![](http://lh6.ggpht.com/Sergey.Steinvil/SJxNQ08CCEI/AAAAAAAAAug/gRThpN7Vq3s/s288/IMG_6969.JPG)
Фотографии из Летнего сада Вместо эпиграфа
Эта песня крутилась у меня в голове во время прогулки по Летнему саду:
А.Дольский - Удивительный вальс*
*) Посереди открывшейся страницы есть белая полоска проигрывателя.
Указом императрицы Елизаветы Петровны доступ в Летний сад для публики чином ниже второго класса был открыт по воскресениям, четвергам и праздникам. Непременными условиями для входа в Летний сад являлись: отсутствие императрицы и опрятная одежда посетителей. До этого указа, попасть в Летний сад можно было только по личному приглашению царя.
В воскресение, июля 27 года 2008, наша дружная компания подошла к ограде Летнего сада. Императрица отсутствовала, одеты мы были опрятно (по современным меркам), так что никаких препятствий для прогулки не было.
Мы бродили по тенистым аллеям, разглядывали паркет из солнечного света, сидели на лавочках. Старейший сад Санкт-Петербурга что-то рассказывал нам, шурша листвой, а скульптуры Баратта (как выяснилось позднее их копии) равнодушно смотрели поверх наших голов. Кстати, у некоторых женских статуй, например у "Славы", непомерно мускулистые ноги. Наверное, это следствие того, что при Елизавете они часто меняли свое расположение.
История Летнего сада удивительна. Петр лично выбрал место для своего "огорода", как он его называл. Между прочим, огородом он его называл не зря: примерно половину нынешней территории занимали фруктовые деревья, овощные грядки, теплицы и оранжереи. Чтобы иметь возможность разбить и поддерживать Летний сад, Петр отправил русских мальчиков в подмастерья к известным европейским садоводам. “Если проживу еще три года,- говорил царь,- буду иметь сад лучше, чем в Версале, у французского короля”. Обещание было смелое, но трудно выполнимое. Земля в бывшей усадьбе шведского майора Конау была неплодородная, болотистая. Даже деревья там не росли. По приказу Петра, на протяжении нескольких лет крестьяне возили землю с других мест и насыпали ее на месте будущего Летнего сада. Деревья сажали круглый год, даже зимой. Пытаясь осушить местность, копали пруды. В конце-концов сад был готов. Правда, включая строительство зданий, заняло это лет тридцать вместо трех.
Если в Летнем саду есть привидения, то среди них должны быть и духи утонувших там в 18 веке фонтанов. Я только недавно узнал, что Фонтанка называется так потому, что давала воду для 50 фонтанов Летнего сада. Петр I приобрел специальную паровую машину, чтобы качать воду из реки и подавать ее в фонтаны. Фонтанов уже давно нет, а река теперь у всех ассоциируется только с Чижиком-Пыжиком.
Чижик-Пыжик, как персонаж вымышленный, напомнил мне о памятнике Крылову. Сам по себе памятник меня не заинтересовал. Сидит себе ткой грузный, суровый мужик, книжку в руках держит. Мне понравилось подножие, на котором изображены герои, если не всех, то большинства его басен. Минут десять мы бродили вокруг, выискивая знакомые персонажи. Мы были не одиноки: какая-то молодая мама, сидя у ограды, читала своим отпрыскам басни, а они тыкали пальцем в бронзовые фигурки. "Однажды, лебедь рак и щука..."
Единственным, что портило впечатление от Летнего сада, была выставка творчества современных кузнецов. Этакий пятачок, заставленный стульями из железа. При виде этого зрелища, у меня сразу же возникли нехорошие ассоциации с камерой пыток времен святой инквизиции. Посреди всего этого безобразия стоит железный шар, в котором понатыканы все символы Санкт-Петербурга, известные его автору. У нас есть фотографии с этого места, но я решил их не выкладывать. В знак протеста.