Вся наша культура - это тонкая плёнка на поверхности бездны звериных инстинктов и демонических страстей. «Культура - это лишь тонкая яблочная кожура над раскалённым хаосом» (Ницше). Не зря сказано ещё кем-то, что настоящая встреча человека с самим собой страшнее встречи со смертью.
***
Культура - это лишь тонкая яблочная кожура над раскалённым хаосом
Человек живёт не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвящённых. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального осмысления в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чём заключается смысл его бытия?
Вот хотя бы два из таких понятий: «человек» и «культура». Данные понятия неразрывно связаны друг с другом; как яблочная кожура не может существовать отдельно от яблока, так человек - от культуры.
Почему приведено такое оригинальное сравнение культуры с кожурой? Мне кажется, потому, что именно в кожуре находятся все самые полезные питательные вещества. Так же и культура вобрала в себя все духовные ценности, идеалы, нравственные ориентиры человека.
Но, как известно, идеальных людей не бывает и, зачастую, внутренний мир человека представляет собой ни что иное, как хаос, в котором беспорядочно переплетаются негативные мысли, порочные убеждения и недостойные ценности. Ведь в природе своей человек есть существо низменное и Человеком он выглядит только в преломлённом через призму культуры свете. Именно культура является своеобразным мостиком между тем, что человек есть на самом деле и тем, чем он должен быть. Именно культура является той «кожурой» или, если хотите, оболочкой, которая не даёт вырваться хаосу внутренней сущности человека наружу, сдерживая своеволие характеров людей и препятствуя осуществлению простейшего удовлетворения жизненных потребностей человека.
Однако, оболочка эта является чрезвычайно хрупкой. Каким бы прогрессивным ни был век, в нём всегда находится место кровопролитным войнам, расизму, терроризму и другим асоциальным феноменам. Эти и другие явления приводят к разрыву туго натянутой, невидимой нити между человеком и культурой. Благо, что связующих нас нитей много. Но что будет, когда порвётся последняя?
http://gigabaza.ru/doc/35183.html ***
Вторая встреча - встреча с самим собой. Казалось бы, мы все время живем с собой; казалось бы, нам не с кем «встречаться». На самом деле - есть с кем; есть в каждом человеке глубины, куда он боится заглянуть; есть в каждом человеке внутренний разлад, которого он страшится. Остаться с самим собой - одна из самых страшных вещей, которые могут случиться с человеком, если он этого не делает по собственному почину, а только по необходимости. Быть перед лицом себя самого: без прикрас, без защиты, без всего того, что мы ставим между этим порой страшным или просто пугающим, или прямо вызывающим отвращение видением - и нашим взором. Больше всего нам мешает стать перед самими собой именно этот страх: что я увижу, если откроются мои глаза? Что я увижу, если снимется завеса? Когда мы этому себя подвергаем, мы часто испытываем сначала просто скуку: мы привыкли развлекаться; мы привыкли отвлекать собственное внимание от себя тысячью вещей, из которых многие сами по себе и хороши, и достойны внимания, но которые мы употребляем, чтобы закрыться от пугающего нас одиночества. А когда мы начинаем заглядывать глубже, нам порой делается страшно. Не от того, что мы видим, а от того, что мы вступаем в совершенно нам не известную область: кто знает, какие чудовища поднимутся из этих глубин? Сколько злобы, сколько горечи, сколько лжи, сколько неправды, сколько страха? Сколько жадности - и душевной, и духовной, и телесной? Сколько вражды, сколько холодного безразличия, сколько жестокости я увижу, если загляну в себя? И нам действительно страшно заглянуть.
Но если мы этого не делаем, если мы отказываемся от этой самой страшной, самой пугающей встречи, то мы никогда не найдем в себе мужества ни Бога встретить, ни человека. Бога - потому что Бог проливает в наши глубины Свой неумолимый свет; свет, который раскрывает перед нами все то, что мы покрываем тьмой, все то, что закрываем от себя. Поэтому не одно легкомыслие, не одна забывчивость или безразличие нам мешают стать перед Богом, а сознание: стань я перед Ним - не только должен я начать жить по-новому (потому что, став другом Божиим, я не могу больше жить, словно я Ему враг или чужой), но передо мной раскроется то, чего я не хочу видеть. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике отмечает, что Бог нам никогда не раскрывает того, от чего мы можем отшатнуться, пока не увидит, что в нас созрела достаточная вера и окрепла надежда; только тогда дает Он нам видеть нечто из того, что Он в нас видит всегда: Он раскрывает перед нами нас самих в нашей жадности и в нашем уродстве, только когда Он уверен, что мы можем устоять. И поэтому, когда, по милости Божией заглянув в себя или просто потому, что кто-то отдернул завесу и заставил нас увидеть что-то, чего мы не хотели раньше видеть, мы увидим себя более страшными, более неприглядными, мелкими, жадными, жалкими, чем мы думали, - тогда мы, с одной стороны, должны это осознать; но с другой стороны, вспомнить себе в укрепление, что Бог нам этого не дал бы узреть, если бы Он не знал, что мы можем устоять перед этим видением. В каком-то отношении можно сказать, что способность видеть себя все худшим и худшим - искренно, по-настоящему, в свете Божием - говорит о том, что Бог нам все больше и больше доверяет, что Он все больше и больше видит в нас способность сразиться со злом и победить - конечно, только с Его помощью. Поэтому, хотя есть этот ужас и боль видения зла в себе, должно быть одновременно сознание, что это - знак Божиего доверия. И на это доверие должно, конечно, отозваться достойно: так, чтобы это доверие было дано не напрасно.
Митрополит Антоний Сурожский. Уход в глубины.
https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/uhod-v-glubiny/ ***
Об этом фильм М. Ханеке "Скрытое" -
https://sergey-tikhonov.livejournal.com/41860.html