Свиток времени

Jun 11, 2017 10:57


У ветхозаветного философа Филона38, пытавшегося объединить в одну систему библейский монотеизм39 и учение платоников, мы находим харак­терную метафору времени. В Библии сказано о том, что после изгнания, праотцев из рая Бог поставил херувима с огненным мечом охранять вра­та Эдема40. Филон дает следующую интерпретацию этого образа: херувим означает материальный космос, а огненный, вращающийся меч - время. Вещество и время скрывают от падшего человека мир духовных сущнос­тей и божественного света, которого он лишился из-за грехопадения. Здесь отражен платоновский негативизм по отношению к материи - время и гностическая космология41, где вселенная, развеянная в пространстве, мыслится только как страна изгнания, - бездна падения и темница души. Христианство открыло нам, что на самом деле изгнание праотцев из рая - это действие божествен­ной любви. Повязку на лице человека с больными глазами нельзя наз­вать преградой свету; преграда не повязка, а сама болезнь. Как для ребенка необходима колыбель и пелены, которыми закутывают его еще неокрепшее тело, так для изгнанников из рая были необходимы колыбель земли (космос) и пелены времени, чтобы подготовить их к вечности, к возвращенному раю. Если бы не было материальности и времени, то человек, разрушив союз с Божеством, мгновенно превратился бы в демо­ническое существо и пополнил бы не ряды ангелов, а злых духов.

Католический епископ Николай Кузанский42 определял вечность как свернутый свиток времени, а время - как тот же свиток, но уже развер­нутый43. Здесь несколько ошибок: время и вечность не переходят друг в друга; вечность существует в независимости от времени; время не сме­няет вечность, а проходит, как тонкая нить, над бездной вечности. Другая ошибка. Вечность у Кузанского мыслится, как статика - «свернутый свиток», а время, как динамика - «развернутый свиток». На самом деле, наоборот, вечность более динамична и неповторима, чем время, протекающее только в одном направлении - от будущего к прошлому. Вечность многомерна; эта многомерность может быть выражена знаком бесконечной величины. Время одномерно по отношению к вечности; оно эпи­зод, как бы пролог космической истории. Если даже условно принять образ Кузанского, то следует представить время в виде нераскрытого свитка (синхронно разворачиваемого и сворачиваемого на двух стержнях), а вечность - как раскрытый свиток. Характерно, что Кузанский, потеряв библейское понятие о времени и мистическое ощущение вечности еще до папы Григория XII44, настойчиво требовал реформу календаря (то есть рационалистическую вульгаризацию времени в системе нового календаря).


***

38 Филон (ок. 25 до Р.X. - ок. 50 по Р.X.) - иудейско-эллинистический философ из Александрии. Стремился сбли­зить посредством аллегорических толкований Священного Писания религию Ветхого Завета с учением Платона и стои­ков. Пытался связать догматы Ветхого Завета с греческой фи­лософией. Ветхозаветные законы он рассматривал как законы природы, имеющие значение для всех людей.

Человека считал интеллектуальным существом, которое связано с телом, являющимся могилой, темницей души, раз­рывающимся между вожделением и отвращением. В основе философии Филона лежат два принципа - абсолютная транс­цендентность Бога и стоическо-платоническое учение об иде­ях. Божество - выше платоновских единого и блага и явля­ется истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. Создал в свя­зи со стоическо-платонической концепцией эманации учени о Логосе, как о высшей посредствующей силе между Боже­ством и миром, благодаря которому Бог творит сначала суще­ства, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и че­ловека. Логос - верховная сила Божества, разум Божий, идея всех идей, первородный сын Божий, второй бог, первообраз вселенной.

Мораль Филона проникнута сознанием греховности чело­века, неспособного спастись собственными силами. Единст­венным источником добра является Бог. Путь к добру есть послушание Богу, подражание Богу, отречение от всего ко­нечного, самоотречение; высшая цель есть мистическое, непо­средственное соединение с Богом в блаженстве экстаза.

39 Монотеизм - единобожие, вера в единого Бога, в отли­чие от политеизма - многобожия.

40 См.: Быт. 3:24.

41 Космология - учение о Вселенной как едином целом и о всей охваченной астрономии-ческими наблюдениями области Вселенной как части целого; раздел астрономии.

Гностицизм (от греч. - знание, познание, познавание) - тер­мин, обозначающий ряд позднеантичных религиозных тече­ний, использовавших мифофилософские эллинистические мотивы, вероучения иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов и ряда раннехристианских еретических учений и сект.

