О целомудрии

Jul 31, 2017 00:23

“Очень ошибаются, ошибаются в погибель свою те, которые признают плотские пожелания неотъемлемыми свойствами тела человеческого, а удовлетворение их естественною необходимостию. Нет! Человеческое тело низошло к телам скотов и зверей по причине грехопадения. Естественны плотские пожелания естеству падшему, как свойства недуга - недугу; они противоестественны естеству человеческому в том состоянии, в котором оно было создано. Иначе: зачем бы и воскресать телам человеческим для блаженной вечности, в которой имеют место одни наслаждения духовные? Плоть человека сотворена способною радоватися о Бозе Живе (Пс. 83, 3)”. (Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. Силы души.)

“Возлюбиши Господа Бога твоего всею крепостию твоею: не только все силы души да будут направлены к Богу, самое тело да примет участие в этом стремлении. Тело способно к этому стремлению. Вожделение Бога было изначала естественным нашему телу, сотворенному с вожделением Бога. Вожделение Бога духовно и свято; духовным и святым было и тело. Оно заразилось дебелостью и тлением по причине падения; оно заразилось вожделениями скотоподобными по причине падения. Искупитель возвратил ему способность к вожделению духовному, и воспользовались этим даром истинные последователи Искупителя, изгнав из тел своих пожелания страстные, стяжав вожделение святое. Телам нашим свойственна любовь божественная. Освободившись от недуга греховности, им неестественного и враждебного, они еще во время земного странствования влекутся постоянно к Богу, сообразно естеству своему и действию Святаго Духа, осеняющего естество очищенное; они влекутся к Богу всею крепостью своею, соединяя свои силы с силами души. По всеобщем воскресении освященные тела, восприяв в себя освященные души, возлетят силою божественной любви, силою Святаго Духа, в обители рая (1 Сол.4,17); они возлетят на небо, куда предтечею человеков взошел со святою плотью Своею Господь наш Иисус Христос. Говорит апостол: Представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим.12,1). Подобает бо тленному сему телу облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие (1 Кор.15,53). Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор.15,44)”. (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Поучение в Неделю двадцать пятую. О любви к Богу.)

“Победа и изменение естества принадлежит единому Богу. "Где побеждено естество, - говорит святый Иоанн Лествичник, - там признается пришествие Того, Кто превыше естества" ( Слово 15, гл. 8). Изменяет естественное влечение Бог в том, кто всеми зависящими от него средствами докажет свое искреннее желание, чтоб влечение это изменилось: тогда Дух Божий прикасается духу человеческому, который, ощутив прикосновение к себе Духа Божия, весь, со всеми помышлениями и ощущениями, устремляется к Богу, утратив сочувствие к предметам плотскаго вожделения (Святый Исаак Сирский, Слова 43 и 38). Тогда сбываются слова Апостола: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6,17). Тогда самое тело влечется туда, куда стремится дух”. (Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1. О чистоте.)

***

“Тот человек, который не исключён Христом из контекста мировых стихий, тот человек, который не нашёл во Христе опору своей жизни, ту опору, которая изымает его из сферы действия обычной магии, обычных социальных взаимодействий и психофизиологических законов, такой человек может быть подвержен действию этих законов”. (Диакон Андрей Кураев. С аудиозаписи лекции; к сожалению, не записал, из какой именно лекции.)

***

Господи, избавь душу мою от самообольщения

Избавь от самообольщения душу мою, Господи, да и тело мое от греха избавится.
   Избавь душу мою от превозношения безумного и гнева жгучего, да и тело мое перестанет разжигаться и безумствовать.
   Дух плоть себе творит, как орган речи, как образ свой. Бессловесна и неподвижна плоть к добру и злу, если душа не заговорит.
   Не узн`ает тело прелюбодеяния, если душа ему не скажет. Прелюбодеяние в сердце совершается; тело видимым образом повторяет сотканное тончайшими нитями в тайниках сердца.
   Друзья мои, смотрите на женщину так, как она сама на себя смотрит, и, подобно струям, спадет пелена обольщения с очей ваших. На всякое существо его глазами смотр`ите и не с вожделением смотреть станете, а с состраданием.
   Господи, освятивший брак, освятил Ты и безбрачие. Имеющих мудрость и силу жизнь свою, от Тебя исшедшую, Тебе посвятить Ты благословил.
   И тех, кто вместить сего не может и не может жизнь свою в себе удержать, благословил Ты, дабы могли они поделиться ею и через жену дать жизнь новую.
   Самообольщение мужчины - в мысли, что влечет его женщина. Се, невостребованная жизнь в нем, она его толкает к женщине, ибо хочет быть востребованной.
   Ты - жизнь, Господи, Ты - жизнь и свет. Ты - свет, Господи, и не желаешь быть во тьме сокрытым и не светить.
   Блажен Тебя в себе познавший и дающий Тебе светить в душе и теле своих.
   Неважно, в плоти единой или в разделенной светить Ты будешь, Ты желаешь светить и землю освящать и наполнять ее жизнью Своей и светом Своим.
   Блаженна та жена, что от самообольщения очнулась, и, мужа узнав так, как он себя знает, вожделение оставила и исполнилась сострадания. И носит жизнь в себе с трепетом и достоинством, словно небо носит.
   Блажен познавший благовременно, что прелюбодейство оскверняет святыню и убивает жизнь.
   Опасны шутки с Богом, чада земные. Лучше вам с огнем играть, чем с Господом шутить.
   Жизнь, от Бога приходящая, не опиум для наслаждения мимолетного, после которого самообман открывается и стыд и унижение тяжкой глыбой ложатся на сердце, безумным желанием опустошенное.
   Избавь от самообольщения душу мою, Господи, да и тело мое от греха избавится.

Свт. Николай Сербский. Молитвы на озере. Перевод С. Луганской

Кураев, О целомудрии, Свт. Николай Сербский, Свт. Игнатий Брянчанинов

Previous post Next post
Up