Священник Филипп Парфёнов рассказывает о встрече с архимандритом Саввой (Мажуко) из Гомеля -
https://pretre-philippe.livejournal.com/624452.html В небольшом фрагменте беседы, который о. Филипп заснял на свой телефон, о. Савва говорит об отсутствии церковной солидарности: «Мы не умеем быть вместе… Наша церковь - это команда одиночек, во многом. Иерархия - тоже команда одиночек. Я наблюдал собрание епископов неоднократно, на разные праздники, на разные совещания, и видел, наблюдая за лицами, за общением, что они тоже каждый сам за себя… Нужно воспитывать в себе чувство потребности в другом человеке, любопытство к другому человеку, - почему он не со мной, почему он меня не понимает, почему я не могу ему объяснить, почему он меня не слышит?.. Просто элементарное человеческое любопытство».
***
Наша церковь живёт по принципу огородного разделения. Епископат существует отдельно - свой огород, вообще параллельная вселенная. На большинстве приходов не возникает единства, семейственности, - все сами по себе, как в джунглях. Священство отдельно, певчие отдельно, прихожане отдельно, только слабое кучкование по интересам. Ты можешь год не появляться в церкви, и о тебе никто даже не вспомнит, потому что никто никому по-настоящему не нужен и не интересен. Все занимаются индивидуальным самоспасением. Мы почти все индивидуалисты, эгоисты и эготисты. Мой огород, моя шинелька ближе к телу, моя хата с краю - как всё это мелко! И даже богословие под это подвели: как мантру, бессмысленно повторяем фразу «спасись сам, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Во-первых, мы не понимаем, что в этих словах идёт речь о высоком духовном состоянии, а не о своём огородике. Во-вторых, где эти тысячи? Почему церковь вызывает такое стойкое отвращение у множества людей? Это от великой любви получается такое, от мирного духа? Мы привыкли сваливать это на бесов, чем, наверное, немало их забавляем. А молитва «Отче наш» - зачем она нужна нам в таком случае? Ведь там множественное число, а мы должны молиться так: Господи, спаси меня и мой огородик. Не могу не вспомнить здесь фразу из того фильма: «А в подоплёке-то - одна суть, одна. Простая и понятная человеческая суть».
Посмотрите, что выявила эта история вокруг протоиерея Владимира Головина. У него сложилась настоящая приходская община. У них возникло настоящее единство. Они нашли способ распространять этот дух единства - через совместную молитву. Совместная молитва может быть разной. Литургия - это общее дело. И если есть живая приходская община, то литургия распространяется за пределы уставного богослужения, вся жизнь общины бывает богослужением. О молитве по соглашению есть разные мнения, и разные есть подходы к ней. Тут нужно спокойное, творческое обсуждение, а не скандалы и репрессии. Но речь сейчас не об этом. В Болгаре что-то задышало, зажило. И как отреагировала больная церковь, в которой почти каждый привык жить по принципу своего огородика, как она отреагировала на одну клеточку, ставшую выздоравливать? Как на чужеродное тело. Ожившую клеточку сразу захотели убить - не поддержать, не поправить осторожно, а привести в обычное полумёртвое состояние. Вот результат этой индивидуалистской огородной концепции.
Огородный принцип может работать и в монастырях: Святитель Филарет (Дроздов) и его отношение к женскому монашеству -
https://www.portal-slovo.ru/theology/37710.php Мы должны говорить людям правду о нашей церкви, о её проблемах (конечно, не в грубой форме), а не обманывать их сказками. Люди должны понимать, что церковь - это не зона комфорта, а проблемная территория, где им будет нелегко. Иначе они придут, увидят реальность, увидят эти наши огородики, разочаруются, а потом с особенной ненавистью будут смотреть на тех, кто их обманывал. Говорить правду о состоянии церкви нужно хотя бы для того, чтобы не обманывать самих себя. Например, протоиерей Андрей Федосов часто у себя на канале говорил во всеуслышание: наша церковь находится в глубочайшем духовном кризисе, и очень возможно, что люди не идут в церковь потому, что Бог бережёт их от нас. Человек более 20 лет в сане.
Недавно читал одну книгу (кстати, по ней сняли очень хороший фильм), в которой главной мыслью было именно то, что человеку труднее всего говорить правду, осознать и говорить правду - о себе самом, о мире, о своей жизни. Люди готовы верить успокоительной лжи, даже зная болезненную правду, которая делает эту ложь необходимой. Некоторым людям нужно лгать самим себе больше, чем другим.
Конечно, можно настолько увлечься обсуждением общецерковных проблем, что при этом забыть о своих недостатках и грехах. Но и тут надо понимать, что когда есть братство, когда есть живая, а не формальная причастность к общему делу, когда люди реально живут в единстве во Христе, тогда они намного легче преодолевают и свои собственные, и общие проблемы. А без этого окрыляющего всех единства, люди просто влачат своё существование, понимая только то, что церковь - это ещё одно место, где от них ничего не зависит.