В основе гностицизма лежит представление о падении Души в низший, материальный мир, созданный демиургом - низшим божеством. Гностическое раздвоение выступает с полной резкостью именно в космогонии: мир признается прямо яонамеренным созданием противобожественных сил. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим исто­кам. Искупителем является прежде всего Христос, но его при­зыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувствен­ной сферы. Для гностицизма характерно представление о сту­пенях, или сферах, мира и их демонических властителях, пре­пятствующих искуплению.

В христианстве гностические тенденции наивысшего раз­вития достигают во II в. К этому времени относится деятель­ность гностиков Василида из Сирии, Валентина из Египта, Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой гности­цизма можно считать персидское манихейство. Скрытая гно­стическая традиция продолжает существовать вплоть до позд­него средневековья. Его влияние прослеживается у немецких философов Я. Беме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга, в идеях ан­тропософии и теософии. Отдельные гностические мотивы раз­вивались русской религиозной философией (В. Соловьевым и его последователями), немецким философом Л. Циглером.

42 Николай Кузанский (1401-1464) - епископ Римской церкви, кардинал с 1448 г. Родился в селении Куза в Южной Германии. Схоласт и гуманист, рационалист и мистик, бого­слов. Крупный ученый своего времени, теоретик математиче­ского естествознания и один из предшественников дифферен­циального исчисления в математике. В различном контексте Николай Кузанский использовал идеи Платона, Августина, Боэция, Сократа, Анаксагора, стоиков, атомистов.

Будучи сторонником солнечного календаря, Николай Кузанский выступал с требованиями произвести календарную реформу и заменить юлианский календарь упрощенным календарем, более приближенным к солнечному году. Несколь­ко десятилетий спустя Копернику было предложено разрабо­тать новую календарную систему, но он отказался от этого. Только при папе Григории XIII была произведена календар­ная реформа, которую правильно было бы назвать «календар­ной революцией».

Николай Кузанский - автор многих философских и бого­словских сочинений, написанных в разных жанрах - диало­ги, трактаты, размышления: «Об ученом незнании», «Охота за мудростью», «О предположениях», «Об искании Бога», че­тырех диалогов под общим названием «Простец», «О мире, или согласии веры», «О видении Бога», «О вершине созерцания» и др.

Кузанский развивал идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувствен­но воспринимаемым миром природы. Познание «развернуто­го» мира, т. е. Бога, является делом разума, а не веры, кото­рая хочет постичь Бога в его «свернутой» форме. Бог, соглас­но Николаю, максимально бесконечный и предельно единый. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».

Божественное искусство при сотворении мира, по мнению Николая Кузанского, состояло главным образом в геометрии, арифметике и музыке. «Первый образ вещей в уме творца есть число». Бога сравнивал с бесконечным кругом, «преблагословенную Троицу» уподоблял треугольнику.

43 См.: Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. // АН СССР, Ин-т философии. Философское наследие. Т. 80. М.: Мысль, 1979.

44 Папа Григорий XIII (в миру Бонкомпаньи; 1502-1585, папа с 1572 г.) образовал календарную комиссию, в которой ведущую роль играли иезуиты. Календарь, названный его именем, имел основанием солнечный год и был ориентирован на «ближний космос». В григорианском календаре отсутство­вали периодичность и ритмичность, характерные для юлиан­ского календаря. Самым главным недостатком нового время­исчисления было нарушение постановления I Вселенского Со­бора, запрещающего праздновать христианскую Пасху вместе с иудейской пасхой. Юлианский календарь, имеющий своей парадигмой звездный и солнечный факторы, а также учиты­вающий фазы Луны, был ориентирован не только на «ближний», но и на «дальний космос», поэтому фиксировал время в более глубоких измерениях, чем григорианский, и лучше от­вечал идее космичности времени (в мистико-эсхатологическом плане Церковь призвана освятить космос).

Рассматривать григорианский календарь как исправление юлианского календаря ошибочно, так как каждый из них имеет собственную парадигму.

После опубликования папского декрета о новом календаре ряд видных ученых, а также несколько европейских универ­ситетов выступили против этого нововведения. В ответ на про­тест папе Григорию XIII пришлось объявить об отлучении от католической церкви тех, кто не примет новую календарную систему.

Уже на следующий год после реформы 1582 г. папа на­правил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иере­мии II предложение перейти на новый стиль. В конце 1583 г. на Соборе в Константинополе это предложение было отверг­нуто как не соответствующее каноническим правилам празд­нования Пасхи.

Под давлением Ватикана григорианский календарь был почти сразу принят всеми католическими странами и затем постепенно другими государствами Европы. Этот процесс про­должался до 1-й четверти XX столетия.

Архимандрит Рафаил (Карелин). О времени и вечности (фрагмент). Из книги "О вечном и преходящем"

Архим. Рафаил Карелин, Время и вечность

Previous post Next post
Up