, благоуханным и прекрасным. Если где-то ещё теплится настоящее монашество, то и хорошо. Пусть в этих чудом сохранившихся местах редкие монахи под руководством опытного наставника пытаются осуществлять заветы преподобных отцов. Но к реальному состоянию большинства монастырей это не имеет никакого отношения.
Reply
Вот классический пример из жизни древнего монастыря. Конец IV века, блаженная Исидора юродствует в Тавеннисийском монастыре на берегу Нила. Монахини издевались над ней как хотели, свалили на неё всю чёрную работу, даже били (натуральный садизм). В конце концов у ангелов лопнуло терпение, и один из них явился к св. Питириму, подвизавшемуся неподалёку. Святой старец в это время решал очень сложную задачу: ему стало казаться, что, сидя в келье, он достиг вершин добродетели и угодил Богу больше всех, и он никак не мог смириться. Это в миру сварливая жена смирила бы его в одну секунду, а тут, понимаешь, проблема. Ангел ему и говорит: «Сходи-ка лучше в женский монастырь и посмотри на настоящую святую». Старец в недоумении: «Как же я её узнаю?» (То есть никакой прозорливостью там и не пахло.) Ангел снисходительно назвал ему внешнюю примету: у святой на голове будет повязана грязная половая тряпка, или, возможно, в руке она будет держать ёршик для мытья унитаза. Св. Питирим тут же собрался в путь и неожиданно, не послав даже эсэмэски, нагрянул в монастырь, устроив там грандиозный шухер. Старец потребовал привести к нему всех сестёр. Те послушно явились, все такие чистенькие и аккуратные. Старец строго спросил: «Все ли пришли? Кажется, кого-то не хватает?» А монашки-святошки ему: «Все-все, только одна дурочка на кухне осталась, угощение нам готовит. Не изволите ли, старче, к столу?» «Ведите дурочку!» - сказал старец. Прибежали на кухню, схватили Исидору и силком притащили на собрание, даже газовую плиту забыли выключить. «Вот, - говорят, - полюбуйся, отец, на нашу бесноватую». Тут уже и сам преподобный Питирим не выдержал: «Сами вы бесноватые все, чертовки, а Исидора - выше меня и вас, вместе взятых!» Сёстры опешили от удивления, но, делать нечего, стали просить прощения у святой, про себя же думали: «вот ведь подставила, зараза, перед старцем!» Что подумала при этом святая Исидора, тоже можно догадаться, потому что из монастыря она вскорости ушла в неизвестном направлении. (Более красивое изложение этой замечательной истории здесь - http://www.zavet.ru/b/ipavlov/093.htm)
Вот и смотрите, где тут христианская высота. Много лет они тусовались в монастыре и не имели даже элементарного человеческого сострадания к той, что казалась им обделённой умом, больной на голову. Где тут вообще христианство?
***
Но была и есть другая точка зрения, согласно которой брак и монашество - равночестны пред Богом. Не стану прямо здесь заваливать Вас цитатами, лучше сделаю отдельный пост на эту тему.
Эти размышления не связаны напрямую с Болгаром. Они постепенно оформлялись под влиянием разных авторов и разговоров с некоторыми людьми. Вы говорите о «душевредности общения с Болгаром». Странно, ведь я нигде не говорил, что имею общение с бóлгарской общиной. По-Вашему, если я иногда слушаю беседы и проповеди о. Владимира Головина, то это приносит мне неминуемый вред и делает меня дефективным? Допустим, с дефективностью я мог бы и согласиться, но Болгар здесь точно не виноват :)
Мне почему-то кажется, что М. Ломоносов мог лучше видеть реальное состояние монашества своего времени, чем мы с Вами. А я мог бы и в Лествице найти строки, подтверждающие его правоту. И кстати, о пирожках и сапожниках. Хорошо, что Вы напомнили. Есть целый рад историй, повествующих о том, как преуспевающие в духовной жизни монахи были посылаемы к простым мирянам (кожевникам, домохозяйкам и др.), чтобы увидеть, как те в миру достигали даже большей высоты христианства. Более основательно об этом - в одном из следующих постов.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment