Тема, которая проходит через весь фильм - люди хотят знать, откуда они возникли и какова цель их существования. Это то, что делает людей людьми. Ответ, который люди обретают в фильме, полон ядовитой иронии: человечество создано какими-то физически и морально отталкивающими космическими бандитами, которые по прошествии некоторого времени решили его уничтожить. Ребёнок отправляется на поиски отца и находит, что его отец - маньяк, который хочет его убить.
Не случайно все созданное инопланетянами выглядит давящим и мрачным - для работы над миром «Прометея», как и над миром «Чужих», был привлечён мизантропический швейцарский сюрреалист Ганс Рудольф Гигер. Этот художник работает в стиле, который некоторые исследователи его творчества называют некро-готикой. Он сам описывает свои картины как «фотографии, сделанные в аду».
В начале фильма герои рассуждают о том, что они готовы отдать, чтобы узнать, кем и для чего они созданы. В итоге выясняется, что узнавать это едва ли стоило. Не стоило тащиться за этим на чужую планету. Или стоило? «Я продолжаю искать», - говорит Элизабет в конце фильма. Но там ли она ищет?
Современное неверие предлагает свой ответ: оно говорит, что ответа просто не существует. «Большие вопросы» - кем и зачем мы созданы, и что нам с этим делать - просто не имеют смысла, на них некому отвечать.
Как сказал французский биохимик, лауреат Нобелевской Премии Жак Моно: «Чистая случайность, абсолютно свободная, но слепая, лежит у самых корней величественного здания эволюции, и в результате человек, наконец, знает, что он одинок в бесчувственных глубинах вселенной… Жизнь вообще, и человек в частности - явление уникальное, единственное творение необъятной Вселенной, возникшее вопреки планам природы…
Человек должен, наконец, пробудиться от тысячелетнего сна, и, пробудившись, он окажется в полном одиночестве, в абсолютной изоляции. Лишь тогда он осознает, что, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира. Мира, глухого к его музыке, безразличного к его чаяниям, равно как и к его страданиям или преступлениям… Человек, наконец, сознает свое одиночество в равнодушной бескрайности Вселенной, из которой он возник по воле случая».
С ним согласен и Ричард Докинз: «Во вселенной, управляемой слепыми физическими силами и генетической репликацией, кто-то обязательно пострадает, кому-то обязательно повезет, но не пытайтесь обнаружить тут ни закономерности, ни причины, ни справедливости.
Наша вселенная обладает именно такими качествами, какими она и должна обладать в том случае, если в ее основе нет никакого замысла или цели, нет ни добра, ни зла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия».
Мы никем не созданы, у нас нет никакой цели. Не беспокойтесь и наслаждайтесь жизнью.
Но людей не устраивает отсутствие ответа. Должен быть ответ. Хоть в виде каких-то крайне несимпатичных инопланетян. Но что, если за ответом не нужно летать на другие планеты? Что, если он у вас перед носом? Что, если он содержится в книге, которая издана самыми большими тиражами за историю человечества, переведена на самое большое число языков?
Что, если этим ответом является самая известная Личность в человеческой истории? Что, если этот ответ исполнен надежды и утешения - мы созданы из любви, созданы для вечной радости? Что, если он ведёт нас не в мир вязких гигеровских кошмаров, а в мир добра, света, мудрости и красоты? Что, если Вас настойчиво приглашают войти?
В фильме несколько раз повторяется фраза - «это то, во что я выбираю верить». Мы делаем выбор - верить в мир бессмыслицы и пустоты, как Моно или Докинз; в мир, где «инженеры» выращивают «чужих», чтобы натравить их на человечество, изображённый в фильме; или в мир, о котором говорит Евангелие - мир, созданный благим Богом, мир, который Он ведёт к предначертанным Им, таинственным и невыразимо прекрасным целям.
Почему так много людей выбирают верить в мрачную неправду - вместо того, чтобы верить в бесконечно радостную истину? Это же чудовищно глупо. Но грех и есть чудовищная глупость. Это путь, к которому можно отнести слова Элизабет в конце фильма: «Здесь только смерть». Но есть и путь жизни; и мы можем его избрать.
Найдено здесь -
https://www.kinopoisk.ru/film/prometey-2012-467099/Данная реценция оставлена пользователем с ником Nigilifer 24 октября 2012 | 20:43